Кто такой марат – Марат, Жан-Поль – это… Что такое Марат, Жан-Поль?

Содержание

Жан Поль Марат: краткая биография

Журналист и депутат Конвента Жан Поль Марат стал одной из самых известных и харизматичных фигур Великой французской революции. Его газета «Друг народа» являлась важнейшим изданием своей эпохи. Марат, без сомнения, был властителем умов и нажил себе много противников. Бурная эпоха поглотила известного публициста – он был заколот фанатичной сторонницей вражеской партии.

Карьера врача

Будущий революционер Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 года в швейцарском городке Будри. Его отец был известным врачом, что определило будущую карьеру мальчика. Жан Поль довольно рано остался без родителей, и ему с молодости пришлось вести полностью самостоятельную жизнь. Он постоянно менял место своего пребывания и способ заработка.

Десять лет Жан Поль Марат разрывался между Голландией и Англией. Он был практикующим врачом и публицистом. В 1775 году специалист стал доктором медицины в Эдинбургском университете. Кроме того, Марат на протяжении восьми лет работал врачом при дворе графа д’Артуа – будущего короля Франции Карла X.

Начало публицистической деятельности

К 30 годам писатель стал достаточно известным на философском поприще и уже открыто полемизировал с Вольтером. Он публиковал не только научные труды о физиологии и медицине, но и увлекся общественной тематикой. В 1774 году из-под пера Марата появились «Цепи рабства» – одна из самых громких и популярных брошюр своего времени. Писатель соответствовал духу времени – в Западной Европе, и особенно во Франции, нарастали антимонархические настроения. На этом фоне публицист со своими громкими прокламациями раз за разом попадал в больной нерв общества и постепенно становился все известнее.

Жан Поль Марат зарекомендовал себя в качестве принципиального критика абсолютизма. Костные европейские режимы он считал деспотическими и тормозящими развитие социума. Марат не просто ругал монархии, он подробно рассмотрел историческую эволюцию абсолютизма и его форм. В «Цепях рабства» он в качестве альтернативы устаревшему режиму предлагал новую конструкцию общества с равными экономическими и политическими правами. Его идея эгалитаризма приходилась противоположной распространенному тогда элитаризму.

Критик старого порядка

По своим взглядам Жан Поль Марат многими признавался верным сторонником Руссо. В то же время ученику удалось развить некоторые идеи своего учителя. Заметное место в творчестве мыслителя занимало исследование борьбы между старым феодальным дворянством и буржуазией, являвшейся сторонницей либеральных идей. Отмечая важность этого соперничества, Марат подчеркивал, что более серьезную опасность для спокойствия в Европе представляет антагонизм между богатыми и бедными. Именно в социальном неравенстве писатель видел причины нарастающего кризиса.

Марат вообще был последовательным защитником интересов бедноты, крестьянства и рабочих. Именно по этой причине его фигура стала столь культовой среди левых партий. Много лет спустя этот революционер будет превознесен в СССР – его именем назовут улицы, а его биография станет предметом множества монографий.

«Друг народа»

В 1789 году, когда во Франции началась революция, Марат взялся за издание собственной газеты «Друг народа». Публицист и до того пользовался популярностью, а в беспокойные дни гражданской активности он стал фигурой по-настоящему огромного масштаба. Марата самого стали называть «другом народа». В своей газете он критиковал любые власти за их оплошности и преступления. Издание постоянно находилось под государственным прессом. Но всякий раз, когда дело доходило до суда, Марату (единственному редактору) удавалось выходить сухим из воды. Его газета пользовалась бешеной популярностью среди рабочих и мелкой буржуазии Парижа.

От издания одинаково доставалось как монархии с королевской семьей, так и всевозможным министрам с членами Национального собрания. «Друг народа» стал одной из важнейших причин широкого распространения радикальных революционных настроений во французской столице. Газета была настолько популярна, что даже появились поддельные издания, которые пытались опорочить ее или воспользоваться вниманием ее публики.

Эмиграция и возвращение на родину

С каждым месяцем активной журналистской деятельности все большим количеством недоброжелателей обзаводился Жан Поль Марат. Краткая биография этого революционера представляет собой пример постоянно скрывавшегося и прячущегося человека. Он избегал не только представителей властей, но и различных фанатиков, покушавшихся на его жизнь. В разгар революции, под занавес 1791 года, Марат даже эмигрировал в Англию.

Однако в Лондоне журналисту было неуютно – он привык быть в гуще событий. После недолгого отсутствия популярный публицист вернулся в Париж. Шел апрель 1792 года. Брожения продолжались, но за несколько лет гражданского беспокойства перемены так и не смогли улучшить положение недовольных слоев населения.

Эволюция взглядов

Многие участники Великой французской революции постоянно меняли свои взгляды. Не был исключением и Жан Поль Марат. Краткая характеристика эволюции его убеждений такова. На первом этапе революции Марат выступал за сохранение монархии в ограниченном виде и разгон Национального собрания. Кроме того, он презрительно относился к идее республиканского строя. В июле 1791 года король попытался бежать, начались очередные волнения, а одну из демонстраций даже расстреляли. После этого эпизода редактор «Друга народа» присоединился к сторонникам свержения Бурбонов.

Когда Людовик был арестован за очередную попытку бежать из страны, Марат воспротивился желанию масс расправиться с монархом без суда и следствия. Властитель умов пытался защитить идею о необходимости соблюдения всех законных формальностей при оценке вины короля. Марат смог повлиять на Конвент и заставить его поставить вопрос о наказании на поименное голосование. 387 из 721 депутата выступили за казнь Людовика.

Борьба с жирондистами

С момента своего появления Конвент нуждался в таких ярких ораторах, как Жан Поль Марат. Фото в те времена еще не было, но одни только картины и газетные вырезки наглядно демонстрируют как он умел завладевать вниманием публики. Харизму политика продемонстрировал и другой случай. Среди всех революционных партий Марат выбрал и поддержал монтаньяров, от которых и избрался в Конвент. Их противники жирондисты подвергли журналиста каждодневной критике.

Неприятелям Марата даже удалось предать его суду за высказывание о том, что Конвент стал обителью контрреволюции. Однако депутат смог использовать публичный процесс в качестве трибуны и доказал собственную невиновность. Жирондисты считали, что звезда Марата вот-вот окончательно закатится. Однако в апреле 1793 года, после выигранного суда, тот, наоборот, с триумфом вернулся в Конвент. Непотопляемым и вездесущим для своих современников был Жан Поль Марат. Кратко говоря, если бы не преждевременная смерть, его судьба сложилась бы совершенно иначе.

Лидер якобинцев

В июне 1793 года по требованию разгневанных парижан депутаты Конвента исключили из него жирондистов. Власть на некоторое время перешла к якобинцам, а точнее, к трем их лидерам – Дантону, Марату и Робеспьеру. Они возглавили политический клуб, который отличался своей радикальной приверженностью к ломке старого феодального и монархического строя.

Якобинцы были сторонниками террора, который они считали необходимым средством для достижения своих политических целей. В Париже они также были известны как «Общество друзей конституции». На пике своей популярности якобинское течение включало в себя до 500 тысяч сторонников по всей Франции. Марат не был основателем этого движения, однако, примкнув к нему, быстро стал одним из его лидеров.

Убийство

После триумфальной победы над жирондистами Марат сильно ослабел здоровьем. Его поразил тяжелый кожный недуг. Лекарства не помогали, и, чтобы хоть как-то ослабить свои страдания, журналист постоянно принимал ванны. В таком положении он не только писал, но даже принимал посетителей.

Именно в таких обстоятельствах 13 июля 1793 года к Марату пришла Шарлотта Корде. К несчастью своей жертвы, она была яростной сторонницей жирондистов. Женщина заколола ослабленного и беспомощного революционера. Ванну, где был убит Жан Поль Марат, изобразил на своей знаменитой картине Жак Луи Давид (его полотно «Смерть Марата» стало одним из самых известных произведений искусства, посвященных той бурной эпохе). Сначала тело журналиста похоронили в Пантеоне. После очередной смены власти в 1795 году его перенесли на обычное кладбище. Так или иначе, но убийство Жан Поль Марата стало одним из самых громких за всю Великую французскую революцию.

fb.ru

МАРАТ – это… Что такое МАРАТ?

(Marat), Жан Поль (24 мая 1743 – 13 июля 1793) – деятель франц. бурж. революции конца 18 в., один из вождей якобинцев; мыслитель, занимавшийся медициной, физикой, философией, правом. Род. в швейц. г. Будри. В 1760 уехал за границу. С 1765 жил в Англии, а в 1776 поселился во Франции. С начала революции М. целиком отдался политич. борьбе, издавал газ. “Ami du peuple” (“Друг народа”), M. требовал углубления и развития революции в интересах нар. масс, разоблачал замыслы ее врагов, за что подвергался преследованиям и до падения монархии 10 авг. 1792 вынужден был порой скрываться в подполье. Выл депутатом Конвента. М. – один из гл. вдохновителей революц. выступления масс 31 мая – 2 июня 1793, к-рое привело к падению жирондистов и к установлению якобинской диктатуры. Был убит жирондисткой Шарлоттой Корде.

В области естествознания М. выступал как сторонник опытной науки, нек-рые его работы по физике и медицине были удостоены премий Руанской и Дижонской академий. М. стремился поставить на науч. основу применение электричества в физике; оспаривал учение Ньютона о цветах.

Филос. взгляды М., сложившиеся под влиянием картезианства и франц. просветит. философии 18 в., были непоследовательны. Как ученый-естествоиспытатель М. стихийно стоял на материалистич. позициях. В то же время он враждебно относился к материализму как филос. учению. Полемизируя с Гельвецием (“Филос. опыт о человеке” – “A philosophical essay on man”, 1773, франц. пер.: “De l’homme, ou des principes et des loix de l’influence dé l’âme sur le corps, et du corps sur l’âme”, 1775), M. считал, что человек состоит из двух различных субстанций – тела и души; душа оживляет тело; ее местопребывание – мозговая оболочка. Взаимодействие души и тела – несомненный факт, но его невозможно объяснить, т.к. человек не знает сущности вещей. Эти идеи М. встретили критику со стороны Дидро (“Элементы физиологии”, Собр. соч., т. 2, 1935, гл. “Душа”) и Вольтера (в рец. на книгу М. “De l’homme”, см. Oeuvres complètes, nouv. éd., v. 30, P., 1880, p. 382–87). Непоследователен M. и в отношении к религии: он разоблачал ее как опору деспотизма (“Цепи рабства” – “The chains of slavery”, 1774, франц. пер.: “Les chaînes de l’esclavage”, 1793; гл. “О суеверии”, “Двойственный союз между государями и духовенством”, в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 137–143), но считал необходимым сохранить в виде гражд. религии. Пропаганду атеизма М. предлагал запретить (“План уголовного законодательства”, М., 1951, с. 118–19, – “Plan de l’egislation criminelle”, 1780, гл. “Об атеизме, ересях и расколе”). Испытав сильное влияние Монтескьё и Руссо, М. продолжил разработку теоретич. основ бурж. революции. Считая, что гос-во возникло в результате насилия, М. обосновывал право народов на восстание против деспотизма и разработал тактику вооруж. восстания (см. “Цепи рабства”, гл. “Напрасные усилия народа”, в кн.: Избр. произв., т. 1, с. 143–55). М. выдвигал идею революц. диктатуры. Близко подходил М. к идее классовой борьбы, рассматривая историю как постоянную борьбу между богатыми и бедными; существующее законодательство М. критиковал за то, что оно служит интересам богатых (см. тамже, гл. “Об обязанности подчиняться законам”, с. 35–44). Политич. идеи и революц. деятельность М. получили высокую оценку со стороны деятелей революц. и демократич. движения Франции (Бланки), Англии (О’Брайен, Гарни), Германии (Эвербек), России (Белинский) и др. стран. Реакц. и консервативные идеологи неоднократно пытались очернить М. (см., напр., S. L. Phippson, J. P. Marat…, 1924 и J. Castelneau, Marat, 1939). Значение деятельности М. принижается также и в более серьезных и объективных работах Готшалька (L. R. Gottschalk, J. P. Marat, l’ami du peuple, 1929) и Вальтера (G. Walter, Marat, 1933). Маркс, Энгельс и Ленин дали деятельности М. высокую оценку. Энгельс писал, что “… все яростные вопли и вся фальсификация истории, в силу которой в течение почти столетия был известен лишь совершенно искаженный облик Марата, объясняются только тем, что он безжалостно срывал маску с тогдашних кумиров – Лафайета, Байи и других, разоблачая в их лице уже законченных изменников революции, и тем еще, что … он не считал революцию завершенной, а хотел, чтобы она была признана непрерывной” (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 20).

Соч.: Oeuvres… recueillies et annotées par A. Vermorel, P., 1869; La correspondance, recueille et annotée par Ch. Vellay, P., 1908; Памфлеты, M.–Л., 1934.

Лит.: Маркс К., Борьба якобинцев с жирондистами, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, М.–Л., 1929; Геритье, Политич. и социальные идеи М., СПБ, 1906; Кунов Г., Борьба классов и партий в Великой Франц. революции 1789–94 гг., 3 изд., М.–П., 1923, гл. 10; Степанов И., Ж.-П. М. и его борьба с контрреволюцией. 1743–1793 гг., 6 изд., М., 1924; Томилин С. Α., Ж.-П. М. как врач и естествоиспытатель, X., 1929; Τарле Е., Ж. П. Марат, друг народа, “Большевистская печать”, 1936, No 12; Ольшевский Д., Марат, М., 1938; Maнфред А. З., Ж. П. М. и его произведения, в кн.: Марат Ж. П., Избр. произв., т. 1, М., 1956, с. 7–69; Герцензон Α. Α., Уголовно-правовая теория Ж. П. М., М., 1956; Волгин В. П., Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958, с. 256–72; его же, Социальные и политич. взгляды М., в сб.: Из истории рабочего класса и революц. движения, М., 1958, с. 559–73; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958; Φридлянд Ц., Ж.-П. М. и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Bourgeart A., Marat, l’ami du peuple, t. 1–2, P., 1865; Chevremont Fr., J. P. Marat, t. 1–2, P., 1880; Cabanès Α., Marat inconnu, P., 1891; Bax E. В., J.-P. Marat, the people’s friend, Boston–L., 1901; Compton P., Marat, L., 1935.

В. Кузнецов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

характер и судьба, именины, происхождение, совместимость, знаменитости – Рамблер/гороскопы

В данном материале вы найдете сведения о значении мужского имени Марат, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени.

Полное имя — Марат

Синонимы имени — Марио

Происхождение — арабское, «желанный»

Именины — 17 августа

Зодиак — Скорпион

Планета — Марс

Цвет — Голубой

Животное — Крокодил

Растение — Базилик

Камень — Алмаз

Это имя имеет две версии своего появления. Первая — арабское слово переводится как «желанный». Вторая версия, что это имя является вариантом старейшего мусульманского имени Мурад, которое переводится «целеустремлённый», «желанный». Это имя носили и носят многие творческие личности.

Марат — это импульсивный молодой человек, который частенько является душой компании. Он достаточно любопытен, стремится узнать новое, обладает удивительным благоразумием, трудолюбием, осторожностью. Он практически всегда добиваться желаемого.

Найти общий язык с человеком для него не составит большого труда. Поэтому из него может получиться неплохой руководитель. Его обаяние и порядочность помогают идти по жизни легко. У Мары много друзей, ради которых он готов пойти на все, но и они платят ему той же монетой.

Любовь имени Марат

У него сильный характер, он обаятелен, поэтому нравится девушкам. Они всегда окружают его, поэтому тяжело сообразить, с кем из них у парня серьезные отношения. Свою избранницу Марат готов долго обхаживать, удивлять, покорять. Заявляет о своих чувствах, окружает вниманием. Но если она не отвечает ему взаимностью, то навязывать свои чувства парень не станет. У него обостренное чувство личного достоинства.

Сексуальность имени Марат

Свою партнершу молодой человек обожает. Он любит экспериментировать и удивлять её.

Брак и семья имени Марат

Если девушка любит парня, то он не станет ей сразу же делать предложение. Молодой человек должен посмотреть, как она ведет домашнее хозяйство. Пара будет жить вместе, но без официального оформления брака. Любовь не является поводом для женитьбы. Тем более, вдруг избранница не понравится родителям. Их согласие должно быть обязательным условием законного бракосочетания.

Марат выбирает себе жену чистоплотную, умеющую вкусно готовить, неконфликтную, спокойную. Его идеалом является Золушка — умелая хозяйка в доме и великолепная королева в обществе. Хорошая семья становится тылом и защитой мужчины.

Создавая семью, Марат на себя берет материальную заботу за неё, забирает в свой дом родителей и совмещает все свои обязанности с работой. Если неизбежен развод, то он происходит. Только второй и третий брак может быть не лучше первого.

Бизнес и карьера

Марат — целеустремленный, умный человек. Больше всего ему нравятся специальности связанные с творчеством или же интеллектуальной деятельностью. Где бы он ни работал, его будут ценить как отличного специалиста, человека склонного к новаторским идеям. А благодаря бесконфликтному и веселому характеру, молодой человек в коллективе любим, и занимает высокое положение.

Если должность приносит хороший доход, для парня не имеет значение её название и престижность в обществе. Его нельзя назвать честолюбивым. Но если перед ним стоит цель, для достижения которой ему нужно высоко подняться по карьерной лестнице — проявит дремлющие в нем амбиции.

У него великолепные организаторские способности. В финансах хорошо разбирается. Поэтому свой бизнес ему вполне по плечу. Марат сделает все для того, чтобы дело процветало: соберет специалистов, создаст все условия и будет получать неплохие дивиденды. В этом поможет его предприимчивость, коммерческая жилка и обаяние.

Значение имени Марат в характере

В детстве Марат доброжелательный и общительный мальчик. У него спокойный характер, он готов всегда оказывать помощь слабому. Учится ребенок неплохо, но если предмет ему не нравится и там скучно сидеть, он может проявлять удивительную рассеянность. Но если Марат заинтересуется, тогда он начинает искать дополнительную информацию и готовить доклады. Уроки учить ребенку лучше самостоятельно. Парень должен иметь свою комнату, иногда он хочет побыть один.

Немного повзрослев, мальчик проявляет в себе противоречивые качества: благожелательность и конфликтность, коммуникабельность и дерзость, мечтательность и отчаяние. Наступает момент, когда он становится просто непредсказуемым. В это время его лучше увлечь, тем же спортом или творчеством.

Подросток Марат

В юношеском возрасте у мальчика начинают проявляться задатки лидера, много времени уделяет ребятам. Внешне кажется неприступным, но внутри — добрый и ранимый человек.

В его поступках проявляется благоразумие, прагматизм, он пробует себя в разных направлениях и ищет свою заветную цель. А найдя её, своим трудолюбием и упорством стремится к ней.

Успешные люди и звезды:

Марат Башаров — актер

Марат Самсонов — художник

Марат Коган — спортсмен

Марат Кабаев — футболист

Идеальная совместимость: Алина, Лилия, Оксана

Неудачная совместимость: Инга, Татьяна

horoscopes.rambler.ru

МАРАТ ЖАН ПОЛЬ. 50 знаменитых больных

МАРАТ ЖАН ПОЛЬ

(род. в 1743 г. — ум. в 1793 г.)

  

Мы хорошо представляем себе, как выглядит Марат, — стоит назвать это имя, как в памяти всплывает картина французского художника Жака Луи Давида «Смерть Марата»: человек с повязкой на голове, который полулежит в ванне. Причем, по-видимому, в ванне он проводит большую часть своего времени — рядом стоит тумба, а на ней чернильница. В одной руке Марат держит перо, в другой — исписанный листок бумаги. Похоже, он только что закончил составлять какой-то важный документ и, утомленный, заснул.

Однако название картины недвусмысленно указывает на то, что Марат, Друг народа, мертв. А история напоминает, что умер он насильственной смертью от руки Шарлотты Корде. И на листке бумаги вовсе не статья или воззвание самого революционера; на нем написано следующее: «13 июля 1793 года Анна-Мари Корде гражданину Марату. Достаточно того, что я несчастна, чтобы иметь право на Вашу благожелательность».

Это неполный текст письма, который принесла с собой Шарлотта Корде на тот случай, если ее не пустят к Марату и придется вызвать его на разговор. Но она смогла добиться встречи и зарезала Друга народа прямо в ванной. Почему же ванна эта оборудована как рабочее место? И почему Друг народа принимал посетительницу именно здесь? И наконец, за что Шарлотта Корде убила Марата?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно начать с событий первых четырех лет Великой французской революции, непосредственным и активнейшим участником которой был Жан Поль Марат.

В конце XVIII века во Франции было неспокойно. Политическая жизнь этой страны уже многие века была насыщена событиями, но на сей раз видавшая виды Франция столкнулась с чем-то необычным — таких волнений еще не было. Экономика страны в который раз находилась на грани банкротства, но теперь ситуация обострилась донельзя — внутренние кредиторы начали предъявлять свои права. Правительство задолжало крупным буржуа громадные суммы. Виной тому были неурожаи последних лет, торгово-промышленный кризис, противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодальным строем, вылившиеся в межсословный конфликт. Дворянство обладало массой привилегий, не подкрепленных экономически. У третьего сословия, буржуазии, была финансовая мощь, но в силу исторически сложившегося уклада она не имела возможности влиять на события и отстаивать свои интересы законным путем. Правительство предпринимало попытки пересмотреть ситуацию, но родовые традиции оказывались сильнее: буржуа были повсеместно презираемы, но их деньги служили неплохим подспорьем для исполнения дворянских прихотей.

Волнения ширились, и король Людовик XVI был вынужден пойти на чрезвычайные меры. 5 мая 1789 года были созваны Генеральные штаты, а 17 июня депутаты вместо обсуждения насущных проблем государства провозгласили себя Национальным собранием и позже отказались подчиниться королевскому указу о роспуске Генеральных штатов.

9 июля депутаты приняли решение называть собрание Учредительным и начали работать над созданием конституционных основ государства. 14 июля 1789 года в ответ на угрозы разогнать Учредительное собрание парижане подняли восстание. В тот же день штурмом была взята Бастилия.

Некоторое время Франция пыталась идти по пути конституционной монархии, создавались органы местного выборного управления, была сформирована национальная гвардия.

Начались крестьянские восстания. 4 августа Учредительное собрание объявило о «полном» уничтожении феодальных порядков, но для выхода из феодальной зависимости крестьянам нужно было внести выкуп, сумма которого для большинства была непосильна. 26 августа собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». До сентября 1791 года депутаты работали над Конституцией, проводили административные и финансовые реформы.

Формально Людовик XVI оставался на троне, фактически же он оказался в положении заложника. 21 июня 1791 года король пытался бежать с семьей в Нидерланды, но был опознан, задержан и возвращен в Париж.

Волнения не утихали. 17 июля на Марсовом поле состоялась демонстрация, требовавшая отречения короля. Она была разогнана с применением огнестрельного оружия. Учредительное собрание пыталось спасти идею конституционной монархии, подав Людовику на подпись принятую депутатами Конституцию, после чего Собрание немедленно было распущено.

Вот уже два года у власти находились представители крупной буржуазии и либерально настроенного дворянства. За это время в стране сформировалось немало политических группировок. Одной из самых весомых из них стал Якобинский клуб, названный так по месту заседания его членов в бывшем монастыре доминиканцев (во Франции их называли якобинцами). Через сеть филиалов во всех уголках страны якобинцы разжигали в народе революционные настроения. В октябре 1792 года от якобинцев отделились так называемые жирондисты (от название департамента Жиронда, откуда были родом многие ее члены).

На смену Учредительному собранию пришло Законодательное, где главенствующую позицию заняли радикально настроенные жирондисты. Они приняли законы, избавившие крестьян от выкупа, боролись за отделение церкви от государства. 20 апреля Людовик XVI, по инициативе жирондистов, объявил войну Австрии, на сторону которой стала союзная ей Пруссия. Неудачное начало войны, инфляция, разруха, рост цен вызвали новые волнения. 10 августа вспыхнуло очередное восстание, которое возглавила Парижская коммуна — революционный орган парижского самоуправления.

Восстание окончилось свержением монархии и арестом Людовика и его семьи. 21 сентября Законодательное собрание провозгласило Францию республикой, и вся власть была передана Конвенту. Людовик превратился в рядового гражданина. Позже (21 января 1793 г.) он был казнен по обвинению в «заговоре против свободы нации и покушении на национальную безопасность». Основанием стали найденная ранее переписка короля с эмигрантами-контрреволюционерами, Австрией, Пруссией.

Конвент фактически состоял из депутатов трех групп: жирондистов (которые главенствовали до весны 1793 г.), монтаньяров 8 и «болота». До конца весны 1793 г. главенствующее положение занимали жирондисты, но 31 мая в Париже вспыхнуло очередное восстание, в результате которого жирондисты были изгнаны, а к власти пришли якобинцы во главе с Робеспьером.

Захватив власть, якобинцы встали на путь террора и фактически установили диктатуру. Власть почти полностью сосредоточилась в руках двух комитетов Конвента: Комитета общественной безопасности и Комитета общественного спасения.

Все стороны общественной и личной жизни французов были жестко регламентированы. Полетели головы. Гильотины работали не переставая. Жертвами якобинского террора оказывались не только сторонники старых порядков, но и революционеры, чье мнение расходилось с точкой зрения якобинцев, одним из лидеров которых стал Жан Поль Марат.

Жан Поль Марат родился 24 мая 1743 г. в швейцарском городке Будри, куда за три года до того переселились его родители-католики, перешедшие в кальвинизм. Отец Марата, человек образованный, был художником, но перепробовал и другие занятия — медицину, преподавание иностранных языков. Он смог дать детям достойное образование.

Марат решил стать врачом. Он учился в Тулузе, Бордо, Париже, в Голландии и Англии. В Англии Жан Поль увлекся философией и политикой и написал труды «Философский опыт человека» и антимонархический трактат «Цепи рабства». Вольтер был знаком с этими работами Марата, правда, отзывался о них не лучшим образом.

В Англии Марат, не оставляя медицину, занялся физической оптикой. В своих работах молодой ученый проявлял излишнюю самоуверенность и презрение к существующим авторитетам, которые (как и весь научный мир) платили ему той же монетой. В результате Марат разочаровался в перспективах научной карьеры.

В 1776 году он вернулся во Францию и получил должность врача гвардейцев графа д’Артуа (будущего короля КарлаХ). Но медицина не приносит Марату ни славы, ни денег. Попытки продолжить научные изыскания тоже не привели к успеху.

Самолюбивый и, по-видимому, тщеславный Жан Поль пытается сделать политическую карьеру. В 1777 году он принимает участие в конкурсе на лучший проект реформы уголовного права, а в 1782-м публикует «План уголовного законодательства». Эти работы, впрочем, тоже не принесли Марату желанной известности и карьерного роста.

С началом Великой французской революции Марат решает на практике заняться политикой, оставив теоретические изыскания. С сентября 1789 года он выпускает газету «Друг народа», которая стала главным делом его жизни. Газета быстро приобрела популярность — публикуемые в ней материалы были сенсационными и обеспечили пусть скандальную, но славу. Газета беспрерывно разоблачала врагов революции, причем Марат не особенно заботился о правдивости тех или иных высказываний. Он призывал народ к решительным насильственным действиям. Благодаря подобной позиции Марат очень быстро заработал громкую популярность среди простолюдинов и нажил врагов среди политиков.

Много раз ему приходилось прекращать выпуск газеты и скрываться. После расстрела антимонархической манифестации 17 июля 1791 года Другу народа (так стали называть Марата) даже пришлось бежать в Англию.

Выпуск газеты был возобновлен в апреле 1792 года. После первых неудач военной кампании против Австрии и Прусии Друг народа, призывавший к резким и жестким мерам против врагов революции, стал пользоваться еще большей популярностью. Во многом благодаря пропаганде Марата в сентябре 1792 года произошли массовые избиения политических заключенных в тюрьмах Парижа. Таким образом, можно сказать, что Марат стал предтечей будущего якобинского террора и одним из основных его идеологов.

Марат был избран депутатом только что созданного Конвента, примкнув к монтаньярам.

Как наш родной Мендель Крик слыл среди биндюжников грубияном, так и Марат выглядел экстремистом на фоне леворадикальных однопартийцев. Он неистово обличал «врагов революции», требовал казни Людовика, проклинал предателя революции генерала Дюмурье и жирондистов.

Марат подписал воззвание, где призывал к истреблению жирондистов, и те добились привлечения Друга народа к суду. Ему предъявили обвинения в раздувании вражды между депутатами Конвента, подстрекательствах к убийствам и мятежу. Суд над Маратом превратился в его триумф. 24 апреля 1793 года он был оправдан революционным трибуналом и в сопровождении толпы восторженных почитателей вернулся в Конвент. В восстании, начавшемся 31 мая, Марат сыграл, пожалуй, если не главную, то по крайней мере не меньшую роль, чем Робеспьер.

Жирондисты были свергнуты. Им пришлось покинуть Париж, жители которого во многом благодаря деятельности Друга народа были настроены против них. Впрочем, в провинции жирондисты получили поддержку населения и начали готовить антиякобинский мятеж. Группы жирондистов собирались во многих французских городах, в том числе и в Кане. Скорее всего, именно эта группа стала косвенной причиной смерти Марата.

В Кане жила 24-летняя Шарлотта Корде. Женщина эта принадлежала к древнему, но обедневшему дворянскому роду, была внучатой племянницей знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Она получила прекрасное образование, много читала, увлекалась философией. После событий 1789 года два ее брата эмигрировали и присоединились к армии роялистов, но симпатии Шарлотты были на стороне жирондистов. С некоторыми из них она была знакома — после парижских событий многие партийные лидеры приехали в Каи, и Шарлотту вдохновили их рассказы. Тем временем Марат призывал народ к истреблению жирондистов, и Шарлотта Корде решила спасти их от преследований Друга народа.

Девушка отправилась в Париж. В столицу Шарлотта прибыла 11 июля 1793 года. Она остановилась в гостинице и весь следующий день провела за чтением. Утром 13 июля Шарлотта купила нож и отправилась на квартиру к Марату. В первый раз ее не пустила привратница, сказав, что Марат болен и не принимает посетителей.

Марат действительно был очень болен. Последние пять месяцев его мучила тяжелая кожная болезнь. Практически сразу после якобинского переворота началось обострение. 6 июня Марат пишет в Конвент: «Граждане, мои коллеги! Воспалительная болезнь — последствие мучений, которыми я подвергал себя последние четыре года, защищая Свободу, — вот уже пять месяцев изводит меня и по сей день держит меня в постели».

17 июня Марат неожиданно появляется в Конвенте, но обычной активности не проявляет. 21 июня он выступает в клубе якобинцев с очередной пламенной речью, в которой, в частности, говорит, что спасение Республики стоит двухсот шестидесяти тысяч голов интриганов и их пособников. 22 июня он снова выступает публично, но на следующий день болезнь вновь заставляет Марата остаться дома, и с тех пор он уже больше ни разу не вышел на улицу.

Болезнь обострилась. Марата мучил жар, на лбу он постоянно носил повязку, смоченную уксусом. Друг народа принимал только жидкую пищу и постоянно пил кофе, что, возможно, было ему противопоказано — болезнь могла иметь нервное происхождение.

Тем не менее, Друг народа оставался в курсе происходящего в Конвенте и продолжал работать над выпуском газеты. Практически все время он проводил в ванне — только это спасало от невыносимого зуда. В газете он писал, что «.отдал бы все сокровища земли за несколько дней здоровья, но всегда больше занят несчастиями народа, нежели своей болезнью».

12 июля Марата навестили депутаты Конвента — Мор и Давид. Художник готовился писать портрет Друга народа. Мор предоставил Якобинскому клубу отчет о визите к Марату. Вот небольшой отрывок: «Мы прибыли увидеть нашего брата Марата, который остался весьма признателен за тот интерес, который вы к нему проявили, и выразил вам свою благодарность. Мы застали его в ванне; около него стоял столик с чернильницей и газетами — не расслабляясь, он занимался делами народа. Еще нет облегчения его болезни, но недомогание никогда не расслабляет членов Горы. Как много патриотизма, помещенного в весьма малое тело! Его патриотические усилия нарушает лишь смрад врагов, теснящихся со всех сторон. Он жалуется на то, что Конвент забыл рассмотреть несколько предложенных им способов общественного спасения.»

13 июля состоялся первый визит Шарлотты Корде к Марату. Не получив аудиенции, она отправила ему письмо следующего содержания:

«Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что Вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к Вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству. Шарлотта Корде».

Вечером Шарлотта пришла вновь. Марат сидел в ванне и просматривал корректуру очередного номера «Друга народа». Привратница опять не пускала Шарлотту, и тогда та стала нарочито громко говорить: «Как неприятно! Как отвратительно, что я не буду принята!» и так же громко поинтересовалась, получил ли Марат ее письмо. Друг народа услышал голоса на лестнице и попросил Симону Эврар — женщину, с которой он состоял в гражданском браке, пригласить посетительницу войти.

Шарлотта Корде вошла в комнату. В ванне накрытый простыней лежал Марат. Беседа их длилась около десяти минут. Шарлотта сказала Марату, что может назвать имена лидеров жирондистов, действующих в Кане. Марат записал фамилии этих людей. Руки его были заняты письменными принадлежностями, и на посетительницу он не смотрел. Шарлотта выхватила нож и нанесла удар. Нож вошел в тело Марата чуть ниже правой ключицы, пробил легкое и дошел до сердца. Марат только успел крикнуть: «Ко мне, мой друг! Ко мне!» и потерял сознание. Через пять минут Друга народа не стало. Шарлотта Корде была задержана на месте преступления. Бежать она даже не пыталась.

К работе над своей знаменитой картиной художник Давид приступил уже через два часа после убийства.

Итак, чем же болел Марат? Врачи-современники не смогли установить точный диагноз (недруги утверждали, что Друг народа болел сифилисом, но это предположение маловероятно). Расходятся во мнении и современные специалисты.

Симптомами болезни были нестерпимый зуд и сыпь, что дало основания предполагать две возможности: экзему или одну из разновидностей лишая (возможно, Марат страдал чешуйчатым лишаем — псориазом). Определить, о каком именно заболевании идет речь, достаточно сложно, поскольку оба являются следствием нервно-психических перегрузок. К примеру, сильнейший приступ болезни начался непосредственно после событий, потребовавших от Марата колоссального напряжения, — якобинского переворота.

Иван Лесны считает, что Марат на фоне кожной болезни страдал легким фобическим неврозом (неотвязными страхами и тревогой). Стремясь преодолеть его, он писал пламенные статьи с призывом расквитаться с врагами революции, требовал казни короля, призывал к расправе над заключенными роялистами, к массовым казням, подписал упомянутое выше воззвание об истреблении жирондистов.

Впрочем, напряжение последних четырех лет жизни Марата в сочетании с его неуемным стремлением к славе любым путем позволяет некоторым исследователям поставить куда более жесткий диагноз. Вот что пишет Н. И. Кареев: «Жан Поль Марат. был, вне всякого сомнения, человеком ненормальным, психопатом. Нося на себе довольно ясные признаки физического вырождения, он еще до начала революции проявлял и некоторые душевные свойства, характеризующие вообще маньяков: это была сначала мания величия, мало-помалу осложнившаяся бредом преследования и, наконец, дошедшая до мании убийств».

Сам Марат словно подтверждает поставленный диагноз. Он пишет в начале 1793 года: «.C ранних лет меня пожирала любовь к славе, страсть, в различные периоды моей жизни менявшая цель, но ни на минуту меня не покидавшая. В пять лет я хотел стать школьным учителем, в пятнадцать лет — профессором, писателем — в восемнадцать, творческим гением — в двадцать, тогда как сейчас я жажду славы принести себя в жертву отечеству. Я хорошо знаю, что мои произведения не созданы для успокоения врагов отечества: мошенники и изменники ничего так не боятся, как разоблачения. Поэтому число злодеев, поклявшихся погубить меня, огромно. Вынужденные скрывать свою вражду, свою низкую мстительность, жажду моей крови под покровом любви к человечеству, уважения к законам, они с утра до вечера извергают против меня тысячу жалких и отвратительных небылиц. Из них единственная, обманувшая некоторых и беспрестанно ими распространяемая, состоит в том, что я — сумасброд, желчный безумец, кровожадное чудовище или подкупленный злодей. Они считают преступлением, что я потребовал голов изменников и заговорщиков. Но требовал ли я когда-либо народной расправы для этих злодеев до того, как они стали безнаказанно выражать презрение к мечу правосудия, а законодатели занялись обеспечением их безнаказанности? И потом, так ли уж велико преступление потребовать пятьсот преступных голов, чтобы сохранить пятьсот тысяч невинных? Уже самый расчет не свидетельствует ли о мудрости и человечности?»

Возможно, именно беспримерная и необъяснимая с точки зрения здоровой психики жестокость и была причиной того, что Марат стал одним из главных идеологов якобинского террора. Недаром именно его, а не, например, Робеспьера выбрала своей мишенью Шарлотта Корде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Марат Жан Поль


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Jean Paul Marat

Жан-Поль Марат (1743-1793) – политический деятель, один из вождей якобинцев. По профессии врач и журналист. До революции написал несколько книг и брошюр по общественным и естественно-научным вопросам. С 12 сентября 1789 г. по самый день смерти Марат издавал газету “Друг народа”, выражавшую интересы парижской бедноты. В этой газете Марат выступал с резкой критикой Учредительного собрания и Парижского, за что неоднократно подвергался преследованиям. Его несколько раз привлекали к суду, газету закрывали, типографии, в которых она печаталась, громили. Но Марат упрямо продолжал свое дело. В течение почти двух лет ему приходилось вести конспиративный образ жизни, дважды временно эмигрировать в Англию. После революции 10 августа Марат стоял во главе борьбы якобинцев с жирондистами и пользовался большим влиянием на дела Коммуны (парижского муниципалитета), всюду отстаивая интересы бедноты. Избран депутатом Конвента от Парижа. Деятельность Марата, как члена Наблюдательного Совета Коммуны, руководителя монтаньяров в Конвенте и издателя “Друга Народа”, навлекла на него яростные нападки имущих классов. 14 апреля 1793 г. он по настоянию жирондистов был привлечен к суду за агитацию, призывающую к роспуску Конвента, к грабежам и убийствам. Под давлением парижской бедноты Революционный трибунал 24 апреля оправдал его, и Марат с триумфом был приведен обратно в Конвент. Вместе с Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая – 2 июня 1793 г., отнявшего власть у жирондистов. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

Перепечатывается с сайта
Великая Французская революция

 

Как известно из истории, Жан Поль Марат был убит Шарлоттой Корде в тот момент, когда он принимал ванну. Есть даже такая ратина “Смерть Марата”. Сама сцена ну просто анти-эстетическая. Отталкивающая! Дело в том, что у Марата вся нижняя половина тела была поражена экземой. Это некрасиво. И это все неправильно! Зайдите на этот сайт и поймите главное: в ванной комнате всё должно быть прекрасно – и сама ванна, и раковина.

 

Марат (Marat) Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария,— 13.7.1793, Париж), деятель Великой франц. революции 1789, учёный и публицист. В 16 лет поселился во Франции. Получил мед. образование, изучал естеств. и филос. науки в Бордо и Париже. Испытал влияние идей франц. Просвещения. В 1765 переехал в Англию, занимался врачебной практикой, к-рая принесла ему большую известность. В 1775 Эдинбургский ун-т присудил М. учёную степень доктора медицины. В 1776 М. возвратился в Париж. В своих трудах «Цепи рабства» (1774), «План уголовного законодательства» (1780) выдвигал идею вооруж. восстания и революц. диктатуры, обосновал право бедных на борьбу против угнетателей. С началом Великой франц. революции М. целиком посвятил себя делу служения восставшему народу.В 1789 он написал проект «Декларации прав человека и гражданина», начал издавать газ. «Друг народа» (в 1792 переим. в «Газету Французской республики»), завоевавшую популярность в массах как бое- вой орган революц. демократии. В своих статьях и письмах М. предлагал целую программу социальных преобразований в интересах простого народа, требовал довести революцию до конца. Свою задачу видел в политич. просвещении нар. низов. В 1790 вошёл в состав клуба кордельеров, в к-ром преобладающее влияние имели демократы левого направления. Он гневно разоблачал врагов революции, требовал применения к ним революц. террора. Когда контрреволюционеры хотели втянуть Францию в войну, чтобы штыками прус, и англ, интервентов задушить революцию, М. призвал граждан защищать своё отечество. 15 мая 1790 в открытом письме «К просвещённым и отважным патриотам» он выдвинул программу действий народа на случай войны, призывал противопоставить войне между народами гражд. войну. М. написал обращение к войскам с призывом в случае воен. действий прежде всего расправиться с внутр. врагами. С началом войны европ. монархов против Франции М. решительно требовал защищать революц. отечество, призывал к вооружению всего народа, к созданию революц. армии, к сокращению королевской регулярной армии до минимума и к передаче её под постоянный нар. контроль. М. вёл непримиримую борьбу против изменников революции. Преследование властей, травля со стороны политич. пр-ков вынуждали М. скрываться. В янв. 1790 и дек. 1791 — апр. 1792 он находился в Англии. После падения монархии М. был выдвинут в Комитет наблюдения революц. коммуны Парижа. Он стал одним из вождей якобинцев и решительно выступал против пепоследоват. политики жирондистов. В сент. 1792 М. был избран депутатом Конвента. В апр. 1793 жирондисты добились ареста М. и предания его суду Революц. трибунала; однако он был оправдан и с триумфом возвращён народом в Конвент. Вместе с Робеспьером и другими якобинскими вождями М. руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего контрреволюц. власть жирондистов. Болезнь помешала М. принять активное участие в деятельности Конвента после прихода якобинцев к власти, но он продолжал выпускать свою газету. Был убит жирондисткой Ш. Корде. Похороны М.— друга народа, как называли его трудящиеся Парижа, превратились в грандиозную политическую манифестацию.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, Том 5 Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.


Сторонник неограниченного беззакония

«Я считаю себя первым, а может быть и единственным политиком во Франции, предлагающим после революции установить власть диктатора» – заявил под гром аплодисментов в сентябре 1793 г. в парламенте – Конвенте – известный деятель французской революции Жан-Поль Марат (1743-1793).

Возможно именно по этому (среди прочего), Марата при советской власти пропаганда стала воспевать как одного из излюбленных героев. Его именем были названы мощный линкор и улицы ряда городов, а многие одурманенные этой пропагандой родители принялись называть Маратиками своих сыновей.

Теперь Марат героем уже не считается: это неудобно в условиях декларируемой у нас демократии. Впрочем, демократом до революции был и он сам, когда получил гуманнейшую профессию врача. “Я был крайне враждебен деспотизму” – подчеркивал Марат в своей книге “Цепи рабства”, опубликованной впервые в Англии в 1774 г. и вышедшей на французском языке двумя десятилетиями позже. В этой книге он делает заявление, сближающее его с либералами, отрицающими, как известно, руководящую и направляющую роль государства в обществе. «Поддержание царства справедливости и свободы тем успешнее, чем меньше государства».

Впрочем, в своих теоретических изысканиях о политике Марат показал себя порядочным путаником. Эта путаница, в конце концов, и превратила его из сторонника свободы в глашатая диктатуры. В начале французской революции он был сторонником монархии, правда ограниченной. Но летом 1791 г. он проклял идею монархии и добился вместе со своими друзьями якобинцами казни короля в январе 1793 г.

К тому времени Марат окончательно отбросил свободолюбивые взгляды. Это было результатом его сумбурных и примитивных представлений об обществе. Он был, например, сторонником сумасбродной идеи, что “торговля – антинациональная сила” и решительно требовал “установления равенства, в области пользования жизненными благами”. Но упразднить торговлю без применения насилия – немыслимо. А поскольку в ходе развития революции обнаружилось, что многие ее участники, конституционалисты и жирондисты, решительно отвергают такие взгляды, то он объявил их врагами и антипатриотами, которых необходимо истребить.

Особенно привлекала Марата, как врача, машина для отрубания голов. Сарай, где она испытывалась на овцах, был расположен по соседству с типографией этого пламенного сторонника народного счастья. Следует “отрубить головы министрам и их подчиненным, всем командирам батальонов – антипатриотам”, – требовал он в издаваемой им газете “Друг народа”.

Машина была пушена в ход, но к народному счастью это не привело, что побудило бывшего отчаянного сторонника свободы выдвинуть идею, что “ради общественного блага следует пожертвовать всеми законами”. Сторонника неограниченного беззакония 13 июля 1793 г. заколола кинжалом монархистка Шарлотта Корде. Террор, к которому призывал дошедший по полного безумия Марат, вполне естественно настиг и его самого.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.


Далее читайте:

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Максимилиан Робеспьер. О похоронах Марата и о мерах общественного спасения. Речь в Обществе друзей свободы и равенства 14 июля 1793 г.

Де Будри Давид Иванович (1756-1821). брат Жана-Поля Марата.

Сочинения:

Марат Ж.П. Избранные произведения. В 3 т. М. “Наука” (Литературные памятники). Пер. с франц. 1956, Т. 1—3.

Марат Ж.П. “Проект декларации прав человека и гражданина с последующим планом справедливой, мудрой и свободной конституции”.

Письма 1776—1793. Пер. с франц. М., 1923.

Литература

Фридлянд Г.С. Жан Поль Марат и гражданская война XVIII в. М. 1959

Тарле Е.В. Жан-Поль Марат, друг народа. В кн. Тарле Е.В. Сочинения т.6. М. Изд-во АН СССР. 1959

Манфред А. З. Марат. М. “Молодая гвардия” (ЖЗЛ). 1962

Манфред А. З. Жан Поль Марат и его произведения. В кн. : Манфред А.З. Великая французская революция. М. “Наука”. 1983

Молчанов Н. Монтаньяры. М. “Молодая гвардия” (ЖЗЛ). 1989

Алданов М. Ванна Марата. В кн. : Алданов М. Очерки (Сочинения, кн.2) М. “Новости”. 1995.

 

 

www.hrono.ru

Жан Поль Марат: кровавый доктор

Имя Жана Поля Марата связано с Великой французской революцией – он был одним из вождей якобинцев, литератором и журналистом. Его яркая личность мало кого оставляла равнодушным: одни считали этого человека героем и мучеником за свободу, другие – жестоким карателем, призывавшим беспощадно отправлять на гильотину врагов революции…

«Еще год назад пять или шесть сотен отрубленных голов сделали бы вас свободными и счастливыми. Сегодня придется обезглавить десять тысяч человек» – и эти слова принадлежат врачу, представителю самой гуманной профессии…

Вперед, к славе!

Утром 24 мая 1743 года в благодатной Швейцарии, в маленьком городке Будри, в семье врача Жана Батиста Марата родился мальчик. Младенец был такой слабый, что никто не верил, что он выживет. Но молоко кормилицы из альпийской деревни сотворило чудо: мальчик окреп и стал набирать вес. При крещении ему дали имя Жан Поль.

Твердый характер Марата проявился еще в детстве. С ранних лет он мечтал прославиться, ставя перед собой то одну, то другую цель: в пять лет хотел быть учителем, в пятнадцать – профессором, в восемнадцать – писателем, творческим гением, а в двадцать – великим ученым.

К своей цели он шел настойчиво: учился с необычайным упорством, с отличием окончил школу в родном Будри, а затем колледж в Невшателе. Юноша легко овладел английским, итальянским, испанским, немецким и голландским языками. В 16 лет, потеряв родителей, без денег и связей, но уверенный в своей гениальности, он отправился покорять Европу.

Сначала Марат попытал счастья во Франции: устроился в Бордо воспитателем в семье богатого сахарозаводчика и судовладельца, где проработал несколько лет. В свободное время он много читал. Особое влияние на впечатлительного юношу оказали произведения выдающихся современников – Руссо и Монтескьё, идеями которых он восхищался.

Но что такое Бордо? Нашего героя манил Париж, который он собирался легко завоевать благодаря своим непомерным амбициям. В столице Марат попытался работать в одном литературном издании, но ему отказали. И все же честолюбивый юноша не сдавался. Он со страстью изучал философию, историю, литературу, физику и химию.

Движимый своим чрезмерно развитым самомнением, он искал ту область, в которой смог бы совершить выдающиеся открытия. И нашел! Это медицина, возможность стать новым Гиппократом. Марат начал лечить больных, и ему это удавалось.

Призвание – врач

Итак, Марату было 22 года. Время шло, а он все еще никому не был известен. Нужно было спешить, но во Франции он не находил применения своему гению. И тогда в 1765 году Жан Поль отправился в Англию, по тем временам – страну неограниченных возможностей.

Жан Поль Марат

Не осталось достоверных подтверждений, что Марат окончил какое-нибудь медицинское заведение. Он был самоучкой, но в Англии с успехом продолжил свою врачебную практику, начатую в Париже. Работая в больницах, тюрьмах и рабочих бараках, он приобрел богатый медицинский опыт. А в 1767 году выпустил свою первую работу, в которой изложил эффективные, с его точки зрения, методы лечения венерических заболеваний.

Марат был инициатором лечения глазных болезней с помощью легких электрических разрядов. В 1769-м в Лондоне вышла вторая его работа, в которой он одним из первых описал астигматизм. Затем он выпустил двухтомник по физиологии человека.

Но Марат – не только врач, он также считал себя естествоиспытателем и философом. Подтверждением стал его трехтомный трактат «Философские исследования о взаимоотношении тела и духа». В своей работе Марат утверждал, что взаимодействие души и тела происходит благодаря нервным флюидам и определяет нахождение нематериальной сущности в мозговой оболочке человека.

При этом Марат успешно продолжал свою врачебную практику. Получаемого от этого дохода с избытком хватило бы на жизнь, но он расходовал деньги на публикацию своих произведений. В Ньюкасле в качестве городского врача наш герой настолько успешно вел борьбу с эпидемией холеры, что был удостоен звания почетного гражданина.

А 30 июня 1775 года Эдинбургский университет, где Марат преподавал французский язык, присудил ему диплом почетного доктора медицины, что стало несомненным признанием его выдающихся способностей.

В этом же году была опубликована еще одна его работа – «Наблюдения над хроническим заболеванием», где излагались методы лечения и предлагались медицинские инструменты собственного изобретения.

Чистое шарлатанство!

В Англии Марат прожил 11 лет и добился безусловного успеха, но этого ему было мало. Предвидя важные для Франции события, Марат в 1776 году вернулся в Париж, где получил место врача в гвардейском корпусе принца Конде. Ему приходилось лечить солдат – в основном от венерических болезней.

Вскоре Марат невероятно прославился, когда вылечил маркизу Лобеспан – придворную даму, известную своей необыкновенной красотой и образованием. Французские светила медицины поставили ей самый страшный в то время диагноз – туберкулез – и признали неизлечимой. Марат отменил принятое в то время кровопускание и назначил собственное лечение.

Прелестная маркиза отплатила доктору за его труды, став его любовницей. Это была странная пара: она – одна из самых красивых женщин Парижа, он – низкорослый, с лицом, изуродованным экземой.

Кроме того, по протекции госпожи Лобеспан Марат получил официальную должность врача лейб-гвардии графа д’Артуа, будущего короля Карла X, младшего брата Людовика XVI. Таким образом, он стал придворным медиком с годовым окладом две тысячи ливров, не считая доплат за стол и квартиру. Это был пик медицинской карьеры Марата.

Однако новым Гиппократом ему было стать не суждено. Марат жаловался одному из своих друзей, что вся его деятельность – чистое шарлатанство, недостойное его занятие. И тогда он решил вплотную заняться научными изысканиями и устроил в своем доме лабораторию. Там он проводил опыты в различных областях химии и физики, изучал свойства огня, электричества и света, производил вскрытие животных и ставил различные эксперименты над ними.

Жан Поль много работал, довольствовался хлебом и водой и тратил все свои средства на эксперименты. Он пренебрегал обществом, оставил врачебную практику и потерял место придворного врача, а маркиза Лобеспан ушла от него. Живя затворником и жертвуя всем, он стремился к вожделенной славе. Однако основные потрясения в жизни Марата были еще впереди…

Друг народа

И вот грянула революция. Для Марата это оказался прямой путь к славе. Он забросил прежние увлечения и стал глашатаем парижской толпы, провозгласив себя ни больше ни меньше «другом народа».

Все его прежние медицинские изыскания свелись к изучению гильотины, которая поначалу испытывалась на овцах. В печати Марат, ярый якобинец, страстно призывал рубить головы роялистам, жирондистам и всем противникам нового режима, чтобы «раздавить гадину контрреволюции».

Репутация несгибаемого борца за революцию обеспечила Марату место в Конвенте, где даже среди оголтелых радикалов он выделялся своим неистовым темпераментом и внешним видом – он ходил в расстегнутой рубахе, повязав голову платком.

В жестокости и убийствах он видел средство достижения власти над «примитивными» народными умами. И он добился того, что в это смутное время стал популярной личностью среди парижских санкюлотов – так называли бедняков, носивших длинные, а не короткие штаны, как дворяне. Санкюлотами же решили называть себя и революционеры, стремясь стать ближе к народу.

Марат все еще гнался за славой, но, увы, он уже был неизлечимо болен. На нервной почве у него обострилась экзема, его мучил жар, он мог есть только жидкую пищу. Для того чтобы взбодриться, Марат постоянно пил кофе, что усиливало нежелательные процессы в слабеющем организме.

На голове он постоянно держал уксусный компресс, а также большую часть времени проводил в ванне, так как это приносило ему временное облегчение. В ванне же он писал статьи и принимал посетителей. И там же его настигла внезапная смерть.

Утром 13 июля 1793 года девушка по имени Шарлота купила за два франка большой столовый нож с черной ручкой. В седьмом часу вечера она направилась в дом на улице Кордельеров, где жил Марат со своей новой любовницей, простой фабричной работницей. Девушка проникла в дом и убила беспомощного Марата.

Над ванной между двух пистолетов висела географическая карта, а над ней было начертано слово la mort – «смерть». Что это было? Предчувствие? Ведь Марат славился своими предсказаниями…


Поль Жак Эме Бодри. «Шарлотта Корде». 1868 год

Девушку, совершившую убийство, звали Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, она была правнучкой великого французского драматурга Корнеля. Наивная Шарлотта хотела остановить безумный разгул террора и отомстить за его жертв.

Однако цели она не достигла – ее казнили. А вот Марат получил свою посмертную славу, о которой мечтал всю жизнь.

VIA

p-i-f.livejournal.com

Террор против террора. Как юная девушка убила легенду Французской революции | История | Общество

Имя одного из радикальных лидеров Великой Французской революции Жана-Поля Марата хорошо известно в России. Якобинец Марат во времена советской власти считался предтечей коммунистического движения. Его именем были названы улицы во многих городах страны. Герой песен Александра Розенбаума «на улице Марата счастлив был когда-то».

Революционер на должности придворного врача

С именем Марата мы встречаемся в самом юном возрасте: из стихов Сергея Михалкова о дяде Стёпе известно, что герой-великан служил в годы войны на линкоре «Марат». Кстати сказать, такой боевой корабль действительно входил в состав ВМФ СССР.

Больше того, сама фамилия «Марат» стала в Советском Союзе популярным интернациональным именем.

Уроженец Швейцарии Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 года в семье известного врача. Получив хорошее образование, Марат тоже стал врачом. На одном месте молодому медику не сиделось — он ездил по различным городам, зарабатывая на жизнь медицинской практикой.

Помимо способностей к медицине, Жан-Поль Марат являлся прирождённым оратором и публицистом, который подвергал сомнению все общественные устои того времени. Радикальные и резкие суждения, с одной стороны, принесли ему популярность, а с другой — позволили Марату нажить множество противников, в том числе и среди влиятельных персон.

Нажмите для увеличения

Авторитетов Марат не признавал — он вступал в острую полемику с Вольтером, критически относился к научным работам Ньютона и Лавуазье. Оппоненты, признавая несомненную одарённость Марата, отмечали его крайнее самомнение.

С 1779 по 1787 годы будущий трибун революции Жан-Поль Марат был придворным медиком у графа д’Артуа — в 1824 году этот представитель королевского дома Бурбонов взойдёт на трон под именем Карла X. Однако и его правление закончится революцией — в 1830 году он будет свергнут с престола.

Впрочем, эти события произойдут значительно позднее истории, о которой мы говорим сегодня.

Карьера Жана-Поля Марата претерпела резкие изменения с началом Великой Французской революции. Медик, который успешно совмещал работу при особе королевской фамилии с написанием радикальных работ о переустройстве общества, в 1789 году с головой окунулся в революционные события.

Разоблачитель «врагов народа»

Марат создал собственный проект установления конституционной монархии и стал выпускать газету «Друг народа», которой было суждено стать главным идеологическим рупором революции.

Со страниц своего издания яркий публицист разоблачал преступления режима, клеймил королевскую семью, продажных министров, нечистоплотных депутатов. Влияние Марата на массы росло день ото дня — никто, кроме него, не мог так успешно разжигать революционный фанатизм в массах.

Разумеется, противников у Марата было более чем достаточно. Монархисты и умеренные революционеры ненавидели его, считая, что «Друг народа» зовёт массы к террору.

Собственно, так оно и было. В 1791 году Марату пришлось скрываться от преследований в Лондоне, однако по возвращении он продолжил свою деятельность.

Жан-Поль Марат писал, что борьба с контрреволюцией должна быть жестокой, и если обновление общества нуждается в обезглавливании сотен и тысяч «врагов народа», эти головы нужно немедленно срубить.

Сам термин «враг народа» родился вовсе не в Советском Союзе, а в революционной Франции — Марат в своей газете стал публиковать списки «врагов народа», и участь тех, кто попадал в них, была крайне печальной.

Марат был одним из самых горячих сторонников казни свергнутого короля Франции Людовика XVI и приветствовал её.

В 1793 году, в период яростной борьбы между радикальными якобинцами, вождями которых были Робеспьер и Марат, и более умеренными жирондистами, последним удалось добиться суда над издателем «Друга народа», обвинив его в подстрекательстве к убийствам. Однако Революционный трибунал 24 апреля 1793 года полностью оправдал Марата.

Жан-Поль Марат находился на вершине славы, но до его гибели оставалось меньше трёх месяцев.

Бунтарка из древнего рода

Шарлотта Корде, полное имя которой Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон, родилась 27 июля 1768 года в Нормандии. Она происходила из древнего дворянского рода, а её прадедом был Пьер Корнель — основоположник жанра французской трагедии.

Девушка получила начальное образование дома, а затем, в традициях того времени, была помещена в пансион бенедиктинского аббатства Святой Троицы в Кане. Ветер перемен к тому времени дул во Франции вовсю — в аббатстве юным воспитанницам разрешалось читать не только религиозную литературу, но и труды Монтескье и Руссо.

В 1790 году в духе революционных преобразований монастырь закрыли, и Шарлотта Корде вернулась домой.

Современники вспоминали, что 22-летняя Шарлотта была «человеком новой эпохи» — о замужестве не думала, любовным романам предпочитала газеты и революционную литературу. Как-то на обеде у родственников молодая дворянка позволила себе неслыханную дерзость, отказавшись пить за короля. Шарлотта заявила, что Людовик XVI — слабый монарх, а слабые монархи несут своему народу исключительно бедствия.

Шарлотта Корде была республиканкой, однако она категорически выступала против террора и была потрясена казнью короля. «Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи», — писала Шарлотта подруге.

24-летняя девушка считала, что должна что-то предпринять, дабы повлиять на исторический процесс. Кан, где она жила, к тому времени стал центром жирондистской оппозиции, выступавшей против якобинцев.

Шарлотта Корде решила, что остановить террор можно, если уничтожить идеолога террора — Жана-Поля Марата.

Кухонный нож как орудие истории

Для осуществления своего замысла она встретилась с приехавшими в Кан жирондистами и получила от них рекомендательное письмо к их единомышленникам — депутатам Конвента в Париже. Своей настоящей цели Шарлотта не раскрывала — она говорила, что якобы хочет похлопотать о своей подруге по пансиону, оставшейся без средств к существованию.

Прибыв в Париж 11 июля 1793 года, Шарлотта Корде стала искать встречи с Маратом. Девушка осознавала, что уцелеть самой после покушения ей не удастся, поэтому написала несколько прощальных писем, а также «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором объясняла мотивы своего поступка. «О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона… Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!» — писала Шарлотта Корде.

Девушка пыталась встретиться с Маратом якобы для того, чтобы передать ему новый список «врагов народа», обосновавшихся в Кане.

К тому времени Жан-Поль Марат почти не появлялся в Конвенте — он страдал от кожного заболевания, и страдания его облегчала только ванна, в которой он дома и принимал посетителей.

После нескольких обращений 13 июля 1793 года Шарлотта Корде добилась аудиенции у Марата. С собой она прихватила кухонный нож, купленный в парижской лавке.

При встрече Шарлотта рассказала ему об изменниках, собравшихся в Кане, а Марат заметил, что они скоро отправятся на гильотину. В этот момент девушка ударила находящегося в ванной Марата ножом, убив его на месте.

Корде была схвачена немедленно. Каким-то чудом её удалось спасти от гнева толпы, желавшей расправиться с ней прямо у трупа поверженного кумира.

Посмертная пощёчина

После допроса она была отправлена в тюрьму. Следствие и суд были скорыми, а приговор очевидным. Шарлотта Корде не просила о снисхождении, но настаивала, что совершила убийство в одиночку. Это не помогло — в Париже уже начались аресты её предполагаемых пособников, которых также ждал смертный приговор.

В те времена не было фотографии, но художник Гойер в день суда и за несколько часов до казни сделал набросок портрета убийцы Марата.

Суд присяжных утром 17 июля единогласно приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. На девушку надели красное платье — по традиции, в нём казнили убийц и отравителей.

По свидетельству палача, Шарлотта Корде вела себя мужественно. Весь путь до места казни на площади Республики она провела стоя. Когда вдали показалась гильотина, палач хотел закрыть её вид от приговорённой, однако сама Шарлотта попросила его отойти — она сказала, что никогда не видела это орудие смерти, и ей очень любопытно.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась. В половине восьмого вечера она взошла на эшафот и была казнена при большом скоплении народа. Плотник, помогавший устанавливать помост, подхватил отрубленную голову девушки и выразил ей своё презрение, дав пощёчину. Этот поступок пришёлся по вкусу радикальным сторонникам Марата, но был осуждён официальными властями.

Нажмите для увеличения

Личность Шарлотты Корде вызывала много споров и после казни. Например, труп был освидетельствован врачами, которые подтвердили, что 24-летняя девушка была девственницей.

Её тело было захоронено на кладбище Мадлен в Париже. Впоследствии, уже после эпохи Наполеона, кладбище было снесено.

Марат и его лучшая ученица

Жан-Поль Марат был похоронен за день до казни Шарлотты Корде, 16 июля 1793 года в саду клуба Кордельеров. В честь Марата на некоторое время были переименованы Монмартр и город Гавр. Неоднозначное отношение к его личности привело к тому, что и во Франции, и значительно позже в Советском Союзе названные в его честь объекты потом вновь получали исторические названия. Тело Марата в 1794 году, уже после свержения якобинской диктатуры, было перенесено в Пантеон, но затем, при очередном пересмотре оценки личности политика, удалено из него и перезахоронено на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон.

Нажмите для увеличения

Впрочем, доля Шарлотты Корде ещё менее завидна. Во-первых, несмотря на её уверения в том, что она действовала одна, гибель Марата стала причиной усиления массовых репрессий против «врагов народа». Семье Шарлотты Корде пришлось отправиться в изгнание, а её дядя и брат, участвовавшие в вооружённом выступлении роялистов, были расстреляны.

Во-вторых, республиканка Шарлотта Корде была объявлена якобинской пропагандой роялисткой и стала кумиром монархистов. Хуже того, девушка, пошедшая на самопожертвование, сама того не желая, дала имя модному аксессуару — «шарлоттой» назвали шляпку, состоящую из баволетки — чепца с оборкой на затылке — и мантоньерки — ленты, удерживающей шляпу. Этот головной убор стал чрезвычайно популярен среди сторонниц монархии, а спустя век — у противниц Парижской Коммуны 1871 года.

Один из теоретиков социализма Луи Блан писал позднее, что Шарлотта Корде фактически оказалась самой горячей последовательницей принципов Жана-Поля Марата, доведя до совершенства его логический принцип, согласно которому жизнь немногих можно принести в жертву благополучию целой нации.

Смотрите также:

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *