Профориентация в казахстане – Профориентация – главный шаг к успешному будущему наших детей

Профориентация – главный шаг к успешному будущему наших детей

Каракат Абден – основатель общественного объединения «Қазақ қызы», председатель Ассоциации частных дошкольных организаций города Астаны.

Образование во все времена являлось основным приоритетом государственной политики. Причины очевидны. Образование позволяет государству вырастить профессиональные кадры, способные внести свою лепту в процесс развития.

Как только ребенок начинает посещать образовательные заведения (дошкольные), с этого момента начинается его формирование. В университете он лишь продолжает усиливать навыки и получать знания в определенных областях.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, когда экономики мира сталкиваются с финансовым кризисом, государству необходимо еще более внимательно отнестись к образовательному процессу. Чем больше профессиональных, высокообразованных граждан, тем выше конкурентоспособность государства.

Являясь основателем общественного объединения «Қазақ Қызы» и председателем Ассоциации частных дошкольных организаций города Астана, я на собственном опыте ежедневно сталкиваюсь с вопросами самоопределения подрастающего поколения. Заинтересовавшись вопросом мотивации и причин выбора профессии, я очень много времени отдала собственным исследованиям, которые позже укрепила научными данными.

Cогласно исследованиям, на сегодняшний день, только 10-15 процентов школьников знают, кем они хотят быть в будущем. Соответственно, оставшееся большинство, а это как минимум 85 процентов выпускников, выбирают профессию по принципу «дальше разберемся». И эти 85 процентов – критично огромная цифра.

Согласно статистике, более 70 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие и технические специальности. Однако при выборе профессии школьники и студенты зачастую опираются лишь на престиж учебного заведения и название специальности. И как итог – огромная армия юристов, экономистов, которые сегодня, к сожалению, являются невостребованными на рынке труда.

Например, за последние 12 лет в Казахстане было подготовлено 185 тысяч юристов. При этом качество их подготовки оставляет желать лучшего,

поскольку зачастую ВУЗы преследуют в большинстве своём лишь «коммерческий интерес», и в результате большинство новоявленных юристов к современным условиям жизни не подготовлены и не востребованы на рынке труда.

Для того, чтобы исключить ситуацию с огромным количеством невостребованных специалистов необходимо вводить профориентацию.

В Казахстане только начали говорить о профессиональной ориентации школьников, но пока больших и серьезных шагов в этом направлении ещё не предпринято. Ни в детских садах, ни в общеобразовательных школах с детьми не проводится работа по профдиагностике, преподаватели не владеют ситуацией на рынке труда: не знают, какие профессии сегодня востребованы и необходимы, а также не осведомлены в достаточной степени о новых, современных профессиях. Профориентация попросту не развита и в профессиональных учебных заведениях.

Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где бы они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Например, во Франции профориентация учащихся начинается с первого класса школы и продолжается в течение всего процесса обучения. В США этот процесс начинается еще с дошкольных учреждений. Специальные тесты по оценке профессиональных способностей человека, разработанные американским психологом Мюнстербергом, проходят дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Все это позволяет не только ознакомиться с профессиями, но и спланировать будущую успешную карьеру.

В настоящее время в Казахстане осуществляется деятельность по перестройке и активизации профориентационной работы. Первые шаги заложены в законе «Об образовании». В нем профессиональную ориентацию рассматривают как предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Если эта работа будет выполнена квалифицированно, как задумано разработчиками, то в будущем Казахстан сможет максимально сократить количество безработной молодежи, которая так и не смогла найти своего места в жизни.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

Казахстанские учёные разработали уникальную систему профориентации — Forbes Kazakhstan

Фото: архив пресс-службы

Проект «Единая информационная система профориентации, анализа и прогнозирования потребности специальностей» начал свою работу в 2017. Разработка получила грант в рамках совместного проекта правительства Казахстана и Всемирного банка «Стимулирование продуктивных инноваций».

По словам директора ТОО «Qazproftec» Асланбека Жакупова, актуальность проекта заключается в создании целостной информационной системы, позволяющей охватывать комплексным профориентационным тестированием все заинтересованные группы населения: школьников средних классов – профпросвещением, выпускников школ – профориентацией и профессиональным отбором, взрослое население – перепрофилированием и переобучением, включая математическую модель для прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах конкретных профессий.

