Ошибки в воспитании грудничков | Азбука воспитания
Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструкторы родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.
Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.
Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка
Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).
Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.
Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем — к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям, проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами, «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.
Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депривация и гипоксия или асфиксия.
Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.
Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей
Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека, начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы, можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.
Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.
Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.
1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, асоциальное поведение. К таким последствиям приводят:
— Отсутствие грудного вскармливания, которое, кроме этого, приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход.
— Отсутствие совместного сна с мамой.
— Ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается.
— Неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.
2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:
— Полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством.
— Ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты.
— Динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:
— Моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого, моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности.
— Проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще хуже делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.
Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?
Кроме этого, проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.
Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.
Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.
Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.
Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская
Статья опубликована в газете
«Наш аист», №7(31), апрель 1998 года
azbyka.ru
как правильно воспитывать детей с рождения (психология)
Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами – важно не упустить ни минуты!Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.
Физическое воспитание малышей
Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.
Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:
- Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
- Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
- Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
- Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.
Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?
Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.
Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.
Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).
По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами – он пока еще не капризничает осознанноКак воспитывать в ребенке самостоятельность?
Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:
- Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
- Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.
Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.
Не стоит при первой же слезинке сразу брать на руки годовалого и тем более 2-х-летнего карапуза – в таком возрасте ребенок уже вполне может дать маме знать, что случилось. Покажите ему, как правильно играть с игрушками одному, чтобы у вас было хоть немного времени для себя и домашних дел. Оставьте открытой дверь в его комнату и время от времени перекликайтсь с ним, чтобы у малыша сохранился «эффект присутствия» мамы. Он слышит родной голос, и ему спокойно. Нужно хвалить кроху за любую попытку сделать что-то самостоятельно.
Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?
Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.
Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.
Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.
Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:
- соблюдение режима сна и прогулок;
- гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
- закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.
Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.
Роль примера родителей для раннего развития детей
Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.
Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »Поделитесь с друьями!
vseprorebenka.ru
☀ Воспитание ребенка ☀ до года по месяцам
Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.
Развития ребенка по месяцам от 0 до годаВопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.
Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитаниюМесяц первый
Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.
Малыш в 1 месяц уже узнает мамуУ ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.
В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.
Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.
Второй месяц
Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.
На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.
В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителямиВажно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.
Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.
Третий месяц
Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.
В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.
Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушкиВ этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.
Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.
Четвёртый месяц
В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.
Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.
Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигатьсяЕсли родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.
Месяц пятый
Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.
Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четверенькиВажно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.
Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.
Шестой месяц
Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.
Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидитДетей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.
Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.
Месяц седьмой
У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.
Малыш в 7 месяцев уверенно ползаетЭмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.
Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.
Восьмой месяц
Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.
Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметовНужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.
Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.
Девятый месяц
Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.
Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опоройНужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.
Десятый месяц
Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.
Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игруНужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.
Месяц одиннадцатый
Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.
Малыш 11 месяцев начинает ходитьВ этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.
Двенадцатый месяц. Ребёнку год!
Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.
Для детей любого возраста главное — любовь родителейС ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.
Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.
Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.
detki.guru
Как правильно воспитывать ребенка с рождения: советы специалистов
Чтобы малыш вырос послушным, добрым, чистоплотным и аккуратным человеком, его нужно воспитывать.
И начинать это делать рекомендуется с момента его появления на свет. Родители должны понимать, как правильно воспитывать ребенка с рождения.
Возрастные особенности и воспитание до года
Многие новоиспеченные родители задаются вопросом, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Делать это необходимо с учетом его возраста, физиологических и психоэмоциональных особенностей.
Воспитание крохи до года можно условно поделить на 4 этапа:
- первый – длится с момента рождения и до трех месяцев;
- второй – это возраст от 3 месяцев до полугода;
- третий – период 6-9 месяцев;
- четвертый – 9-12 месяцев.
В любом возрасте воспитанием ребенка должны заниматься оба родителя.
Первый период: от 0 до 3-х месяцев
Этот период считается одним из важных и ответственных. Родителям необходимо выработать у крохи хорошие привычки, предупредить появление вредных. Также на этой стадии происходит закладка основ общения. Нужно заниматься развитием сенсорного восприятия.
В этот период матери важно правильно организовать для младенца режим питания. Это необходимо для нормальной прибавки в весе, приучения малыша жить по графику.
Физиологические и психологические навыки трехмесячного ребенка:
В первые три месяца после появления крохи на свет требуется выработать у него такие привычки:
- засыпать без пустышки на улице во время прогулки;
- некоторое время развлекать себя самостоятельно, лежа в кроватке;
- засыпать без укачивания.
Также надо приучать малыша к соблюдению гигиены. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания лица и рук, смены подгузника и подмывания. Так получится привить крохе любовь к чистоте. Важна гигиена и для поддержания хорошего состояния здоровья. Остатки испражнений, урины могут вызывать раздражение кожи.
Менять памперс рекомендуется каждые 3-4 часа, а также по мере загрязнения. Эпидермальные покровы маленьких детей очень нежные и чувствительные. Во избежание появления опрелостей, воспаления стоит обрабатывать кожу специальной присыпкой либо кремом.
Чтобы научить грудничка держать головку, следует ежедневно выкладывать его на живот. Делать это надо, даже если крохе не нравится такая поза.
Со временем он привыкнет и выкладывание на живот будет воспринимать спокойно, с интересом изучая окружающий мир под другим углом зрения. Нахождение в такой позе благотворно влияет на состояние мышц спины и шеи.
Также в этот период нужно активно общаться с ребенком. Чтобы грудничок начал агукать, с ним требуется играть, разговаривать. Полезно петь ему песни, читать стихи и сказки. Каждое действие, связанное с малышом, необходимо комментировать. Во время беседы с крохой родителям надо улыбаться. Так они будут закладывать культуру общения.
Второй период: от 3-х до 6-ти месяцев
Это этап активного совершенствования слуха, зрения, сенсорного восприятия. Родителям надо в этот период подготавливать ребенка к становлению речи. Рекомендуется включать мелодичную и легкую музыку.
Подойдут разные жанры и стили: детские песенки, классика, народные мотивы, аудиосказки. Чтобы кроха лепетал, гулил, следует обращать его внимание на разные звуки: например, на шелест листьев, шум струящейся воды, пение птиц, лай собак.
Игры для ребенка следует выбирать те, которые улучшают тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Заниматься с крохой лучше в первой половине дня, во время его активного бодрствования. Малыш должен получать удовольствие от игры. Поэтому не стоит его беспокоить, если он плохо себя чувствует, капризничает, болен. Важно проявлять в отношении ребенка любовь и заботу. Так родители закладывают основы эстетического и нравственного воспитания.
В ежедневном графике малыша должны присутствовать зарядка, массаж. Это укрепит его мышцы, сформирует привычку здорового и активного образа жизни.Третий период: от 6-ти до 9-ти месяцев
Дети 6-9-месячного возраста отличаются непоседливостью, любознательностью. Их активность увеличивается в несколько раз по сравнению с предыдущим периодом. Многие груднички уже умеют садиться, ползать, совершают попытки вставать, некоторые уже начинают ходить.Необходимо максимально обезопасить малыша: убрать бытовую технику, бьющиеся предметы, провода и другие вещи, которые могут навредить ребенку. Дети 6-9 месяцев стремятся открывать двери, ящики шкафов и тумбочек, изучать их содержимое. Родителям не стоит в этом им препятствовать, но только все должно быть безопасно и в пределах разумного.
Для поддержания хорошей физической формы и любви к спорту надо продолжать заниматься с крохой зарядкой. Полугодовалых детей не стоит усаживать в ходунки либо прыгунки. Их неокрепшему позвоночнику данные приспособления лишь навредят. Не пойдет на пользу и стульчик для кормления.
С 7 месяцев можно начинать приучать кроху мыть руки перед едой и после прогулки. Со временем ребенок привыкнет к такой процедуре и будет сам подставлять руки под струю воды.Так у родителей получится воспитать в малыше чистоплотность. Перед каждым кормлением крохе надо надевать нагрудничек. Испачканную одежду следует сразу менять на чистую.
Каждое действие мама должна проговаривать, объяснять. Тогда ребенок вырастит аккуратным. Когда у малыша появятся зубы, нужно будет купить для него зубную щетку и начинать приучать его ею пользоваться.
Грудничка на этом этапе развития необходимо познакомить со словами «нельзя» и «нет». Это нужно для того, чтобы сразу пресекать плохие поступки. Например, если малыш во время игры начал драться или кусаться, стоит взять его на руки и сказать, что так делать нельзя, потому что это вызывает боль.
Чтение и рассматривание картинок благоприятно влияет на развитие речи
Следует продолжать развивать речевые навыки путем чтения стихов, сказок, потешек. Полезно рассматривать с малышом картинки. Стоит разыгрывать небольшие представления с игрушками. Общаться с крохой требуется спокойно, ласково, доброжелательно.
Четвертый период: от 9-ти до 12-ти месяцев
В это время ребенок активно общается, пробует самостоятельно ходить. Важно поощрять попытки ребенка встать на ноги. Для этого нужно водить его, поддерживая сначала за две, а потом за одну руку.
Нельзя запрещать малышу подниматься там, где неудобно: он может подумать, что вставать на ноги запрещено и перестанет развивать данный навык.
Следует совершенствовать интеллектуальные способности крохи. Для этого ему надо показать, с какими предметами какие действия можно совершать: например, дудеть в свистелку, бить в барабан, есть яблоко, катить машинку. Полезны на данном этапе пальчиковые игрушки. Они развивают память, воображение и речь.
Ближе к годовалому возрасту необходимо познакомить кроху с разными формами предметов, размерами материалов. Для этого стоит приобрести для него мячики, кубики, пластмассовые и деревянные игрушки.
Сюсюкать и повторять неправильно произнесенные малышом слова нельзя. Это может спровоцировать появление у ребенка дефекта речи. Разговаривать с грудничком надо много, правильно. Требуется ему объяснять, что к людям, животным, окружающему миру необходимо относиться с добром.
За хорошие поступки кроху следует поощрять. Негативные действия малыша нужно сразу же пресекать.
Советы психологов
Психологи советуют родителям воспитывать ребенка на собственном примере. Кроха не должен видеть грубое отношение, ссоры, слышать обидные слова.Также специалисты настаивают на максимальной автономности детей от мамы с папой. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Совместный сон может привести к тому, что кроха станет несамостоятельным, его будет сложно отлучить от груди.
Специалисты рекомендуют уделять малышу достаточное количество внимания, показывать ему свою любовь и заботу. В противном случае у крохи могут возникнуть серьезные психологические проблемы.
Видео по теме
Доктор Комаровский о том, как нужно воспитывать детей:
Таким образом, воспитание грудничка – это сложный, но интересный процесс. Родителям важно с самого рождения вырабатывать у ребенка хорошие привычки и пресекать плохое поведение. Образцом должна стать семья.
momjournal.ru
❶ Как воспитывать новорожденного 🚩 как воспитывать малыша 🚩 Воспитание и обучение ребенка
Автор КакПросто!
Казалось бы, новорожденный ребенок ничего не понимает, у него действуют только инстинкты. Но на самом деле малыш познает мир, учится жить в нем, приспосабливаться к внешней среде. Родителям нужно воспитывать в малыше качества, данные ему природой, показывать окружающий мир, прививать модели поведения, которые в дальнейшем помогут ребенку адаптироваться ко многим изменениям вокруг.
Статьи по теме:
Инструкция
С первых минут жизни новорожденного приучите ребенка к режиму дня. Ведь диетологами, педагогами разработан специальный распорядок в зависимости от возраста малыша. У маленького человека кормление, сон, бодрствование должны распределяться правильно. Кормите ребенка в возрасте от рождения до месяца каждые три часа. Разрешается отступать от данного распорядка, если малыш не проснулся вовремя. Когда кроха требует грудь раньше положенного срока, перетерпите. Пусть малыш поймет, что следует делать так, как нужно, а не так, как хочется. Во время бодрствования ребенка рассказывайте сказки, пойте детские песенки. Хотя малыш пока ничего не умеет, его мозг способен воспринимать звуки. К трем-четырем месяцам маленький человечек различает образ, голос мамы. Соответственно, он уже умеет сравнивать людей, а также окружающие его предметы.Давайте малышу погремушки. Хватательный рефлекс у ребенка присутствует с самого рождения. Перебирая ручками новый для него предмет, он развивает органы чувств. На кончиках пальцев малыша находятся нервные окончания, которые отвечают за речь человека. Избегайте очень громких игрушек, так как они могут напугать ребенка.
Украсьте комнату малыша яркими предметами. Окружающий мир ребенок познает, когда появляется новый интерес к вещам. Старайтесь больше общаться с крохой. Постарайтесь сделать его жизнь радостной. Проводите с ним занимательные игры. При позитивном взгляде на окружающий мир настроение малыша, а также родителей будет всегда поднятым. Учтите, что положительные эмоции улучшают иммунитет, ваш ребенок будет меньше болеть, а минуты, проведенные с малышом, – радостными, запоминающимися. Характер младенца формируется с первых дней его жизни. А на протяжении года ребенок становится способным воспринимать окружающий мир с той стороны, с которой показали ему родители. Любите ребенка, но старайтесь ограждать его от чрезмерной ласки, так как это мешает ему принимать действительность такой, какая она есть.Источники:
- Воспитание новорожденного
- воспитание новорожденного
Совет полезен?
Похожие советы
www.kakprosto.ru
15 правил, которые нельзя не знать!
Последнее обновление статьи:
Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.
Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.
Развитие ребёнка 1 месяц жизни
Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.
Зрение в первый месяц жизни ребёнка
Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.Дальше новорождённые видят в основном размытые фигуры, потому что они близоруки.
Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.
Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.
Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.
Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.
Что ребёнок может услышать до 1 месяца?
Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.
Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.
Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.
Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц
Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.
Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.Тактильные ощущения
Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.
В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.
С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.
Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.
Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?
Поведение новорождённого
- Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
- Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
- Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).
Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц
С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.
Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).
Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.
Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни
- успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
- может кратковременно сосредотачиваться.
Когнитивные навыки (мышление и обучение)
- Смотрит на лица.
- Следит за выражением лица родителей.
Уход за новорождённым в первый месяц жизни
Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.
Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни
- обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
- будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
- не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
- необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.
Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.
Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?
Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.
Кормление новорождённого
Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.
Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.
Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.
Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.
Смена подгузника
Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.
Для смены подгузника нужны:
- чистый подгузник;
- мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
- ёмкость, наполненная тёплой водой;
- чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.
После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.
Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.
Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.
Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.
Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:
- Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
- После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
- Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.
Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.
Одежда
Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.
Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:
- начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
- прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.
Уход за пупочной ранкой и обрезанием
Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.
Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.
Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.
Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.
Подстригание ногтей
Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.
При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.
Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.
Основы купания
Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).
Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:
- чистая мягкая мочалка;
- мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
- мягкая щётка для массажа кожи головы;
- полотенце или одеяло;
- чистый подгузник;
- свежая одежда.
Обтирание
Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.
Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.
Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.
Купание в ванночке
Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.
К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.
Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.
Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.
Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.
Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.
В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.
Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.
Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.
Основы сна
Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.
Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.
У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.
Поощрение новорождённого к обучению
Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.
В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.
- Погремушки.
- Детские игрушки.
- Музыкальные игрушки.
- Небьющиеся кроватные зеркала.
Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.
Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.
Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.
Кормление
Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.
Организация сна
Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.
Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.
Поведение
Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.
Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц
Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.
Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.
Как развивать ребёнка в 1 месяц?
- обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
- включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.
Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.
Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.
kroha.info
Воспитание ребенка до года – статья сайта о детях imom.me
Обычно молодые родители считают, что воспитание ребенка до года ограничивается просто заботой и защитой. Все правильно, но этого мало. Вопреки распространенному мнению, что младенцы еще маленькие, чтобы что-то понимать, крохи особенно впитывают информацию об окружающем мире до трех лет. Поэтому ребенок до года требует основательного и воспитания.
Содержание:
- Все, что нужно знать о воспитании ребенка до года.
- «Наглядный пример». Воспитание вашего ребенка по месяцам.
- Уход за малышом.
- Развлекаем «правильно»: польза игр.
- На помощь придут игрушки. Отчего игрушки важны и какие выбрать.
- Рекомендации по воспитанию детей до года.
- Родителям посвящается: обновляем библиотеку.
Все, что нужно знать о воспитании ребенка до года
Правильное развитие зависит от окружения крохи: людей, предметов, атмосферы дома, физического комфорта. Полученные знания и представления о мире в ранний период, закладываются в памяти. На подсознательном уровне маленький человечек понимает ― они пригодятся в будущем. Ребенок делает какие-то выводы, развивает рефлексы, нужные в дальнейшей жизни.
Родители играют главную роль в воспитании детей от рождения до года, и дальше по жизненном пути. Поэтому важно иметь правильные представления о способах развития малыша.
«Наглядный пример». Воспитание вашего ребенка по месяцам
Развитие младенца до года условно делят на 4 периода. Каждый характеризуется обретением новых навыков и возможностей.
От 0 до 3 месяцев | Адаптация к окружающему миру. Развитие органов чувств. Формирование биологических часов. Становление мышечного корсета. | Младенец прежде был в утробе матери, оказавшись снаружи, ему трудно понять где он, что с ним происходит. Чувство голода, переваривание пищи, сон ― для него ново. Это сложный период и психологическая встряска. Он не ощущает маму так близко, как раньше. Поэтому общайтесь с новорожденным, как можно больше: пойте колыбельные, читайте сказки. Он должен слышать родные голоса, чувствовать прикосновения. Помогите выработать режим питания, сна. Следите за гигиеной. Кладите чадо на животик, чтобы пытался поднимать голову. |
От 3 до 6 месяцев | Подготовительный этап к активности опорно-двигательного аппарата. Начальная стадия речи. Развитие осязания. Способность концентрировать зрение. Улучшение слуха и способность выделять один звук на фоне остальных. | К действиям, которые делали на первом этапе добавляются новые. Обращайтесь к крохе во время разговора, он должен понимать: речь адресована ему. Устанавливайте зрительный контакт. Разнообразьте ассортимент окружающих предметов и игрушек. Главное сейчас познакомить с множеством фактур, изучать на ощупь ткани. Ребенок запоминает ощущения от прикосновений. Включайте мелодичную музыку. Комментируйте действия: сейчас надо покушать, будем спать, посмотрим в окошко. Начинать подготавливать к физической активности лучше с массажа днем, гимнастики. Мама может делать манипуляции дома или посещать детского массажиста. Попросите педиатра показать, как делать правильно гимнастику. |
От 6 до 9 месяцев | Физическая активность, развитие артикуляционного аппарата. Расширение ингредиентов в рационе питания. Учим полезным привычкам. | Родитель должен стимулировать ребенка к ходьбе. Учите звукоподражанию, воспроизводите звуки животных, указывая на них. Чистим зубки, как полагается возрасту, прививаем к купанию, мытью рук. Разговаривайте, ожидая ответа от ребенка. Задавайте ему вопросы. Сейчас он может отвечать непонятно, но в этом нет ничего плохого ― он учится. |
От 9 до 12 месяцев | Способность к концентрации внимания. Улучшение показателей памяти, речевых функций. Непоседливость, активность. Ребенок понимает настроение окружающих, одобрительную или неодобрительную реакцию на происходящее. | Развивайте мелкую моторику ― она влияет на речевые функции. Читайте детские стишки ребенку. На первом этапе достаточно поддерживать его, давать двигаться по опорам. Многие детки любят начинать делать первые шаги, держась за кроватку, диван и все поверхности, оказывающихся в доступности. Хвалите, если что-то сделал правильно или хорошо. Кроха должен видеть ваше одобрение. Уже в этом возрасте нужно аргументированно объяснять почему нельзя что-то делать. Пример: не трогай цветок, он может упасть и пол будет грязным. Грязь ― нехорошо. |
Воспитание детей от рождения до года включает множество нюансов, которые должны знать родители. Понимая, как происходит развитие младенца, вы сможете выделить приоритетные задачи. Главное, не торопить события. Не требуйте от крохи слишком многого. Некоторые папы и мамы, из лучших побуждений, пытаются научить малыша ходить, как можно раньше. Если опорно-двигательный аппарат не готов к нагрузкам, а ноги не окрепли ― это травмирует ребенка.
Уход за малышом
Новорождённый еще не приспособлен в этом мире, он абсолютно беспомощный. Младенец ничего не умеет делать самостоятельно ― его жизнь целиком зависит от матери и отца. Для них этот период считается особенно сложным. У ребенка до года, уход и воспитание, отличается от более старших возрастов. Этот возраст требует максимум внимания: гигиена, питание, смена одежды, подготовка ко сну.
- Подмывание. Мыть промежность нужно каждый раз, когда ребенок сходил в туалет «по-большому». Возьмите малыша в одну руку и подставьте его под струю проточной воды. Никогда не делайте это в ванночках. Инфекция и грязь остается в емкости ― есть вероятность заражения мочеполовой системы. Правильно подмывать девочек спереди назад, чтобы не занести инфекцию. После процедуры не вытирайте, а промокните чистым полотенцем кожу. Оставьте ребенка на время раздетым. Пусть кожа дышит, а остатки влаги полностью высохнут.
- Обрабатываем глаза. Протираем их ватным диском, намочив кипяченной водой. Двигаемся в направлении от внешнего края, к внутреннему. Используем индивидуальный ватный диск для каждого глаза, чтобы исключить перенос инфекции.
- Обработка складочек. Каждый день осматривайте тело малютки, чтобы выяснить есть ли какие-либо раздражения, аллергия, покраснения, опрелости. Обнаружив остатки крема, масла или присыпки, аккуратно удалите их ватным диском. Если кожа постоянно влажная, плохо просыхает после купания, то складки нужно обрабатывать детской присыпкой, желательно без содержания талька. Присыпка позволит предотвратить опрелости у глубоких складок. Для сухого типа, используют детский крем или специальное масло для ухода за малышами.
- Маникюр. Лучший способ подстричь ногти младенцу ― во сне. Так будет спокойнее, ведь малыш не станет сопротивляться. Возьмите пальчик и нажмите на ноготочек и подушечку. Так, вы сможете отмерить безопасное расстояние, чтобы не поранить кожу. Используйте специальные ножницы для детского маникюра.
- Очищаем носик. Нужно учитывать особенность физиологии «догодок» ― маленькие носовые каналы. Они быстро загрязняются пылью, ворсом с одежды, постели. Но кроха не может сам прочистить их. Поэтому, порой родители не могут понять, отчего ребенок тревожный. Скрутите жгут из ватки и смочите кипяченной водой или маслом. Движением по спирали введите в ноздрю, но неглубоко, чтобы не навредить.
- Чистые ушки на макушке. Удаляйте серу, которая скапливается снаружи. Очищайте скрученным жгутом ваты, уголком завернутого ватного диска или специальными ватными палочками для малышей. Не нужно пытаться вычистить загрязнение глубоко внутри, так можно повредить барабанную перепонку.
- Уделяйте особое внимание пупочной ране.
- Пусть малыш принимает воздушные ванны, особенно это полезно после купания.
- Для водных процедур используйте средства подходящие возрасту.
Более подробно прочесть о правильном поведении родителей, можно в рекомендациях по воспитанию детей до года.
Развлекаем «правильно»: польза игр
Для малышей в первый триместр жизни, лучшее развлечение ― слышать голос родителей. Пойте песни, меняя интонацию, потешки. Покачивайте на руках в такт музыке. Делайте легкую разминку и уложите малыша к себе на животик. В остальные три триместра, ребенок уже проявляет больше внимания к игрушкам. Берите их в руки, вращайте. Давайте потрогать ребенку. Детям нравятся хлопки: аплодируйте, танцуйте перед ним, улыбайтесь. Такое «представление» поднимет настроение крохе и вам.
На помощь придут игрушки. Отчего они важны и какие выбрать
В процесс воспитания ребенка от 0 до года входит знакомство с игрушками. Это не просто развлечение, а способы расширения кругозора.
Погремушка | Развивает орган слуха, понимание ритма. Шумите погремушкой поочередно у каждого уха. Ребенок должен проявлять интерес к звуку и пытаться оборачиваться на его источник. |
Подвеска на колыбель | Подвешивать конструкцию следует на расстоянии 20-25 см. Периодически меняйте подвески. |
Браслеты с мягкими игрушками, бубенцами. | Знакомит кроху с новыми звуками, цветами и их сочетаниями. Надевайте браслеты на разные руки. Эти аксессуары стимулируют к действиям: поднять ручку, повернуть голову, трясти рукой. |
Мячи, удобного размера для детской ладони. | Они могут быть необычной текстуры: пушистые, «пупырчатые», светящиеся, с блестками. |
Фигурки животных: из пластика, дерева, мягкие. Они должны быть монолитными, не иметь мелких деталей, чтобы избежать проглатывания мелкого предмета. Покупайте игрушки согласно указанной возрастной маркировке. | Рассказывайте как «говорит» зверь: мяукает, лает, воет. Объясняйте где оно живет, что делает, как передвигается, что кушает. Сооружайте для них домики: для лисички норку из свернутого шарфа, для собаки будку из перевернутой в виде треугольника. |
Прорезыватели для зубов. | Успокаивают зуд, снимают напряжение, которым сопровождается прорезывание зубов. Приятны на ощупь. |
Геометрические формы: круги, треугольники, квадраты. Кубики из разных материалов: деревянные, тканевые, пластиковые. | Развивают фантазию. Из таких фигур можно строить мостики, башни, выкладывать дороги. Предложите малышу повторить форму кубика, сложив из предметов кубик. Круг, сложив мячи по кругу. |
Детские музыкальные инструменты для малышей. | Формируют понимание мелодичности, ритма. Ребенок понимает, что способен повлиять на звук, его тонацию. |
Музыкальные игрушки, воспроизводящие голоса, звуки животных. | Совершенствуют «речевой» слух. |
Игрушки для ванны | Они сделают процесс купания увлекательным. Знакомят с особенностями поведения предметов в воде: тонет, не тонет, мягкая мочалка впитывает воду, а резиновый кит нет. |
Книги для малютки | Они бывают из толстого картона, пластика, мягкие делают из ткани. Участвуют в развитии мелкой моторики, расширяет зрительное восприятие. Появляется понимание, что изображенное представляет собой картинку из жизни, животе или людей. Развивает сенсорное восприятие, особенно если книга из разных видов тканей. |
Игрушки на пальцы, перчатки-куклы. | Взрослые могут разыграть сценку с участием пальчиковых «театралов». Развивают фантазию, наглядно знакомят с историями. |
Развитие и воспитание ребенка до года не обходится без неваляшек, матрешек, пирамидок. Они знакомят с соотношением форм и размеров, поведением предметов: неваляшка покачивается, издает звук. После третьего триместра можете добавить в коробку игрушек куклы. Они могут быть пластиковые или мягкие. На их примере получится познакомить малыша с телом: глаза, ножки, руки, волосы. Просите кроху показать их на игрушке.
Рекомендации по воспитанию детей до года
- Ребенку должно быть комфортно физически: подходящая температура в комнате, свежий воздух, чистота, рассеянное освещение в помещении.
- Не переусердствуйте с одеждой дома. Не нужно кутать малыша, как на прогулку.
- Создайте благоприятную атмосферу в доме. Первый год жизни должен проходить без эмоциональных встрясок. Громкие споры, раздраженность в голосе, плохое настроение домочадцев ― отражаются на поведении малыша, нервной системе. Первое время ограничьте контакт младенца с посторонними людьми. Конечно, друзья хотят посмотреть на ваше маленькое счастье, но у него еще слабый иммунитет.
- С младенчества общайтесь с крохой. Чадо должно слышать родные голоса, определять по интонации настроение и эмоции.
- Не выходите из себя, когда ребенок громко плачет. Его что-то беспокоит. Поймите, он не в силах справиться с болью. Единственный человек, который может ему помочь и попытаться понять ― только вы, родители. Он не может вам сказать, что происходит. Плач ― и есть способ разговора. Начните рассуждать с внешних причин. Если малыш не испражнился, не мокрый, его уши и нос чистые, температура в комнате комфортная, то переходите к менее явным факторам. Подумайте, голоден ли он, когда последний раз ходил в туалет. Проверьте горло на воспаления, измеряйте температуру, потрогайте животик. При необходимости, обратитесь к доктору.
- Постепенно начинайте расширять границы мира. Давайте ребенку посмотреть в окно, держа на руках. Выходите сперва на короткие прогулки, затем увеличивайте время.
- Основной проблемой большинства родителей становится недосыпание или измотанность одного из них. Чаще всего матерей. Воспитание детей от рождения до года тесно связано с женщиной. Она кормит грудью, он жил в ее теле 9 месяцев, нуждается в ней. Супруги должна обсудить, как рационально разделить обязанности и время с малышом.
- В первый месяц жизни бессмысленно заводить блокнот, записывая режим сна ребенка. Но когда он сформируется, фиксируйте его график сна. В соответствии с режимом маленького босса, распределите свой. Возможно родителю удастся спать днем несколько часов.
- Постарайтесь приобрести все необходимое, прочитав о воспитании ребенка до года. Не покупайте лишних предметов и препаратов, без консультации с педиатром.
Родителям посвящается: обновляем библиотеку
С появлением в доме ребенка, возникает множество вопросов. Родитель понимает, что прежде не задумывался о простых вещах. Как правильно почистить носик малышу, какой температуры должна быть вода для купания? В этих пособиях понятно изложены принципы воспитания ребенка по месяцам и правила заботы.
Библиотека мам и пап:
- «Ваш малыш. Уход за ребенком от рождения до года» Иванова Наталья.
- «Начало жизни вашего ребёнка» Евгений Комаровский.
- «Ребенок от рождения до года. Практическое руководство по уходу и воспитанию» Польен Бом, Махтельд Хубер.
- «Мой малыш месяц за месяцем: от рождения до 1 года» доктор Кристин Кокар, Катрин Пиро-Руэ.
Писательница Татьяна Молчанова посвятила теме несколько работ:
- «Наш первый месяц: Пошаговые инструкции по уходу за новорожденным».
- «Здравствуй, кроха! Подсказки для родителей на первый месяц».
Советы в этих изданиях помогут не только родителям-новичкам. Возможно, даже вырастив уже не одного ребенка, вы найдете для себя что-то новое.
imom.me