Что такое методика “10 предметов” и для чего она используется
Методика “10 предметов” была разработана Т.Д. Марцинковской для диагностики памяти у детей дошкольного возраста. Она позволяет оценить объем кратковременной памяти, скорость запоминания и способность к отсроченному воспроизведению информации.
Основные цели методики:
- Определить объем кратковременной памяти ребенка
- Оценить скорость запоминания новой информации
- Проверить способность к отсроченному воспроизведению
- Выявить возможные проблемы с памятью на ранних этапах
Методика проста в проведении и не требует специального оборудования, поэтому широко используется психологами и педагогами в детских садах и развивающих центрах.
Как проводится диагностика памяти по методике “10 предметов”
Процедура проведения методики включает несколько этапов:
- Ребенку показывают карточку с 10 нарисованными предметами на 2-3 минуты
- Просят внимательно рассмотреть и запомнить изображения
- Забирают карточку и через 20-30 минут просят назвать запомнившиеся предметы
- Фиксируют количество правильно названных предметов
- При плохом результате показывают карточку еще раз для узнавания
Для маленьких детей допускается помощь в рассматривании и назывании предметов на этапе запоминания. Главное – создать правильную установку на запоминание.
Какие предметы используются в стимульном материале
Стимульный материал представляет собой карточку размером не меньше альбомного листа. На ней должны быть изображены 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга.
Примерный набор предметов может быть таким:
- Самолет
- Свеча
- Чайник
- Тачка
- Бабочка
- Журнал
- Ноги
- Машина
- Бревно
- Волк
Важно, чтобы предметы были знакомы детям и легко узнаваемы. Можно использовать разные наборы для разных возрастных групп.
Нормативные показатели для дошкольников разного возраста
Оценка результатов методики зависит от возраста ребенка. В целом, нормативными считаются следующие показатели:
- Для детей 4-5 лет: воспроизведение 3-4 предметов
- Для детей 5-6 лет: воспроизведение 4-5 предметов
- Для детей 6-7 лет: воспроизведение 5-6 предметов
При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Результат на 1-2 предмета ниже нормы не обязательно говорит о проблемах с памятью.
На что обратить внимание при анализе результатов
При анализе результатов диагностики следует обращать внимание на следующие моменты:
- Количество правильно названных предметов
- Наличие ошибок и неточностей при воспроизведении
- Скорость запоминания (если проводилось повторное предъявление)
- Способность к узнаванию забытых предметов
- Эмоциональные реакции ребенка во время тестирования
Низкие результаты могут говорить о проблемах с памятью, но также могут быть связаны с нарушением произвольного внимания, повышенной утомляемостью или эмоциональными особенностями ребенка.
Преимущества и недостатки методики “10 предметов”
Как и любой диагностический инструмент, методика “10 предметов” имеет свои плюсы и минусы:
Преимущества:
- Простота и доступность проведения
- Наглядность стимульного материала
- Возможность оценки разных параметров памяти
- Применимость для широкого возрастного диапазона
Недостатки:
- Влияние субъективных факторов на результат
- Возможность запоминания по ассоциациям
- Сложность стандартизации процедуры
- Необходимость учета индивидуальных особенностей
Поэтому методику рекомендуется использовать в комплексе с другими диагностическими инструментами для получения более полной картины.
Варианты модификации методики для разных целей
Базовый вариант методики “10 предметов” можно модифицировать в зависимости от конкретных диагностических задач:
- Увеличить или уменьшить количество предметов
- Изменить время предъявления стимульного материала
- Варьировать интервал до отсроченного воспроизведения
- Использовать предметы определенной тематики
- Сочетать зрительное и слуховое предъявление
Это позволяет адаптировать методику под разные возрастные группы и исследовательские цели. Главное – соблюдать основные принципы проведения диагностики.
Рекомендации по развитию памяти у дошкольников
Если результаты диагностики показали недостаточный уровень развития памяти, можно порекомендовать следующие упражнения:
- Игры на запоминание последовательностей (зрительных, слуховых)
- Заучивание стихов, считалок, скороговорок
- Пересказ сказок и рассказов
- Рисование по памяти
- Развитие ассоциативного мышления
- Мнемотехнические приемы для запоминания информации
Важно проводить занятия регулярно, в игровой форме, учитывая интересы и способности ребенка. Хорошая память – важная основа для успешного обучения в школе.