Информационная система bagdar.kz систематизирует информацию с рынка труда, услуг в сфере образования, а с помощью научного психодиагностического инструмента можно будет определить деловые и предпринимательские качества школьников и соискателей.

Тестирование состоит из нескольких компонентов – профориентационные тестовые задания для старшеклассников (9-11 классы) и учеников среднего звена (5-8 классы), а также набор тестовых заданий для взрослых – перепрофилирование. Научные сотрудники компании разработали тестовые комплексы, которые дают объективную оценку по различным параметрам профессиональной направленности тестируемых. Вопросы учитывают их способности и склонности, степень мотивации, медицинские противопоказания, профессиональные интересы в решении задач в конкретной профессии и многое другое.

Пройдя тест, пользователь в своем личном кабинете в виде отчёта получает рекомендации по дальнейшему профессиональному ориентиру – выбор профиля обучения в школе для подростков, профессиональный выбор для абитуриентов и выпускников учебного заведения высшего, среднего звена и курсы, перепрофилирование и переобучение для взрослого трудоспособного населения, а также трудоустройство, за счёт объявления работодателям на портале свободных вакансий в реальном, настоящем времени,

– рассказал Асланбек Жакупов.

По его словам, с помощью математической модели система спрогнозирует потребность в специалистах в разрезе регионов на ближайшие 5 лет. Это поможет пользователям выбирать будущую специальность с учётом реальной ситуации на рынке труда.

Комплексная система профориентации на портале bagdar.kz позволяет охватить тестированием не только молодежь, но и трудоспособное работающее население в самых отдалённых уголках страны. Решается задача осознанного выбора профессии через детальное знакомство с рекомендуемой по результатам тестирования профессией, её профессиограммой, с видеоинтервью с представителем этой профессии. По принципу одного окна система помогает найти место обучения и работы, а также даёт возможность желающим получить информацию о разных видах дополнительного профессионального образования.

– Созданный портал способен за короткое время путём поиска и выбора нужной информации в любое время суток, в любой точке мира решить вопросы профориентации, поиска учебного заведения и места трудоустройства, – пояснил Жакупов.

В 2018 году Центра занятости Астаны заключил договор, согласно которому профориентационное тестирование в 2018 прошли почти шесть тысяч человек. Сейчас разработчики проекта готовят к выпуску мобильные приложения на базе iOS и Android.

forbes.kz

Профориентация 2019

Выбор профессии – очень ответственный этап в жизни каждого человека. Ведь именно этой деятельности человек посвятит в будущем большую часть своего времени. Организация правильной и своевременной профориентационной работы является одной из важных составляющих при формировании контингента обучающихся.

Именно с этой целью Институтом совместно с комплектующими подразделениями в период с 15 октября по 24 ноября текущего года был осуществлен плановый выезд сотрудников Института в Департаменты по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана, Алматы и Шымкент. В комплектующих подразделениях сотрудниками Института проведены агитационные и разъяснительные работы с кандидатами на поступление в Институт, на которых было доведена информация о жизнедеятельности Института, показаны видеоролики и слайды. Также были даны ответы и разъяснения по интересующим вопросам, в том числе по правилам поступления в Институт, о порядке пребывания кандидатов в период абитуриентских сборов, о проведении комплексного тестирования, о прохождении военно-врачебной комиссии, о сдаче нормативов по физической подготовке.

Посещено 156 средне-специальных учебных заведений, проведено онлайн-лекции с 92 общеобразовательными школами. В общей сложности с учетом онлайн-лекций по итогам посещения регионов профориентацией было охвачено 10500 учащихся.

Таким образом, проведенная профориентационная работа не только благоприятствовала укреплению имиджа и комплектованию Кокшетауского технического института КЧС МВД Республики Казахстан, но и стала помощником в профессионально-личностном самоопределении школьников.

 

Факультет очного обучения КТИ КЧС МВД РК

emer.gov.kz

Профориентация как гарант свободы личности — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты “Акмолинская правда”

В своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Елбасы отметил: «уже в средней школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Это позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения и сократить учебную нагрузку на ученика и учителя». Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в формировании у учащихся неких универсальных качеств, которые позволят осуществить сознательный, самостоятельный и ответственный выбор профессии, а кроме того – быть профессионально мобильными.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школ и колледжей, так как она связывает систему образования с экономической системой страны. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил наиболее полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, мог принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Уже в начальной школе важно проводить профессиональную диагностику и ориентацию детей на наиболее востребованные специальности. Профессиональная ориентация позволяет подготовить учащихся к ответственному моменту выбора будущей профессии. Поэтому она должна проводиться с 1 по 11 класс с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы. Ее результатом должна быть готовность школьников к профессиональному самоопределению.

Для старшеклассников, выстраивающих свою карьерную траекторию, очень важно направление, связанное с раскрытием содержания профессий, способов получения как квалифицированной, так и неквалифицированной работы, социальных гарантий и профессиональных перспектив. Профессиональная ориентация выпускников открывает перспективы, которые могут быть реализованы только благодаря личным способностям. Это касается как их собственных результатов в работе, так и путей их достижения. Качественная профессиональная ориентация учащегося – это залог его карьерного роста в будущем, выбора социально значимой профессии, возможностей для получения дополнительного образования.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или какую профессию выбрать. Этот выбор труден, если не хватает знаний и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Система профориентационной работы должна помочь ребятам, начиная с раннего возраста постепенно определяться в сфере будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями и с учетом требований рынка труда.

Роль практической профориентации приобрела особую актуальность и значимость. Постепенно сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным услугам, т. к. они стали современными, разнообразными, качественными.

Выбор будущей профессии – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» для повышения эффективности профориентационной работы в организациях образования Акмолинской области в январе 2018 года запущен проект «Передвижной профориентационный комплекс «Автобус профессий», цель которого – охват профмероприятиями учащихся отдаленных от районных центров школ.

Организаторами проекта стали управление образования Акмолинской области и областной учебно-методический кабинет. Его участники – координаторы организаций образования, педагоги-психологи, учителя, педагоги колледжей, медики, школьники и их родители, представители бизнес-структур, региональных Палат предпринимателей, общественных организаций, волонтеры.

Разработано положение, которое определяет порядок и условия организации и деятельности передвижного профориентационного комплекса «Автобус профессий». С целью охвата мероприятиями учащихся в отдаленных школах в течение 2018 года состоялись творческие встречи с успешными людьми, методические семинары, конференции и рабочие совещания по профориентации с общим охватом 25 762 участника. Количество учащихся, охваченных «Передвижным профориентационным комплексом «Автобус профессий» в 2018 г. составило 40 459 чел. из них 24021 – учащиеся школ, 16438 – студенты.

В ноябре состоялся областной форум «Открываем мир профессий», на котором подводились итоги работы проекта за год. За реализацию направлений проекта «Автобус профессий» дипломами акима области были награждены Индустриально-технический колледж № 1 г.Атбасара, Шортандинский  районный  отдел образования, Высший колледж г. Кокшетау.

В системе профориентационной работы Акмолинской области проект «Автобус профессий» зарекомендовал себя не только как уникальная площадкадля обмена опыта и новыми идеями, но и как открытая площадка для диалога учащихся с работодателями.

Важным направлением в работе проекта стала организация совместной работы со школами района, участие в спортивных, культурно-массовых мероприятиях различного уровня, проведение мастер-классов, дней открытых дверей.

Методическим кабинетом были разработаны и выпущены издания и рекламная продукция, баннеры, буклеты, проспекты, стенды о рабочих специальностях. Созданы профориентационные видеоролики и медиапродукция о колледжах и профессиях. Разработано мобильное приложение при поддержке управления образования. В социальных сетях функционирует профориентационная страница Акмолинской области.

Сегодня профессиональной ориентации школьников уделяется большое внимание. Это направление работы является одним из приоритетных в деятельности управления образования. Благодаря подобным мероприятиям, мы в итоге получим самое главное – интерес учащихся к рабочим профессиям. Правильно выстроенная работа по профессиональному ориентированию школьников позволит не только пополнить молодыми кадрами промышленные и перерабатывающие предприятия Акмолинской области, но и обеспечить более эффективное использование бюджетных средств, минимизировать случаи отказа от полученной профессии уже после окончания учебного заведения.

Мугульсум ТЫШКАНБАЕВА,
методист КГУ «Областной учебно-методический кабинет» управления образования Акмолинской области.

Другие статьи по этой теме

apgazeta.kz

Профориентация | Название на каз-яз

Выбор профессии — одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни, поскольку все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась.

Алматинский филиал предоставляет возможность для прохождения уникальной современной системы профориентационного тестирования, состоящую из двух профориентационных программ на выбор:

Профориентационный тест совместно с Центром тестирования и развития Московского Государственного университета им М.И. Ломоносова

Психологическое тестирование и беседа с профконсультантом помогут учащимся сориентироваться в мире профессий, выбрать профильное обучение, школу, колледж, вуз, определить направление дальнейшего развития и спланировать подготовку к поступлению в вуз.

Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов совместно с Центром тестирования и развития Московского Государственного университета им М.И. Ломоносова проводит тестирование по профориентации. После анализа заполненных Вами анкет, наш психолог определит, в каких отраслях знаний Вы достигнете наибольших успехов и даст рекомендации: какие специальности, имеющиеся в вузах Казахстана, вы можете получить в соответствии с пройденным тестом.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Сеанс профконсультации включает два основных этапа:

  • компьютерное тестирование
  • консультация с психологом.

При тестировании используется компьютерный тестовый комплекс «ПРОФОРИЕНТАТОР», разработанный квалифицированными психологами-тестологами МГУ им. М.В.Ломоносова и IT-специалистами под научным руководством доктора психологических наук, профессора МГУ А.Г.Шмелева.

Комплекс позволяет провести анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся. Он включает три блока:

  • первый блок диагностирует сферу интересов,
  • второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей,
  • третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей.

Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, а на выполнение второго блока отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит, в среднем, около часа. Тест включает в себя разные вопросы: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Подробную информацию о комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» можно узнать ЗДЕСЬ

В КАКОЙ ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

По окончании компьютерного тестирования учащийся получает распечатку с результатами.
В распечатку входит: индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству, списки наиболее подходящих профессий, развернутые текстовые интерпретации результатов.

Образец распечатки результата компьютерного тестирования можно посмотреть ЗДЕСЬ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ПО ИТОГАМ ТЕСТИРОВАНИЯ: обсуждение результатов

По результатам тестирования проводится консультация психолога. Рассмотрев подробно Ваш профиль, он сможет ответить на следующие вопросы:

  • какие профессии и почему подходят учащемуся на основе анализа его интересов, способностей и особенностей характера;
  • в каких вузах можно получить соответствующее образование;
  • как подготовиться к поступлению в вуз;
  • как выбрать профильный класс, школу, лицей или колледж;
  • как можно скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера;
  • как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах.

Genetic-test

Genetic-test использует опыт дерматоглифики для определения особенностей характера и психотипа человека. Тестирование не является ДНК-анализом, результаты несут информационный характер. Отчет помогает учащемуся понять себя, выбрать будущую специальность, раскрыть свой потенциал, обнаружить талант и расставить приоритеты в развитии своих скрытых возможностей.

Как это работает?

·         Отпечатки пальцев человека формируются одновременно с нервной системой человека из сходного эмбрионального материала;

·         Отпечатки пальцев применяются при диагностике врожденных заболеваний, а также позволяют определить факторы риска появления приобретённых заболеваний;

·         Высокая асимметрия узоров присутствует у оригинальных личностей, но также часто встречается у людей с заболеванием нервной системы;

·         После рождения отпечатки пальцев не меняются в течение всей жизни человека;

·         Чем сложнее тип узора, тем дольше формируется нервная система, и в соответствии с этим изменяется основной план её строения;

·         Люди с простыми узорами характеризуются быстрыми процессами в организме и скоростно-силовой реализации в спорте;

·         Люди со сложными узорами адаптивны и интеллектуальны и обладают хорошей координацией;

·         Типы узоров отпечатков пальцев связаны с электрической активностью мозга;

·         С помощью дерматоглифики можно вычислить особенности внешности, телосложения и этническую принадлежность человека;

·         Узоры на кончиках пальцев связаны со скоростью реакции человека и уровнем врабатываемости.

Как проходит тестирование

Процесс биометрического тестирования очень
прост и занимает не больше 15 минут.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Определение типов узоров для формирования биометрического отчета нужна пальцевая формула: типы узоров на всех пальцах рук. Она определяется оператором при помощи сканера, или специалистом по загруженным бланкам при прохождении тестирования онлайн.

ШАГ ВТОРОЙ

Обработка данных Формула обрабатывается алгоритмами, написанными на основе данных исследований в области дерматоглифики. Обработка пальцевой формулы занимает от нескольких минут (для отчета GT Standart) до трех дней (для отчетов GT-X и GT-S).

ШАГ ТРЕТИЙ

Отчёт готов, как только мы закончим обработку, твой отчет появится в личном кабинете. Каждый блок отчета содержит графики и подробные комментарии. К отчету можно будет вернуться в любой момент.

Тестирование  проводится в АФ СПбГУП

по адресу: Алматы, ул. Чайковского, д.9/11.

контактный телефон:  8 (727) 345-35-03, 8 (727) 279-07-61

new.gup.kz

Кем быть: Профориентация это выбор будущего

«Іскер азамат – ел тірегі» – так называется одно из направлений программы «Рухани Жаңғыру»

В рамках данного направления  в Павлодарской СОШ №28 состоялся «Парад профессий», ставший логическим продолжением действующего профориентационного проекта «Детский сад – Школа – Колледж – Вуз – Предприятие». 

«Профессиональная ориентация школьников — это осознанный выбор будущего, первый шаг наших детей к самоопределению. И мы намерены донести до них насколько важен этот шаг. Ведь, сейчас, принципиально важно подготовить подрастающее поколение к меняющимся вызовам. Вырастить нацию прагматичных, сильных и ответственных людей», – говорит начальник отдела развития человеческого капитала региональной Палаты предпринимателей Бахытжан Ильясова.

В апреле 2017 года вышла программная статья Президента: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Задача «Ел тірегі» заключается в том, чтобы реализовать идею бизнеса как опоры нации, активной движущей силы по преобразованию и модернизации общества. И, по мнению Бахытжан Ильясовой, человеческий капитал как раз и является основой модернизации.

«Предпринимательское сообщество заинтересовано в модернизации страны. Поэтому, наши бизнесмены тесно сотрудничают с учебными заведениями, выступают социальными партнёрами, делятся опытом, помогают раскрыть таланты и выбрать профессию, отвечающую современным тенденциям. Зачастую, молодежь выбирает профессию ориентируясь исключительно на то, что так делают все. Но, насколько это здраво, следовать за модой, не зная требований рынка труда и интерес к этой профессии работодателей? Более того, сейчас часть профессий уходит в прошлое и на смену им приходят новые. О многих из них, школьники не имеют ни малейшего представления», – отмечает Бахытжан Ильясова.

Еще одним важным шагом к трансформации сознания является введение курса основ предпринимательства в школах. Он позволяет школьникам примерить на себя роль бизнесмена, они с воодушевлением ищут совершенно новые направления бизнеса, пробуют писать бизнес-планы, изучают современные тенденции бизнеса.

Продолжая совместную работу в данном направлении в этом году в рамках программы «Рухани жаңғыру» региональная Палата предпринимателей открывает в СОШ №28 коворкинг-центр, где дети смогут делать свои первые шаги в науке или бизнесе.

«Перед каждым молодым человеком стоит задача выбора профессии. Мировой рынок предлагает множество возможностей, порой без специальной подготовки определиться сложно. Поэтому мы помогаем нашим детям сделать шаг в правильном направлении, раскрыть все грани личности каждого из них», – резюмирует Бахытжан Ильясова.

atameken.kz

Как выбрать профессию школьнику – Караван

О профориентационных технологиях нового поколения, которые уже начали применять в Казахстане, рассказывает президент московского центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии” Алексей СЕРЕБРЯКОВ.

Сотрудничество с коллегами наладили специалисты казахстанского профориентационного центра “Нұр Бағдар”.

– Если вас интересуют методики профессионального выбора и услуги нашего центра, можно посетить наш сайт http://proforientator.ru/, – начинает беседу Алексей Серебряков. – А я вам расскажу, какие необъятные возможности появились сейчас благодаря развитию информационных технологий. Квалифицированная профориентационная диагностика и помощь в самоопределении стали доступны каждому школьнику.

 

Профориентация сейчас приобретает большое значение как для молодых людей, так и для их родителей. Мы живем в мире, в котором слишком быстро меняются социальные запросы общества и работодателей.

И единственным маяком и навигатором в выборе будущей профессии для молодого человека теперь становится раннее осознание своих возможностей: понимание себя и понимание изменчивости окружающей действительности.

Появляется много новых профессий, а сколько их исчезнет в ближайшее время? Школьник должен знать о наиболее востребованных и быть ориентированным на них.

– На каком этапе развития сейчас находится центр и какие услуги оказывает?

– Мы оказываем более 150 видов услуг, начиная от пятилетних детей и до тех взрослых, которые уже в зрелом возрасте думают о смене работы и переориентации. Но основной наш контингент – это школьники с 7-го класса и заканчивая выпускным.

Им мы предлагаем не только диагностику и консультации, но и развивающие тренинги, профориентационные игры, где они погружаются в профессиональную среду экономического, гуманитарного, социального, производственного и других направлений.

Открываем даже летние профориентационные лагеря, куда ребята выезжают на пару недель и пробуют себя в деле – вместе с настоящими профессионалами ведут реальные проекты. “Лишние люди” – возможно ли такое в Казахстане?

– Какие технологии вы используете?

– Все наши методики разработаны на основе широкой исследовательской базы психоличностных и социологических показателей с применением компьютерных технологий. В цифровом виде мы храним результаты опросов и тестирований, работаем с большими базами данных, сопоставляем их для получения обобщенной информации о тенденциях в развитии школьников.

Мы имеем возможность замерять показатели развития способностей наших подопечных в разных странах и регионах, прослеживать динамику их возрастных изменений, а также уровень школьного образования и другие характеристики.

Информационные технологии помогают удобно получать, хранить, обрабатывать информацию, формировать прогнозы с помощью программных алгоритмов. В этом суть. То, что раньше было сложно – вручную собирать огромное количество данных, куда-то их заносить и, главное, быстро анализировать, в условиях Bigdata (большие данные – системы хранения и обработки огромного количества информации для ее дальнейшего эффективного применения) становится вполне реальным и очень удобным!

– Особенно хочу обратить ваше внимание на нашу последнюю разработку – цифровую платформу “Профвыбор”, – продолжает Серебряков. – Это высокотехнологичная комплексная программа, которая позволяет проводить профориентационное тестирование и консультирование учащихся во всех школах страны, имеющих доступ к сети Интернет.

“Профвыбор” позволяет школьнику выявлять его компетенции, интересы, способности, личностные особенности, мотивацию.

Все эти результаты вкупе способны дать подростку ориентиры для выбора будущей профессии, направлений обучения, построения своего карьерного пути. Очень важно, чтобы еще в школе он увидел некую стратегическую линию, как ему реализовать свой потенциал на рынке труда лет через 7 или 10.

Уже сегодня у каждого школьника могут появиться свои личные электронные кабинеты, где будут храниться данные диагностики, достижений в развитии, а также рекомендации.

Эти рекомендации могут меняться в зависимости от возраста. А педагоги смогут наблюдать за динамикой продвижения в их индивидуальных образовательных траекториях и определять, какие нужны коррективы для успешного достижения индивидуальных результатов.

Сейчас платформа позволяет реализовать систему личных кабинетов. Так, учащиеся, начиная с 1-го класса, могут проходить онлайн-тестирование, получать цифровые профили и результаты, двигаться в соответствии со своими образовательными целями.

Платформа “Профвыбор” – это хороший методический и технологический инструмент для анализа возможностей и расстановки приоритетов в профессиональном развитии. Поверьте, чтобы реализовать такую программу, у наших разработчиков ушли годы апробации и поисков.

– А давайте представим: если бы не было компьютеров и цифровых технологий, сколько потребовалось бы сотрудников, чтобы все это собрать, проанализировать и выдать более или менее точный результат?

– Если бы мы собирали и обрабатывали данные, скажем, на 100 или 200 тысяч школьников вручную, то такими работами пришлось бы заниматься, наверное, тысяче специалистов в течение нескольких месяцев. Ведь данные тестов куда-то надо заносить, сохранять и накапливать. А на обработку лишь одного теста с помощью трафаретов у психолога раньше уходило около часа. Здесь же всем занимается одна компьютерная программа.

– А если учесть еще и оплату труда таким специалистам?

– Ну, понятно, трудозатраты были бы колоссальными!

– Когда и как возникла эта идея о создании информационной платформы по профориентации?

– Несколько лет назад, когда стали понятны новые возможности цифровизации процесса. Когда появились базы данных нового поколения. Сейчас память в таких технологиях постоянно дешевеет, а алгоритмы обработки данных становятся все более точными и надежными.

Мы поняли, что если раньше помогали десяткам или сотням человек, то сейчас можем помогать уже сотням тысяч.

Создание платформ – это следствие развития цифровых технологий. Сегодня они применяются повсюду. Возьмите, к примеру, системы такси и бронирования, порталы обучающих курсов и госуслуг, которыми вы пользуетесь в Казахстане, любые другие услуги. Эти платформы со временем придут во все сферы нашей жизни. И, конечно, они должны работать в области образования и профориентации.

– Кто составляет программы обработки и анализа данных психологических тестов?

– Ученые-исследователи, психологи и социологи вместе с разработчиками, специалистами в области информационных технологий. Можно сказать, что та платформа, на которой мы работаем, и ее программные продукты – это динамическая система, имеющая тенденцию к постоянному росту и усложнению задач.

Появляются новые технологии, а главное, меняется мир профессий и требования к ним, меняются условия работы и компетенции для новых профессий.

Все это отражается в наших обновлениях.

– Каких результатов вы ожидаете от использования платформы?

– Мы считаем, что такая платформа в любой стране, в том числе в России и Казахстане, даст возможность всем без исключения замотивированным школьникам полноценно реализовать свой потенциал и грамотно выстроить карьерный путь. Понятно, что не все подростки замотивированы. Но тем, кто захочет понять себя, узнать свои способности, раскрыть таланты, определить свой путь и двигаться к профессиональной мечте, мы поможем с надежной точностью. И в результате получим высококлассных профессионалов, любящих свое дело и уверенных в своем будущем! Профориентация – чем раньше, тем успешнее

Цифровая платформа “Профвыбор.KZ” – это совместный продукт нашего центра и ТОО “Нұр Бағдар”. Почему совместный? Потому что при всем сходстве языковых навыков мы столкнулись со значительной семантической разницей во владении русским языком в России и Казахстане.

Имеет место разница в понимании тех или иных вопросов у казахстанской и российской аудиторий. Эта грань тонкая, чуть уловимая, но наши дети говорят немного по-разному. Поэтому ТОО “Нұр Бағдар” активно адаптирует наши методики к своей аудитории, чтобы сделать их максимально эффективными, валидными и репрезентативными для жителей Казахстана. А казахоязычная версия перерабатывается еще более глубоко для того, чтобы включить в контекст вопросов понятные казахской аудитории пословицы и поговорки, названия имен собственных и прочее. Ее внедрение мы планируем начать с этого образовательного года.

Центр тестирования и развития “Гуманитарные технологии” создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под научным руководством доктора психологических наук профессора Александра ШМЕЛЕВА. Организация оказывает квалифицированную помощь в профессиональном выборе и становлении. И сейчас является одним из признанных лидеров на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования, а также разработки инновационных технологий оценки и развития компетенций детей и молодежи. За время работы центра в нем прошли тестирование, развивающие тренинги и получили консультации более 10 миллионов человек.Сейчас центр проводит регулярные исследования востребованности специальностей, среди которых определяются наиболее перспективные профессии ближайшего будущего.

АЛМАТЫ

www.caravan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *