Методика “10 предметов” для диагностики памяти дошкольников: особенности проведения и анализа результатов

Что представляет собой методика “10 предметов” Марцинковской. Как правильно провести диагностику памяти у дошкольников по этой методике. Какие нормативы считаются хорошими результатами для детей разного возраста. На что обратить внимание при анализе результатов теста.

Что такое методика “10 предметов” и для чего она используется

Методика “10 предметов” была разработана Т.Д. Марцинковской для диагностики памяти у детей дошкольного возраста. Она позволяет оценить объем кратковременной памяти, скорость запоминания и способность к отсроченному воспроизведению информации.

Основные цели методики:

  • Определить объем кратковременной памяти ребенка
  • Оценить скорость запоминания новой информации
  • Проверить способность к отсроченному воспроизведению
  • Выявить возможные проблемы с памятью на ранних этапах

Методика проста в проведении и не требует специального оборудования, поэтому широко используется психологами и педагогами в детских садах и развивающих центрах.


Как проводится диагностика памяти по методике “10 предметов”

Процедура проведения методики включает несколько этапов:

  1. Ребенку показывают карточку с 10 нарисованными предметами на 2-3 минуты
  2. Просят внимательно рассмотреть и запомнить изображения
  3. Забирают карточку и через 20-30 минут просят назвать запомнившиеся предметы
  4. Фиксируют количество правильно названных предметов
  5. При плохом результате показывают карточку еще раз для узнавания

Для маленьких детей допускается помощь в рассматривании и назывании предметов на этапе запоминания. Главное – создать правильную установку на запоминание.

Какие предметы используются в стимульном материале

Стимульный материал представляет собой карточку размером не меньше альбомного листа. На ней должны быть изображены 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга.

Примерный набор предметов может быть таким:

  • Самолет
  • Свеча
  • Чайник
  • Тачка
  • Бабочка
  • Журнал
  • Ноги
  • Машина
  • Бревно
  • Волк

Важно, чтобы предметы были знакомы детям и легко узнаваемы. Можно использовать разные наборы для разных возрастных групп.


Нормативные показатели для дошкольников разного возраста

Оценка результатов методики зависит от возраста ребенка. В целом, нормативными считаются следующие показатели:

  • Для детей 4-5 лет: воспроизведение 3-4 предметов
  • Для детей 5-6 лет: воспроизведение 4-5 предметов
  • Для детей 6-7 лет: воспроизведение 5-6 предметов

При этом важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Результат на 1-2 предмета ниже нормы не обязательно говорит о проблемах с памятью.

На что обратить внимание при анализе результатов

При анализе результатов диагностики следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Количество правильно названных предметов
  • Наличие ошибок и неточностей при воспроизведении
  • Скорость запоминания (если проводилось повторное предъявление)
  • Способность к узнаванию забытых предметов
  • Эмоциональные реакции ребенка во время тестирования

Низкие результаты могут говорить о проблемах с памятью, но также могут быть связаны с нарушением произвольного внимания, повышенной утомляемостью или эмоциональными особенностями ребенка.


Преимущества и недостатки методики “10 предметов”

Как и любой диагностический инструмент, методика “10 предметов” имеет свои плюсы и минусы:

Преимущества:

  • Простота и доступность проведения
  • Наглядность стимульного материала
  • Возможность оценки разных параметров памяти
  • Применимость для широкого возрастного диапазона

Недостатки:

  • Влияние субъективных факторов на результат
  • Возможность запоминания по ассоциациям
  • Сложность стандартизации процедуры
  • Необходимость учета индивидуальных особенностей

Поэтому методику рекомендуется использовать в комплексе с другими диагностическими инструментами для получения более полной картины.

Варианты модификации методики для разных целей

Базовый вариант методики “10 предметов” можно модифицировать в зависимости от конкретных диагностических задач:

  • Увеличить или уменьшить количество предметов
  • Изменить время предъявления стимульного материала
  • Варьировать интервал до отсроченного воспроизведения
  • Использовать предметы определенной тематики
  • Сочетать зрительное и слуховое предъявление

Это позволяет адаптировать методику под разные возрастные группы и исследовательские цели. Главное – соблюдать основные принципы проведения диагностики.


Рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Если результаты диагностики показали недостаточный уровень развития памяти, можно порекомендовать следующие упражнения:

  • Игры на запоминание последовательностей (зрительных, слуховых)
  • Заучивание стихов, считалок, скороговорок
  • Пересказ сказок и рассказов
  • Рисование по памяти
  • Развитие ассоциативного мышления
  • Мнемотехнические приемы для запоминания информации

Важно проводить занятия регулярно, в игровой форме, учитывая интересы и способности ребенка. Хорошая память – важная основа для успешного обучения в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *