Казахский национальный костюм картинки – Казахский национальный костюм: особенности и разновидности

Содержание

женский традиционный костюм казахов, народный наряд для девочки из Казахстана

Национальные костюмы

История

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.

  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.
  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» – неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».

Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.

Разновидности

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.

Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.

Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.

На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).

Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.

Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.

Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.

Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.

Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.

Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.

Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

Летние сапоги отличались каблуком и загнутыми носками. Обувь, как и все элементы костюма богато декорировалась, особенны женская. Сапоги молодых девушек и женщин украшались вышивкой и аппликациями. Пожилые носили сапоги без каблука. Зимой сапоги надевали на теплые войлочные чулки. Бедняки и пастухи ходили в войлочных сапогах на кожаной подошве.

Зимняя одежда

Без описания зимней одежды рассказ об одежде казахов был бы неполным. Шуба имеет немаловажное значение, если учитывать, как неприветливы и суровы Казахстанские степи.

Со временем казахи в совершенстве овладели искусством выделки мехов, кожи и пошива из них одежды. Овчинная, козья, верблюжья шубы были самые недорогие и востребованные. Мех и шкура диких зверей ценились всегда.

Обладателями дорогих шкур считались тигры, сайгаки, куланы, среди пушных зверьков выделялся мех хорька, выхухоля, лисы, енота. Изготавливались шубы из пуха гагары, лебедя и цапли. Но дороже всего ценились куница и соболь. Шубы, покрытые сукном, шелком или парчой были гордостью зажиточных казахов.

Самый простой вариант теплой одежды для бедной части населения- длинный халат, сшитый из верблюжьей шерсти или войлока, хорошо удерживающий тепло.

Пояса

При распашной и не застегивающейся верхней одежде пояс был неотъемлемым ее элементом.

Мужской пояс делали из кожи, иногда из шелка или бархата. Украшались кожаные ремни декоративным тиснением, образными металлическими вставками, вкраплением драгоценных и полудрагоценных каменьев, вычурными полосками из кости. Пряжки изготавливались в форме фигур зверей или птиц.

Женские пояса имели сходство с мужскими, но были шире и наряднее: шелковые и бархатные, расшиты золотой нитью и жемчугом, вытканные из пуха козы или шерсти верблюда.

Современные модели

Современный вид казахского традиционного костюма формировался в течение очень длительного времени.

Традиционный фасон национальной одежды сегодня носят в аулах лишь люди старшего поколения.

Но сочные живые краски, национальный неповторимый орнамент, тонкость и изящество, которые всегда были присущи сакраментальному костюму казахского народа и выделяли его среди других национальностей, пользуются все большей популярностью у сегодняшних жителей Казахстана, давая казахским модельерам и дизайнерам неисчерпаемый источник фантазии.

Очень популярным сегодня становится национальный костюм для девочек. Его надевают для выступления на сцене, и в дни государственных и национальных праздников, когда по улицам шествуют маленькие казашки в традиционных нарядах.

vplate.ru

для девочки и девушек, детские, свадебные и современные

Казахский национальный костюм начал формироваться около 5-6 веков назад. Именно в это время самобытность казахов можно назвать сформированной. Она и отразилась в национальной одежде этого народа.

Немного истории

Современный вариант казахского национального костюма не только долго формировался, но и постоянно изменялся. Соседствующие с казахами народы сильно влияли на местную моду. Свою лепту внесли татары, русские, среднеазиатские народности. Но во все времена казахская одежда отличалась большим разнообразием декоративных элементов и украшений, запахом справа на лево, каёмкой. Украшением служили вышивка и национальные узоры, кроме того казахи верили, что они оберегают от злых сил.

Особенности

Можно выделить следующие отличительные черты в казахском костюме:

  • верхняя одежда имеет характер распашной и всегда запахивается на левую сторону. Это присуще мужским и женским костюмам;
  • приталенный крой;
  • женские костюмы богато украшены оборками, роскошной бахромой и каймой;
  • присутствие высоких шапок, которые украшаются драгоценными камнями, а также перьями или вышивкой;
  • вышивка отражает национальный орнамент, выполняется в виде люрекса, узорчатого тканья;
  • распространенны материалы – кожа, мех, шерстяное сукно, войлок.

Для пошива лёгкой одежды и нижнего белья использовались хлопчатобумажные ткани. Их доставляли торговцы по шелковому пути, вместе с ними казахам поставлялась парча, шёлк, бархат и другие дорогие ткани. Верхняя одежда шилась из козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур, были популярны изделия из овчины.

Цвета и оттенки

Цвета казахского костюма традиционно были и остаются яркиеми и сочными. Они свидетельствуют о богатстве, достатке, роскоши. Это все оттенки зелёного, синего, золотого, красного, которые можно увидеть и в женских, и мужских нарядах. Элементы национальной одежды используются и современными казахскими дизайнерами при создании традиционной одежды. В них отдается дань старине, поэтому наряды выходят как раньше яркими и броскими. Особенно украшают богатые орнаменты.

Ткани

Ткани национального костюма казахов зависят от степени богатства владельца. О достатке говорит парча, тонкий шёлк, мягкий бархат, ценные меха. Ими оторачивалась верхняя одежда, края головных уборов. Широко применялись шерстяные и хлопчатобумажные ткани.

Крой

И мужская, и женская одежда всегда была приталенного кроя. Изделия по традиции расширяются к низу. Также халаты могут быть прямыми, рукава длинные. У мужчин традиционной одеждой являются широкие шаровары. Крой платьев для девушек и незамужних женщин длинный, приталенный, украшен оборками и воланами. Головные уборы имеют конусообразную форму.

Аксессуары и украшения

Богатству украшений казахи уделяют много внимания. Они отличаются разнообразием материлов и манерой выполнения. Их используют во всех предметах одежды. Например, нашивки и на халатах, и на обуви, и на головных уборах.

В зависимости от достатка использовались такие металлы, как золото, серебряные, бронзовые украшения. Из драгоценных камней казахи предпочитали сердолик, перламутр, жемчуг, кораллы, а также цветное стекло.

Особенно выделяются перстни. Они носят разные названия, которое зависит от формы. Например, существует кольцо «птичий клюв». Браслеты, подвески и серьги, могут быть кованными и очень массивными.

Украшения нужны были для придания оригинальности и выделения ранга владельца костюма, также они были и самостоятельными элементами. Для людей разных возрастов, семейного положения, ранга существуют разные виды украшений. Отличаются они и по территориальному признаку.

Обувь

Казахская национальная обувь отражает кочевую жизнь этой народности. Из-за необходимости в постояннй перемене мест в ней преобладают высокие сапоги. В широкие голенища удобно заправлять штаны для большей сохранности тепла.

  • Сапоги для летнего периода могли быть на каблуке. В старину носки шились загнутыми. Молодые девушки носили обувь с украшениями в виде аппликации и вышивок.
  • У юношей был популярен каблук около 8 см. Пожилые для удобства носили мягкие сапожки без каблука. Сверху на них надевались галоши или туфли из кожи.
  • Бедные люди, пастухи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. Малоимущие слои населения были вынуждены носить обувью на подобии сандалий, которая представляла собой кожаную подошву, которая крепилась к ноге ремешками.

Красота свадебного наряда

Национальное свадебное платье казахской невесты носит сложное название Той Узату койлек. Оно шьётся из дорогих тканей, таких как шёлк или атлас, органза или тафта. На нём обязательно присутствует казахский орнамент и нежная вышивка. Её создают из бисера, оформляют золотыми шнурами и лентами.

Свадебный наряд, что в древние времена, что сегодня, отличается оригинальным головным убором. Его называют саукеле. Такое убранство было актуально вплоть до 19 века. Саукеле шьется в форме конуса, длиной около 70 см. Как обычно оно украшено драгоценностями. Для этого использовали монеты, кораллы, жемчуг, злотые вставки, драгоценные камни, бляхи.

К убору прилагались украшения для подбородка и подвески на виски. До спины от убора свисала лента, сотканная из золотых нитей и обшитая бахромой. На затылке было приятно изображать символ благоденствия – рыбью голову. Поверх свадебного убора принято надевать бархатный или шёлковый платок.

Свадебный головной убор принято носить в течении первого года семейной жизни. Затем его достают только по большим праздникам. Саукеле не только красивый, но и очень дорогой головной убор. В давние времена за него давали до 100 лучших скакунов. А мастера трудились над таким убором не меньше года. До сих пор по казахским приданиями считается, что чем богаче будет саукеле у невесты, тем счастливее и удачнее сложится ее семейная жизнь.

Поверх свадебного платья невеста может одеть камзол. Он шьётся в тон платью, его тоже украшают орнаментами, монетами, камнями.

Цвет ткани свадебного платья играет интересную роль. Вместо привычного нам белого цвета казахи препочитают и красный, и синий цвета. Красный символизирует юность, жизнь в её самом расцвете. Синий – это символ мирного неба над головой, тепла и уюта. Он говорит о непорочности и чистоте. Если дата свадьбы выпадает на теплое время года тогда чаще используются белые, розовые, кремовые оттенки.

Ни один казахский свадебный наряд не обойдется без украшений. Это и браслеты, и кольца, и ожерелья, и подвески.

Разновидности

Женский

От тюркских племен казахским женщинам передался – жаулык, убор для головы. Он был пошит из шёлковой ткани, мог быт оторочен мехом. Женщины носили юбки белдемше. С ними надевались халаты или камзолы.

Другой вариант – это платье, юбка которого была расклешённой. Оно носило название кулиш койлек. Российский костюм повлиял на создание другого фасона платья, жах койлек. В нём использовался отложной воротничок и популярная тогда плиссированная кокетка.

Женская верхняя одежда был представлена в виде шалана, халата с тёплой подкладкой из шерсти для зимнего времени года.

Мужской

Мужской национальный костюм включает шапку, шаравары и камзол. Он предполагает наличие особенного головного убора. Этот убор напоминает шапки древних скифов и носит название мурак или ай-ыркалпак.

Шаровары или шалбар-сым пошиты со вставками из овечьей шкуры. Она защищает кожу при трении и делает более удобной верховую езду. Края штанов заправляются в сапоги.

Бешмет, то есть камзол по-казахски может быть самых разных цветов, шьется утеплённым для холодного времени года и стягивается поясом. Под верхней одеждой казахи носят жейде – белье, пошитое из хлопчатобумажной ткани. Реже используется шёлк. Поверх костюма мужчины надевают шубу или длиннополый халат, чтобы защищаться от холода.

Мужчины носили два вида обуви: либо сапоги (допускался невысокий каблук), либо кожаные чешки ичиги. Обувь тоже украшалась вышивкой.

Особенной частью и женского, и мужского костюма казахов всегда были пояса. Их шили из разных тканей. Существовали специальные праздничные модели, искуссно расшитые и украшенные подвесками, полудрагоценными камнями.

Детский

Национальные казахские наряды для детей – это уменьшенные модели взрослых костюмов. Они такие же яркие, красивые и богаты украшениями.

Современные модели

Сегодня национальная одежда казахского народа сохранилась в аулах. Её продолжают носить люди старших поколений. А также она является источником вдохновения для современных дизайнеров и модельеров.

Современные казахские костюмы отличаются изяществом, тонко подчеркивающим красоту и гордость казахского народа. Главная их особенность в национальных орнаментах, которые выделяют казахский стиль в любом фасоне одежды.

wlooks.ru

Казахская национальная одежда — Википедия

Казахские девочки в национальных костюмах

Казахская национальная одежда — предмет материальной культуры казахов.

Казахскую национальную одежду шьют по древним традициям, учитывая этнические, экономические и климатические условия. По назначению национальная одежда подразделяется на нательную, верхнюю, дождевую, повседневную, торжественную и традиционную. Одежду для торжеств, случаев шили из дорогих тканей. По казахскому обычаю воины перед сражением надевали лучшую, дорогую одежду. К нательной одежде относятся: платье, брюки, жилетки, женский казакин; к верхней одежде относятся: чапан, купи (одежда с подкладкой из верблюжьей, овечьей шерсти или шкур), безрукавки, ичик, дублёнки, шубы; к дождевой относятся: чекмень (домотканый кафтан), каптал (одевается зимой поверх пальто), кебенек, кенеп (одежда из войлока, типа бурки), плащ.

Одежду шили из шерстяных, шёлковых материалов, кошмы, шкур животных. Казахи особо ценили дорогие шкурки куницы, енота, крота, а также жеребячьи, собольи, тигровые шкуры. Подкладками для шуб выбирали ценные дорогие шкуры, называемые «ичик». Снаружи ичики покрывали тканями из дорогих материалов: атласа, шелка, бархата, парчи, велюра, вельвета и т. д. Для украшения меховых шуб пришивали отложные воротники.

Существовало несколько разновидностей чапанов:

  • для холодного времени шили с подкладкой из свалянной верблюжьей или овечьей шерсти — купи;
  • лёгкую верхнюю безрукавку из верблюжьей шерсти — чекмень;
  • мужская одежда из войлока с различными украшениями;
  • чапаны с теплыми подкладами, стеганные, расклешенные, отороченные мехом.

Широко распространены обработанные дублёнки, шубы, снаружи покрытые дорогой тканью и покрашенные (желто-красной краской, изготовленной из листьев берёзы, сосны, хны, для окрашивания кожи применяли корень ревеня). Толстыми, длинными иголками надстрочными и крестообразными стежками шили каптама тон (теплую зимнюю одежду поверх пальто[источник не указан 311 дней]), подол которой обшивали оторочкой. Многие шубы шились лицевой стороной из жеребячьих и козлиных шкур. Брюки шили из бархата, плюша, вельвета, пушка, сатина, красного шелка, парчи.

К национальной одежде казахских женщин относятся национальное платье, кимешек (женский головной убор с вышитым узором), жаулык (убор замужней женщины-казашки), саукеле, тюбетейка, камзол, нагрудники, ичиги.

Одежда, предназначенная для девушек, невест, женщин среднего и пожилого возраста, по виду и украшениям подразделяется на четыре группы. Для девушек приталенная одежда шилась с воротником и рукавами, передний борт отделывался вышивкой. Для женщин пожилого возраста шили свободные платья без застёжек. По головному убору и чапану можно было определить принадлежность человека к жузу. Мужские и женские головные уборы отличаются своеобразием. Традиционный мужской головной убор — колпак с древних времен шьётся из тонкой белой кошмы. Остроконечный колпак из белого фетра называется «ак калпак», с разрезами на полях и плоской верхушкой — «айыр калпак». Весной и осенью казахи носили головные уборы высокой овальной формы (борик), края которых обязательно обделывали из шкурой зверей. Зимой носили треух-тымак. Образцы тымаков встречаются по регионам Семиречья и Сары-Арка. Головные уборы девушек обшивались ожерельем, украшались пушистыми перьями филина, павлина или серой цапли. Женские головные уборы, окаймлённые бобровыми и куньими шкурами, называются «камшат борик», вышитые золотом — «алтын борик», украшенные жемчугом, — «калмар-жан борик». Лёгкие головные уборы, сшитые из вельвета или парчи, украшенные перьями филина или драгоценными камнями, называются «такия». Головной убор невесты, саукеле, отличается высокой и конусовидной формой, украшался золотыми и серебряными монетами, жемчугом и различными ожерельями. Молодые роженицы носили специальный головной убор из белой материи — кимешек.

Мужские головные уборы включают ушанку, калпак-борик, лёгкий головной убор без подкладки, вышитые орнаментом тюбетейки, стеганые, конусообразные головные уборы и другие. К женским головным уборам относят саукеле, пуховую шаль, каркара (остроконечный головной убор), кимешек (убор из белого коленкора), кун дик (убор пожилой женщины в форме слегка приплюснутой чалмы), желек (шелковый платок, который молодые женщины носят в первые месяцы замужества до того, как надевают жаулык), бергек (убор надевают после свадьбы), тюбетейка, касаба, шылауыш (белый платок, надеваемый поверх кимешека), жаулык (убор замужней женщины). Зимний головной убор шили из дорогих и теплых тканей.

В казахской одежде особое место занимает обувь: сапоги на высоких каблуках, с продольным разрезом в голенищах, расшитые полосками кожи зелёного цвета, сапоги с войлочными чулками, с мягкой подошвой, остроносые, а также стеганые войлочные сапоги, ичиги, шокай (поршни). Благодаря торговым отношениям с Китаем была возможность привозить для пошива дорогие шёлковые и хлопчатобумажные ткани, использовались также дешёвые ткани, которые с начала XVIII века выпускали русские фабрики. Тонкие платья с оборками и рюшами шили из атласа, белой ткани, батиста, капрона, шифона, льна.

Обязательной частью казахской одежды были пояса, сделанные из бархата, шерсти, шёлка, из прочной дублёной кожи. Кожаные ремни украшались орнаментами, крепились металлическими бляшками с драгоценными камнями, навешенными мешочками, карманами для кремня и так далее. Такие ремни называются «кисе». Молодые парни украшали пояса цепями, разношерстными украшениями. Широкие женские пояса были сшиты из шелка и бархата. Их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями. Казахский национальный костюм на протяжении веков изменялся в соответствии с климатическими особенностями и кочевым образом жизни казахов. На формирование национальной одежды повлияли хозяйственные и культурные связи с соседними государствами.

Из КНЭ:

  • Захарова И,В., Ходжаева Г. Д., Казахская национальная одежда, А., 1964.
  • История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк), А., 1994.

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.

ru.wikipedia.org

описание, история и интересные факты :: SYL.ru

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Материалы

Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

Мужской казахский национальный костюм

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

www.syl.ru

Мужская казахская национальная одежда: история

Мужская казахская национальная одежда отражает множество исторических нюансов — от климата до социального уровня. Расскажем о деталях традиционных мужских нарядов и том, как называется каждая из них.

Фото: Национальный акцент

Вот из чего состоял казахский национальный костюм:

  • Нательная рубаха (көйлек).

Национальная одежда казахов не обходилась без этой немаловажной детали.

Элемент гардероба, также именуемый көйлек, шили из легких хлопчатобумажных тканей.

Фото: История Казахстана

Нижние назывались дамбал, а верхние — шалбар. И те, и другие шились по одному крою и отличались широкими недлинными штанинами.

Шалбар традиционно изготавливали из плотных материалов: замши, кожи и домотканых материй. Но в ХІХ веке их заменили темные легкие ткани и бархат ярких оттенков на манер русских верхних штанов.

Штаны заправлялись в обувь.

Камзол (другие названия — бешмет, бешпент) — предмет верхней одежды, который считался домашним. Покидая пределы аула, поверх надевали что-нибудь еще.

Камзол отличался распашным покроем и достигал длины середины бедра или колен. Его носили навыпуск. Бешмет запахивали слева направо.

Материал камзола зависел от времени года и случая. Его изготовляли из хлопчатобумажных и шерстяных тканей, плиса, бархата и даже шелка.

В зимнее время шили бешметы на меховой подкладке.

Фото: Hameleons.com

Самый популярный вариант верхней одежды, известный как шапан.

Халаты шили во всевозможных вариациях: из разных тканей, отличающихся национальным орнаментом, разнообразных оттенков.

В холодное время носили утепленные шапаны на шерсти и вате. В период сильных морозов казахские мужчины надевали несколько халатов один поверх другого.

Также несколько шапанов символизировали солидный статус мужчины. Поверх традиционно надевался самый дорогой и лучший халат.

Фото: richton.kz

Читайте также: Как называется казахская национальная одежда?

  • Верхняя одежда.

Одним из вариантов верхней одежды с древних времен считался күпі. Это одеяние шили из шерсти, которая свалялась естественным путем. В качестве дополнительных материалов использовалась верблюжья шерсть.

Также в традиционный зимний казахский костюм входит тулуп (тон). Для их пошива использовали овчину.

Состоятельные мужчины носили тоны из меха (ішік), которые обшивались дорогими тканями — бархатом и сатином.

Они всегда были частью национальных казахских костюмов. Пояса шили из кожи, к ним же цепляли небольшие сумочки оқшантай, украшенные металлическими рельефными бляхами, стилизованными под фигуры птиц и зверей.

Иногда бляхи покрывали серебряным напылением или украшали черненым узором.

Кушаки шили из верблюжьей шерсти, шелка, козьего пуха и бархата.

Фото: Domgoconix

  • Головные уборы.

Казахская национальная одежда обязательно включала в себя головной убор. Его носили даже в домашней обстановке.

Среди обязательных и повседневных разновидностей была круглая тканевая шапочка, называемая кепеш или тақия.

Также существовали остроконечные тюбетейки, которые сменились уборами с плоским верхом.

Традиционно такие уборы кроились из четырех тканевых треугольников ткани или круглого отреза материи.

Летние уборы (қалпақ) шили из войлока, а для теплых дополнительно использовали мех.

Популярным вариантом зимнего головного убора на выход был тымақ (или малақай). Для его пошива использовали войлок, а также ткань и мех для обшивки.

Наиболее престижным среди казахов считался малақай с лисьим мехом.

Покрой этого предмета гардероба отличался в разных регионах. Благодаря особому виду тымақа можно было определить род казаха.

В ХIХ веке серди казахов Среднего и Младшего жузов популярным головным убором был башлық (другие известные названии — далбай, жалбағай, далбағай или күлепара). Его шили из плотных тканей и верблюжьего сукна.

Фото: Сыр медиа

Самой популярной обувью для мужчин всегда были кожаные сапоги. Они имели закругленный носок и плоский каблук.

Как правило, сапоги шили универсальные — без различий для правой и левой ноги.

Хотя сапоги носили во все поры года, их вид отличался в зависимости от сезона.

Зимняя обувь была выше и шире, так как в нее заправлялась плотная ткань штанов. Также многие мужчины носили в морозы войлочные чулки, называемые киіз байпақ.

Национальная мужская одежда казахов отличалась простотой и удобством. При этом эстетичный вид одежды для предков тоже имел значение.

А какой вид национальной одежды вы бы с удовольствием примерили или носили сейчас?

Читайте также: Казахский орнамент и его значение

www.nur.kz

Казахский национальный костюм: описание и фото

Казахский национальный костюм – это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Общая информация

По мнению специалистов, занимающихся изучением нарядов разных народов, казахски национальный костюм является настоящим олицетворением всей истории данного полукочевого сообщества.

Конечно, с течением времени он видоизменялся и совершенствовался, и теперь с уверенностью можно утверждать, что он всецело адаптирован к условиям жизни и современных казахов, и непростому климату региона. Но и это еще не все. Дело в том, что казахский национальный костюм имеет собственную весьма интересную эстетику.

Современные материалы для изготовления

Многие знают о том, что у казахов издавна очень ценились шкуры тигра, сайги и кулана, темные меха куницы, енота, соболя, выхухоли и белые – хорька и горностая.

Конечно же, и по сей день самыми востребованными тут считаются изделия из куницы и соболя. Кстати, этот народ испокон веков владеет множеством техник изготовления шуб.

Казахски национальный костюм не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд. Иногда приезжему человеку и невдомек, что есть что. Например, теплые тулупы из шкур крупных животных называются «тон», а вот из шкурок мелких пушных зверьков изготавливают «ишики». Даже сейчас местное, в основном сельское, население нередко шьет наряды из пуха лебедей, цапель и гагар.

Чем обходились люди раньше?

В былые времена при изготовлении шуб из козьей шкуры, казахи выщипывали из них длинные волоски, оставляя только подшерсток. Такая зимняя одежда называлась «кылка жаргак». Кроме этого, из козьих шкур выделывалась замша, из которой потом шились штаны, халаты и даже легкие плащи.

Меховые шубы сверху всегда покрывались парчой, сукном, шелком и проч.

Все шубы различались по виду ткани и ее цвету. Например, только знатные люди могли носить крытую синим сукном шубу, отороченную бобром. А самой ценной в приданом казахской невесты являлась меховая накидка под названием «бас тон», крытая высококачественным шелком.

Какими инструментами пользовались местные мастерицы

Казахский национальный костюм украшался специальной шелковой вышивкой. Рукодельницы при вышивании мелких узоров пользовались особыми пяльцами, которые в зависимости от формы изделия и очертания вышиваемого орнамента могли быть круглыми или прямоугольными.

Казашки всегда были великими мастерицами вышивки тамбуром, петля в петлю, которая осуществляется шилом с крючком и иглами.

Тамбурной вышивкой вышивались казахские головные уборы, нагрудные украшения и оборки женских платьев.

Украшение национальных костюмов казахов

Казахский национальный костюм для девушек, фото которого в последнее время достаточно часто встречаются в открытых источниках, украшался вышивкой гладью. Ею, кстати, вышивали и суконные мужские штаны под названием кимешеки.

При вышивке гладью и тамбуром в основном применялись растительные и геометрические узоры, контурные изображения животных и людей. А иногда вышивка и вовсе представляла собой целый сюжет.

Значение войлока и шерсти

Чем же еще может удивить казахский национальный костюм? Фото (женский и мужской наряд в данном случае практически идентичны) давних времен доказывают, что особой популярностью пользовался войлок, овечья и верблюжья шерсть.

Из войлока шилась верхняя одежда. Из верблюжьей шерсти скатывался шекпен – старинный вид одежды. Это был широкий длинный плащ для защиты от любой непогоды. Парадные шекпены были скатаны из окрашенной верблюжьей шерсти с обшитыми галуном швами.

Особенности местных нарядов

В целом национальный костюм любой общины во все времена выступал отличительной особенностью этих людей.

Костюмы высшего слоя населения данного государства характерно отличались более сильным акцентом нарядности, с использованием большого количества вышивки и меховых оторочек.

Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда.

Одежда для особых случаев

Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы.

У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. Праздничный наряд шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, а будничная одежда – из простых и более дешевых материалов.

Казахский траурный женский наряд был обычной будничной одеждой, из которой убирались все украшения. На похоронах мужчины его жена должна была распустить волосы, а его сестры и дочери снять девичьи шапочки и накинуть на плечи черные шали. Мужчины на похоронах опоясывались 3-4-метровым траурным кушаком из ситцевой темной ткани.

Обязательным элементом казахского национального костюма являлся пояс – белдык. Он шился из шерсти, шелка, бархата и кожи. К поясам взрослых мужчин цеплялись еще и подвесные кошельки, футляры для ножа и пороховницы. Пояса юношей не имели никаких подвесок. На ремне также были пряжки и накладки сердцевидной формы в виде зверей. Пояса для женской одежды, нур белдык, обычно делались из шелка, были более широки и нарядны. В большинстве случаев шились декоративной вязкой.

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом – шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола – кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

Женский костюм казахов

Женским головным убором у казахов выступает жаулык. Он шьется из белой шелковой ткани и достался казахскому народу от древних тюркских племен.

Некогда на свадьбу женщины надевали на голову особый убор – саукеле, который был богато украшен золотой и серебристой бахромой. Иногда его приготовление занимало целый год. Девушки из хороших семей также носили борик – теплую шапочку, отороченную мехом.

Казахская женская юбка, белдемше, распахивается на две стороны. Поверх нее женщины надевают халат или камзол. Иногда казашки вместо юбки носят платье с расклешенной к низу юбкой – «кулиш койлек», или «жак-койлек» – длинный наряд с отложным воротничком и плиссированной кокеткой.

Женский халат называется шаланом. Зимой он носится с шерстяной подкладкой. Кстати, даже сейчас на свадьбу девушки в Казахстане надевают иногда халат красного цвета.

Верхняя женская зимняя одежда представлена шубой – купе. Она шьется из меха лисьих лап и покрывается сверху узорчатым сатином.

Все виды женской одежды должны были быть богато украшены люрексом, вышивкой и разного рода декоративными элементами.

Детские наряды

Особой популярностью и какой-то особой народной любовью пользуется на сегодняшний день казахский национальный костюм для девочки, выкройка которого достаточно незатейлива, а значит, сшить его можно и дома. Кстати, в последнее время наблюдается традиция ношения такого наряда не только во время сценических выступлений, но и в дни государственных праздников, когда улицы заполняются маленькими казашками в традиционном убранстве.

Как же выглядит детский казахский национальный костюм? Фото для девочек, как и для мальчиков (а со стороны мы, к сожалению, можем судить только по картинке), мало чем отличаются от взрослого убранства. В целом он повторяет форму и вид одежды родителей, только представлен меньшим размером.

Исключением выступает разве что наряд для новорожденных – ит койлек. Он шьется немного удлинённым, без окантовок и плечевых швов, из цельной хлопчатобумажной ткани (бязи, ситца или бумазеи).

Казахская обувь

Все мужчины казахи издавна носили кожаные сапожки – коксауыр, сшитые из зеленого цвета шагрени. Ее получали в результате просыпания проса на размягченную кожу и придавливания всего этого каким-либо тяжелым предметом.

Пожилые казахские мужчины носили игич – обувь, на которую при выходе из дома надеваются кожаные калоши кебе. Кстати, далеко не все знают о том, что старинные казахские сапоги никогда не различались на левый и правый и имели заостренные и загнутые к верху носки. Самой примитивной и бедной обувью являлись шокай – сандалии из сыромятной кожи.

Казахский национальный костюм: фото, женский и мужской стиль, основные особенности

Традиционные наряды Казахстана имеют несколько характерных черт. Перечислим некоторые из них:

  • Распашная и приталенная верхняя одежда, которая запахивается на левую сторону вне зависимости от пола.
  • Высокие шапки, украшенные перьями, драгоценными камнями и вышивкой.
  • Женские платья богато украшаются оборками, бахромой и каймой.
  • В ансамбле костюма очень мало цветов.
  • Одежда дополняется своеобразным национальным орнаментом – вышивкой, люрексовыми нашивками, узорчатым тканьем и разного рода ювелирными изделиями.
  • Пошив одежды выполняется с использованием кожи, тонкого войлока, меха, сукна из бараньей и верблюжьей шерсти.

fb.ru

Казахский костюм. Образцы и история происхождения.

На этой странице Вы можете видеть образцы казахской одежды, созданные на основе коллекций, хранящихся в фондах Центрального Государственного Музея Казахстана. Датируются в основном концом XIX началом XX вв.

Рисунки художника А.Галимбаевой

из книги “Казахский народный костюм” г. Алма-Ата, ” 1958г.

Образцы казахского костюма – 30 изображений JPEG
размером 1772 х 2362 пикс. в одном архиве

История казахского костюма

Казахская народность, сложившаяся в конце XV – начале XVI в.в., стала преемницей материальной и духовной культуры племён, некогда обитавших на бескрайних просторах Казахстана. В процессе наследования и дальнейшего развития ремёсел и искусства слагается определённый художественный стиль, присущий народу.

Параллели в материальной культуре у родственных по происхождению и историческим судьбам народов Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии берут своё начало ещё во II тысячелетии до нашей эры, когда ярко проявляется культурное единообразие племён обширных пространств на территории Евразии.

Особенности восточного очага степных культур скифского времени, лучше всего определяются условным термином «сакская культурная общность». Ядро этой культурной области составляют прежде всего племена Казахстана и Алтая, исторические судьбы которых переплелись раньше VII-VI в. до н.э. и культуры которых базировались на одной и той же андроновской основе. Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства.

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы. Так в одном из захоронений в Пазарыке (Алтай) сохранились остатки меховых кафтанов, войлочных плащей, сшитых в два слоя, замшевых халатов. Отдельные виды казахской верхней одежды, например меховые шубы, плащи из войлока, по типу сходны с одеждой из Пазарыкских курганов. Сходство прослеживается также в войлочных чулках с узором по верху (по-казахски байпак) и в островерхой шапке из плотного войлока, бытующей у казахов до наших дней. Длинные островерхие шапки древних саков, скорее всего, стали прототипом саукеле – высокого (до 70 см.) головного убора казахской невесты.

Памятники сакского времени, найденные на территории Казахстана, относятся к так называемому звериному стилю, для раннего периода которого характерен реалистический образ животного. В дальнейшем, всё большее распространение получают орнаментальные мотивы. Сравнение древних и современных материалов позволяет говорить о том, что многие из них сохранились в искусстве казахов и киргизов вплоть до наших дней. Баран, один из главных тотемов, олицетворял могущество и силу власти. Узор «кошкар мyiz»(в пер. с каз. бараний рог), встречаясь в различных вариациях, остаётся одним из главных мотивов казахского орнамента.

В III-II в. до н.э. на смену звериному приходит полихромный стиль. Характерной его особенностью является инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, ряды филигранных поясов, перегородчатые эмали, окружённые узорами из зерни в виде треугольников и ромбов. Это время совпадает с пребыванием в этих районах гуннов, усуней и канглов (тюрков).

Женский головной убор жаулык, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, вероятнее всего, появился во времена древних тюрков; об этом можно судить по скульптурным изображениям этой эпохи. А тип распашной юбки, называемой у казахов белдешше, восходит, скорее всего, ко времени гуннов.

Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кыпчаков, карлуков и других племён. Наибольшее распространение получают изделия, искусно выполненные из войлока и серебра.

В этот период появилась манера запахивания одежды на левую сторону, а также, окаймление краёв одежды различными видами украшений: нашивками с люрексом, вышивкой и галунами, якобы для защиты от злых сил. С той же целью женский головной убор кимешек украшался по краям выреза вышивкой и узорной строчкой.

К этнической культуре тюрков и кыпчаков относится обычай украшать детские и девичьи шапки, а в ряде случаев шапки странствующих певцов перьями совы, которая считалась священной птицей, а её перья – оберегом от дурных глаз и болезней.

В дальнейшем, на формирование казахского костюма оказали влияние русская, татарская и среднеазиатская культуры. Это не трудно заметить по покрою мужского бешмета с перехватом у талии, а также расклешённого женского платья кулиш койлёк и жас койлёк – платья с густыми оборками и отложным воротником

Сходство элементов казахского народного костюма прослеживается во всех регионах республики; нет особой разницы в покрое, выборе материала, назначении отдельных предметов одежды.

К основным особенностям казахского костюма относятся:

  • Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола.
  • Приталенность.
  • Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями.
  • Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками.
  • Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма.
  • Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия.
  • Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти.

Из овчины, козьих, жеребячьих, сайгачьих шкур обычно шили верхнюю одежду: тулупы, безрукавки, шаровары и т.д. На шубы, лёгкую одежду, головные уборы, шли также хлопчатобумажные ткани, доставляемые купцами из Индии. По «Шёлковому пути» из Китая и Средней Азии поступали шёлк, бархат, парча и шерстяное сукно. А с XVII в. в казахской степи стали появляться русские товары.

Мужской костюм казахов состоял из нательного белья , верхней одежды, обуви и головных уборов.

Кликните по картинке для увеличения


Жейде нательное бельё, в которое входили койлёк – рубаха  и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда ишаровары, заправляемые в сапоги.

Койлёк – это длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом,  выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей.

Дамбал – широкие штаны , которые имели вид прямоугольника с двумя длинными и немного сужающимися книзу штанинами.

Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду,сшитую по фигуре  и  шаровары.

Бешметодежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка  преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета.

Камзолво многом сходен с бешметом, только без рукавов.

Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола)могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона.

Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня.

Шапан халат – основной вид одежды казахов. Известен с далёкой древности. Его изображения встречаются на каменных изваяниях кипчаков IΧ-ΧIV веков.  Носили шапан как мужчины так и женщины. Мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замши, а также из привозных материалов: шерстяных, шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шапаны часто украшались тамбурной вышивкой. Самые красивые халаты – настоящие произведения искусства, их  носили знаменитые казахские акыны и салы – странствующие певцы и музыканты. Любимые цвета халата – красный, пурпурный или ярко-зелёный.

Шекпен(чекмен) – просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан  из верблюжьей шерсти и обычно  служил защитой от  бурана,  дождя или  другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном.

Тон– зимний тулуп из овчины или волчьего меха.

Купи – зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна.

Кебенек– старинныйплотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды.

Саптама – тяжёлые кожаные сапоги.

Тымак – головной убор-треух,  делали  часто из лисьего меха.

Колпак – традиционный и старинный головной убор из войлока. Подобный убор был у саков. У казахов, в зависимости от фасона высокая шапка из белого войлока  называется  ак колпак и аир колпак – такая же шапка с широкими полями, загнутыми вверх.

Тельпек– разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века.

Шапка-борык – весеннее-осенний головной убор. Название борык происходит от слова «боры» – волк. Волк – древний тотем тюркских племён. Это круглая шапка с высоким конусообразным или усечённым верхом, сшитая из нескольких клиньев, всегда оторочена мехом соболя, выдры, мерлушки и др.

Мужской костюм далеко не всегда застёгивался и потому пояс был его неотъемлемой частью.

Костюм юга Казахстана отличается некоторой облегчённостью, что , конечно, связано с климатическими условиями, а также осёдлым и полуосёдлым образом жизни.

Костюм женщины-казашки определялся в соответствии с  возрастом

Кликните по картинке для увеличения

Девичий костюм.

Косетек лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек. Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки.

Одевалось платье на  нижнюю рубаху шикойлёккоторуюшили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Женские штаны – дамбал не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом.

 Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всегоэто была вышивка: гладь, тамбур, золотая  и серебряная  канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Такия– шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега.

Белбеу – пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный.

Етик –  лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью.

 Зимой девушки носили шапку – камшат-борык. Женские шапки  типа борык украшались подвесками и пучками перьев совы, филина, цапли или павлина.

Костюм замужней женщины-казашки состоял из тех же предметов, что и девичий, за исключением головных уборов.

Во время свадебного обряда женщина надевала саукеле – высокий (до 70 см.) головной убор, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части – отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса. Обязательным дополнением саукеле была накидка – желек – из лёгкой ткани. Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. В старину для этого шили специальные покрывала из белого шёлка, кисеи, украшали вышивкой. Как правило, саукеле передавалось по наследству и из убора молодой замужней женщины превращалось в свадебный головной убор.

После окончания торжеств молодая женщина носила жаулык – головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой,  кундуком, или же  просто повязывали белый платок.

Камзол замужней женщины застёгивался  впереди на талии, а украшался большой металлической  пряжкой – капсырмой.

Пожилые женщины носили платье свободного покроя, поверх которого надевали длинный камзол или шапан. На голову одевали  кимешек, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана. В холодное время года носили тёплые халаты, крытые бархатом, а более состоятельные – шубу из пушных зверьков, бывшую в прошлом мерилом богатства.

Костюм детей у казахов повторяет одежду взрослых, только  в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого. Исключение составляет так наз. ит койлёк, который шили для новорожденного из цельного куска хлопчатобумажной ткани (бумазеи, ситца, бязи), несколько удлинённым, без плечевых швов и окантовок.

Казахи не шили специальную рабочую одежду. Не было строгой грани между будничным и парадным костюмом. Последний отличался более свободным кроем, объемом головных уборов, декором. На его пошив шли бархат, шёлк, парча, дорогие меха, тогда как будничная одежда изготовлялась из более простого материала.

Траурный костюм у женщины-казашки, представлял собой обычную одежду, с которой удалялись все украшения. При этом убитая горем жена усопшего должна была распускать волосы, а дочери и сёстры, сняв свои девичьи шапочки, накидывать на плечи чёрные шали.

Лица мужского пола опоясывались траурным кушаком из 3-4 метров тёмной ситцевой ткани.

Обязательной частью женского и мужского казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шёлка, шерсти – белдык. Особенно интересны мужские пояса с подвесным кошельком, пороховницей, футляром для ножа. Такие наборные пояса назывались – кисе. Пояса делали не только из кожи, но и из шёлка, бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованных зверей.

Женские пояса более широкие и нарядные. Делали их обычно из шёлка. Такие пояса шили с декоративной вязкой  и назывались они  нур белдык.

Курсовая работа
4 курс ХГФ АГУ им.Абая. 1992г.

Лит-ра:

Узбекали Джанибеков “Эхо…”1991г.

Маргулан А.Х. “Казахское народное прикладное искусство” т.1, 1986г.

decormaster.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *