Как вырастить ребенка умным и добрым
Чтобы вырастить умного и доброго ребенка, нужны действенные, но простые способы. Один из них абсолютно бесплатный, и займет всего 10-15 минут в день, а главное — этот способ доступен всем.
Родители мечтают о замечательном будущем для своих детей. Мы хотим, чтобы они были умными. Так у них будут высокие шансы добиться от жизни того, чего им захочется. Мы хотим, чтобы дети были добрыми, чтобы они заботились об обществе, в котором живут. И было бы, конечно, замечательно, чтобы наши дети стали теми, кто не забывает включать у машины «поворотник» до того, как повернуть.
Задача не из легких. Особенно в моем случае: ведь я могу считать успешным тот день, когда все мои дети утром и вечером почистили зубы.
И все же именно сейчас наступает время, когда мы можем подготовить наших детей к успешным свершениям. Только сперва надо успокоить внутреннего дневального, который каждую свободную минуту орет, хватается за кубики Зайцева или натужно улыбается, — иначе о каких добрых и умных детях мы можем говорить?
Оказывается, у нас уже есть одна волшебная родительская привычка, которая поможет нам вырастить умных и добрых детей. Эта привычка из тех, что создают цепную реакцию, влияя сразу на несколько областей жизни. Другими словами, можно сосредоточиться на одной ключевой привычке, и вы сразу почувствуете целый ряд изменений к лучшему. А главное, чтобы практиковать эту привычку, требуется всего 10-15 минут в день, и она под силу абсолютно всем.
«Именно благодаря ключевым привычкам Майкл Фелпс стал олимпийским чемпионом, и благодаря таким привычкам некоторые студенты значительно превосходят в учебе своих однокурсников. Из-за этих привычек некоторые люди, спустя годы неуспешных попыток, вдруг худеют на 20 килограммов, лучше работают и при этом успевают домой, чтобы поужинать с детьми».
Дахигг Чарлз «Сила привычки»
Чтобы ваш ребенок был умным и добрым, вам не надо разоряться на дорогих репетиторов или дважды в день просматривать интеллектуальные передачи. Нужно только одно: читать ребенку. Даже если он уже умеет читать сам.
Родителям всегда не хватает времени.
Нужно разложить чистое белье, разрешить детский спор, приготовить здоровый ужин. Потом помочь детям с домашней работой, отогнать машину на замену масла, записаться к врачу, проверить состояние банковского счета и зашить распоровшийся шов на любимых брюках.
И снова, и снова, и снова.
Поэтому, когда речь заходит о том, чтобы почитать вслух детям, мы отодвигаем это занятие в самый конец списка дел. В 2018 году было проведено исследование, которое показало, что только 30 процентов родителей в США читают детям вслух не меньше 15 минут в день.
Я стараюсь читать детям регулярно, но когда я в течение двух недель фиксировала, сколько книжек с картинками мы с ними прочитали, — я была поражена. Я читала детям только 6 дней из 14 — это даже не 50% времени.
Чтобы успокоить растревоженную душу, я стала докапываться до того, что именно дает нашим детям чтение. Меня волновал вопрос: если мы говорим о том, что надо растить умных детей, неужели чтение вслух правда решает эту задачу?
Когда мы читаем ребенку вслух каждый день, происходит следующее:
Ваши дети знакомятся с бесконечным разнообразием слов. Это важно, потому что есть один навык дошкольника, который важнее многих прочих. Он — индикатор успеха или провала в учебе, и это то, насколько богат словарный запас ребенка при поступлении в школу. Разумеется, ребенок и приходит в школу, чтобы узнавать новые слова, но имеющийся лексикон будет предопределять, насколько хорошо ребенок поймет все, что говорит учитель. А поскольку преподавание в начальной школе в основном ведется в устной форме, ребенок, который обладает большим словарным запасом, будет понимать все, а ребенок, у которого не такой обширный лексикон, поймет гораздо меньше».
Учебник по чтению вслух
Читая, вы в буквальном смысле растите мозг вашего ребенка: чем больше мы читаем детям, тем больше в их мозге появится нейронов и выстроится нейронных связей.
Вы с ребенком выходите на особую дорогу: идя по ней, он станет настоящим читателем — на всю жизнь. Чтение необходимо для учебы, и ребенок, которому не дается чтение, будет хуже справляться со школьной нагрузкой. Но у вас есть возможность дать вашему ребенку этот ключ к успеху в школе и в жизни, потому что самое главное и, по сути, единственное занятие, которое поможет ему набрать знания, необходимые для будущего жизненного успеха — читать вслух».
«Стать нацией читателей»
Исправится поведение вашего ребенка. Когда вы читаете вслух, ваш ребенок учится сосредотачиваться и обращать внимание на то, что важно, — а эти навыки обязательно помогут ребенку в школе. Чтение вслух даже может снижать агрессивное напряжение в ребенке.
Вы развиваете тесную связь с ребенком. Дети любят, когда им читают вслух, потому что вы находитесь рядом физически, возникает тесный эмоциональный контакт: «Когда мы расстаемся с детьми, самое ценное, что они вспоминают, — время, которое провели с родителями за чтением вслух». Когда об этом задумываешься, понимаешь, почему происходит именно так. Часто ли в современной жизни мы откладываем все дела, убираем телефоны и просто проводим время с нашими детьми? Если мы выстраиваем тесные связи с детьми, между нами будет эмоциональная близость, а это, пожалуй, то, к чему стремятся все родители.
Вы развиваете способность вашего ребенка к эмпатии. Когда вы читаете ребенку художественную литературу, его мозг буквально проживает все, что происходит с героями, на нейробиологическом уровне. Другими словами, вы знакомите ребенка с разными людьми и даете ему возможность во время чтения почувствовать себя на их месте. Развитие навыка эмпатии научит ребенка быть другом, который умеет сопереживать, партнером, который поймет своего партнера, даже не соглашаясь с ним, и человеком, который поможет другим в сложную минуту.
Мораль моего небольшого исследования? Всего-навсего одна привычка — чтение вслух — запускает цепную реакцию, которая приведет к ряду позитивных изменений. Если вы искали секрет воспитания умного и доброго ребенка, читайте ему вслух.
Но почему я не читала моим детям даже половину возможного времени?
Понимать, что читать вслух детям очень важно, и на самом деле читать вслух каждый день — «две большие разницы».
Чтобы понять, почему такая нестыковка существует в моих родительских привычках, я провела еще одно небольшое исследование и пообщалась с другими родителями. Потом — поскольку я продолжала находить все новые и новые подтверждения тому, как важно читать детям вслух ежедневно, — я решила на каждую причину «нечтения» найти несколько возможных решений, которые помогут мне и другим родителям.
- Я занят.
Когда каждый день мы заняты родительскими обязанностями, чтение вслух детям не всегда кажется приоритетом. Это моя личная ахиллесова пята. В те дни, которые мы проводим в неспешном ритме дома, у меня нет проблемы найти время на «почитать вслух». Но когда день напряженный, наполненный делами, встречами, обязанностями, чтение вслух отодвигается на задворки.
Как это исправить:
Прикрепить привычку к другой. Подумайте, что вы обязательно делаете каждый день, и «прикрепите» чтение вслух к этой привычке. Например, ваши дети обязательно чистят зубы вечером. Установите правило «чистить зубы только после чтения». Вы можете читать детям, когда они плещутся в ванной, а если они всегда долго доедают ужин, читайте им, пока они едят.
Придумайте визуальную зацепку. Визуальные зацепки напомнят вам о важном деле именно тогда, когда вы можете забыть о нем. Так, когда вы читаете ребенку перед сном, вы кладете книгу на ночной столик у постели ребенка — и не пропустите ее в следующий вечер. Или вы можете взять прозрачную, например, проволочную корзину, положить в нее лучшие книжки с картинками и поставить ее на видное место в кухне или в комнате.Начните наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Можно повесить специальный листок на холодильник или использовать смывающийся маркер и писать на зеркале в ванной, чтобы смотреть, как идет движение к цели. Можно ставить зеленую галочку в дни, когда вы успели почитать, и красный крестик, если чтения не было. Ваша цель — сделать цепочку отметок о чтении максимально длинной.
- Мои дети уже умеют читать сами.
Когда наши дети становятся большими и могут читать сами, мы прекращаем читать им вслух. Именно это произошло со мной, когда моя старшая дочка принялась за чтение самостоятельно. Но проблема в том, что, прекратив читать детям, мы не даем им выйти на новый читательский уровень.
«Навыки чтения и слушания начинают выравниваться приблизительно в 8 классе. До этого времени дети обычно лучше слушают, чем читают сами. Поэтому ребенок может слушать и понимать более сложные и интересные истории, когда ему читают, чем когда он читает сам. Кроме эмоциональной связи, которая появляется между родителями и ребенком (или учителем и классом), вы наращиваете тот расширенный словарный запас, который будет слышать ваш ребенок; слова достигнут мозга, а ребенок успеет увидеть их в книге, если следит за чтением».
«Учебник по чтению вслух»
Другими словами, четвероклассник может слушать и понимать историю, предназначенную для более старшего возраста, до того, как прочитает ее самостоятельно. Именно так у ребенка развивается словарный запас, и в один прекрасный день ваш сын или дочь сможет прочитать сложную книгу самостоятельно.
Как это исправить:
Позже я заметила, что когда я начинаю читать младшим детям, моя старшая дочка приходит к нам, садится и слушает. Помните, что старшим детям нравится, когда им читают, даже если они в этом не признаются.
Но если у вас возник перерыв, и с тех пор, как старшие дети научились читать, вы больше не читаете им вслух, кажется странным возвращаться к этой привычке. Вот несколько идей о том, как можно все восстановить.
Попросите их рассказать вам, что они читают. Потом скажите: «О, звучит интересно! Можно я немного почитаю вслух, чтобы мы могли вместе получить удовольствие?». Предложите старшим самим выбрать книгу для семейного чтения вслух, читайте по очереди за ужином каждый вечер.
Если вы выписываете газеты или журналы и вам попалась интересная статья, спросите ребенка: «Можно, я тебе прочитаю? Я сам прочитал, и мне кажется, что тебе будет интересно».
Слушайте аудиокниги в транспорте по дороге в школу и из школы, или когда вы вместе занимаетесь домашними делами, например, раскладываете чистое белье или разгружаете посудомоечную машину.
Найдите что-нибудь забавное: стишок или короткий рассказ и предложите прочитать его. Дети любят смешные истории в любом возрасте.
Если детям задали для чтения книгу в школе, предложите почитать ее ребенку вслух.
- Мне не нравится читать вслух.
Это бывает по двум причинам: вам не нравится книга, или вам не нравится сам процесс. Что делать в обоих случаях?
Мы еще поговорим об интересных книгах, но как быть с второй проблемой? Тут ситуация сложнее. Когда я начала читать вслух своему старшему ребенку, я сравнивала мысленно мой сравнительно монотонный, неяркий читательский стиль с недавними чтениями, на которые мы ходили в библиотеку. Библиотекарь так интересно читала, она была полна энергии, — и детям она так понравилась! Куда мне с ней тягаться?
Позже я поняла, что чтение детям вслух не связано с вашим актерским мастерством. Чтение вслух создает связь с ребенком. Вы находитесь близко друг к другу, вы испытываете похожие эмоции, и ваши дети потом будут говорить, что самое лучшее их воспоминание — это моменты, когда родители читали им вслух.
Как это исправить:
Легко справиться с первой проблемой, потому что в мире существуют тысячи детских книг и есть из чего выбрать.
Но если вам нелегко дается сам процесс чтения вслух, постарайтесь мысленно перевести акцент на то, что сейчас вы проводите время со своим ребенком и это замечательно. Например, вы можете придумать специальные названия для этого времени: «время уютной книги», «час обнимашек и книг».
Если это не помогает, попробуйте почитать книги другого жанра. Если не нравится читать книги с картинками, может быть, удастся получить удовольствие, читая стихи. Не идет поэзия? Попробуйте научно-популярную литературу. Если и это не идет, почитайте пьесы, меняя голос в зависимости от персонажа. Просто продолжайте искать, пока не найдете что-то, что будет приносить вам радость.
- Мой ребенок не сидит на месте.
Если каждый раз, когда вы читаете, ребенок теряет интерес к происходящему и убегает заниматься чем-то еще, вам начинает казаться, что ребенку это неинтересно.
Это особенно касается активных детей, ведь слушание — приобретаемый навык. Однако если читать каждый день, дети научатся слушать. Помните, что, читая вслух, вы развиваете способность ребенка фиксировать на чем-то внимание и концентрироваться. А эти качества просто необходимы и в школе, и в жизни.
Как это исправить:
Мой третий ребенок ну очень активный, поэтому, когда она была помладше, мне приходилось включать для чтения всю свою фантазию.
Вот несколько идей.
Помогите вашему ребенку слушать — выберите книги, которые специально созданы для активных детей. Выберите интерактивные книги с открывающимися окошками, с тактильными ощущениями и дайте ребенку все открыть, потрогать и посмотреть.
Читайте, когда ребенок уже в кровати и начинает успокаиваться перед сном.
Читайте, когда можно привлечь к себе внимание, например, когда ребенок ест или купается в ванной.
Идите с ребенком в парк, сажайте на качели и читайте, качая ребенка.
Проверьте, нравится ли ребенку книга, которую вы читаете. Если ребенку нравятся динозавры, а вы читаете про грузовики, проблема может крыться в этом.
- Я устал.
Чаще всего мы откладываем чтение до того момента, когда ребенок ложится спать, но если уложить ваших детей — весьма трудоемкий процесс, то к концу дня вы чувствуете себя полностью опустошенными (у меня ровно это и происходит). Я не хочу, чтобы меня кто-то трогал, чтобы у меня хоть что-то спрашивали, и я точно не хочу добавлять еще 20 минут к длинному и напряженному процессу укладывания.
Когда я чувствовала себя полностью разбитой, я пропускала страницы, если я знала, что этот трюк сработает (и оказалось, что я не одна такая).
Как это исправить:
Попробуйте перенести чтение на какой-то момент пораньше. Вы можете читать, когда ребенок завтракает или полдничает, или когда он ванной (если вы не измотаны к этому моменту).
Другая стратегия: вам тоже должна нравиться книга, которую вы читаете. Если вы устали читать одну и ту же книгу каждый вечер, постарайтесь начать читать книгу, которую вы любили в детстве, или что-то новенькое, о чем вы много слышали. Или — если с вашим ребенком это сработает — почитайте вслух ту книгу, которую вы сами сейчас читаете. Конечно, можно пропускать какие-то эпизоды, но, возможно, так и у вас появится возможность почитать до того, как вы сами рухнете в постель.
Те результаты чтения вслух, о которых мы говорили, появятся все равно — независимо от того, что вы читаете.
- Все мои дети разного возраста.
Это непростая задача. Моим детям 10, 5, 3, а четвертому нет и года. Я могу читать книжки с картинками трехлетке, но таким образом выпадают старшие. Или я могу читать детскую повесть старшим, но тогда выпадают из процессам малыши.
Как это исправить:
Я поняла, что моя старшая дочка по-прежнему любит слушать хорошие детские книжки с картинками, и я слышала от других родителей, что подросткам нравится слушать хорошие книги для самых маленьких.
Но если старшему ребенку неинтересно, попробуйте читать ему увлекательные статьи из газет или журналов, когда он ест или убирается. Вы можете сказать: «О, вот послушай… тебе наверняка понравится…». И начать читать.
Еще одна идея — вы можете читать старшим, когда младшие уже спят или во время дневного сна.
- Ребенок перебивает меня… на каждой странице.
Никому не нравится, когда его перебивают. Особенно тогда, когда мы делаем что-то для своего ребенка, а он перебивает нас.
Однако вопросы ребенка во время чтения — это важнейшая часть процесса слушания.
«Если вы смотрите фильм во второй раз, вы понимаете, как много нюансов ускользнуло, когда мы смотрели его впервые. То же — и даже в большей степени — происходит с детьми и книгами. Они учат сложный язык, слушая взрослый темп речи, и в таких ситуациях зачастую возникает недопонимание».
«Учебник по чтению вслух»
Как это исправить:
Если ребенок задает вопросы о сюжете, отвечайте сразу, потому что ребенок, наверное, не понял, что происходит, и поэтому задает вопрос.
Если вопрос косвенно связан с историей или вовсе о чем-то другом, попробуйте сказать: «Какой интересный вопрос! Как только дочитаем, обсудим».
- Читать сто раз одно и то же скучно.
Это правда. Это чистая правда.
К сожалению, именно многократное чтение одной и той же книги нужно нашим детям, чтобы хорошо учиться. Они слушают снова и снова одни и те же слова, и таким образом закрепляется их словарный запас. Кроме того, повторное чтение помогает обнаружить, что было непонятно, и разъяснить это.
Как это исправить:
Попробуйте такие идеи.
Если вы уже возненавидели эту книгу, постарайтесь от нее избавиться. Или хотя бы спрятать ее на время. Если вы будете сквозь зубы цедить слова книги, которую вы терпеть не можете, вашему ребенку это не принесет никакой пользы. Лучше потратить 15 минут и прочитать то, от чего вы получите удовольствие, чем не читать ничего, потому что вы не любите конкретную книгу. Найдите то, что вам нравится, уберите подальше списки рекомендованной литературы. Если книга вам нравится, но вы не хотите читать ее 72 раза в день, придумайте правило. Например, если два раза за день читаю одну и ту же книгу, дети знают, что больше эту книгу сегодня мы не открываем. Нет ничего страшного в том, чтобы создать границы, если таким образом чтение вслух станет удовольствием для всех участников процесса.
Постарайтесь сохранять новизну, даже читая книгу снова и снова. Читайте ее с необычными интонациями. Читайте и маршируйте — и предложите детям сделать то же самое. Читайте, лежа на диване и забросив ноги на стену. Если вы сомневаетесь в том, что ваша голова сохранит ясность, включайте творчество.
Почаще ходите в библиотеку за новыми книгами. Если у вас будет постоянный приток новых книг, из которых можно выбирать, дети меньше будут требовать перечитывать одну и ту же книгу. Плюс: когда надо сдавать книги в библиотеку, вы их сдаете, и больше не надо их перечитывать!
Еще один способ сделать чтение вслух интереснее — превратить процесс в игру. И я специально придумала «задачи для всей семьи» которые вы можете распечатать и начать выполнять уже сейчас. Это понравится и вам, и вашим детям.
ВСЛУХ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ — ЗАДАЧИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ЧИТАЕМ ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ | ЧИТАЕМ ПРИ СВЕТЕ ФОНАРИКА | ЧИТАЕМ ЗА ЕДОЙ | СЛУШАЕМ АУДИОКНИГУ В МАШИНЕ | ЧИТАЕМ В ПИЖАМЕ |
ИДЕМ НА КНИЖНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЧИТАЕМ СМЕШНЫМ ГОЛОСОМ | ЧИТАЕМ НА УЛИЦЕ | ЧИТАЕМ ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ | ЧИТАЕМ В СВОЕЙ СНЕЖНОЙ КРЕПОСТИ |
ЧИТАЕМ, КОГДА ГОТОВИМ УЖИН | СПЕЦИАЛЬНО ЛОЖИМСЯ ПОПОЗЖЕ, ЧТОБЫ ПОЧИТАТЬ | ЧИТАЕМ В БИБЛИОТЕКЕ | ЧИТАЕМ, КОГДА НАМ ХОРОШО | ЧИТАЕМ КНИГУ ЗА ОДИН РАЗ |
ЧИТАЕМ В УДОБНОМ КРЕСЛЕ | ЧИТАЕМ В ПАРКЕ | ЧИТАЕМ ПО ТЕЛЕФОНУ | ЧИТАЕМ, СИДЯ НА ПОЛУ | ЧИТАЕМ, ПОКА ИДЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ ЛЕГО |
СЛУШАЕМ АУДИОКНИГУ, НАВОДЯ ПОРЯДОК В КОМНАТЕ | ЧИТАЕМ, КОГДА НАМ ГРУСТНО | ЧИТАЕМ ПЕРЕД СНОМ | ЧИТАЕМ ВО ВРЕМЯ ПИКНИКА | ЗАБИРАЕМСЯ В КРОВАТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ЧИТАЕМ |
ЧИТАЕМ ПОД ДЕРЕВОМ | ЧИТАЕМ В КОМНАТЕ, ГДЕ МЫ НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ | ЧИТАЕМ, ПОКА ЖДЕМ КОГО-ТО | ЧИТАЕМ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ВКЛЮЧИТЬ ТЕЛЕВИЗОР | ПРОСИМ НАМ ПОЧИТАТЬ КОГО-ТО НОВОГО |
Кроме того, вы можете распечатать «лист задач» и всей семьей выполнять эти задачи.
Распечатайте эту таблицу и повесьте ее на видном месте, например, на холодильнике или на стене — это будет ваша ежедневная «напоминалка». Попробуйте каждый день выполнять новую задачку. Но если не получится сделать все за 30 дней, не расстраивайтесь. Каждый день, в который вы нашли время для чтения вслух, — это маленькая победа.
Источник: Happyyouhappyfamily.com
Русскую версию статьи подготовила Александра Матрусова
www.matrony.ru
30 простых способов стать умнее — www.maximonline.ru
16. Выучи иностранный язык
Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов.
■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смотреть свежие сериалы.
■ словацкий веб-разработчик Войтек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com, он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.
17. Установи себе умное приложение
Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ!
Тренажер памяти. Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein. Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения. Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.
18. Не теряй времени
Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.
19. Гуляй
Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.
20. Давай мозгу отдых
Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.
21. Подстегни свой мозг
Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах.
■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, — средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2—3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», — говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.
22. Играй в «Тетрис»
Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тетрис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.
23. Леонардо да Винчи
Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».
24. Анатолий Вассерман
Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями — и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны — и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».
www.maximonline.ru
12 советов как вам вырастить умного ребенка
Как вырастить умного ребенка – вопрос, интересующий каждого современного родителя. Если вы хотите, чтобы ваш малыш добился успеха в жизни и стал умным человеком, необходимо приложить максимум усилий. И начинать придется с самого рождения. Обнимая, играя со своим чадом, разговаривая и читая ему книги, вы закладываете основы для его интеллектуального развития. Предлагаем вашему вниманию 12 шагов по воспитанию умного ребенка.
1. Любите вашего ребенка. Когда вы проявляете нежные чувства, обнимаете, целуете вашего ребенка, вы не только передаете ему ощущение безопасности и покоя, но и помогаете развивать его мозг. Исследования американских ученых показали, что любовь матери физически влияет определенные области мозга, которые отвечают за эмоции, память, стрессоустойчивость и обучение.
2. Говорите с ребенком. Это развивает речевые навыки малыша. Также слушайте ребенка, когда он говорит. Тем самым вы поощряете желание общаться и совершенствуете его речь. Почаще задавайте ему открытые вопросы, например: «Что ты сегодня делал в детском саду?» Такие вопросы помогают ребенку осмыслить то, что он знает, и дают понять, что его мнение имеет значение. Используйте в речи неизвестные малышу слова. Он обязательно догадается, что они означают, если их употребить несколько раз в знакомом контексте.
3. Читайте ребенку книги. Начинайте читать, даже если он еще не понимает слов. Это не только даст ему фору в развитии языковых навыков, но и привьет интерес к чтению. Начав читать еще в дошкольном возрасте, ваш ребенок хорошо подготовится, чтобы в дальнейшем хорошо разбираться в литературе, истории и математике. Предложите вашему малышу уютно устроиться на диване и почитать с вами. Храните книги на полках и журнальном столике. Маме в копилку: 260 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ДЕТЯМ!
Читаем также: влияние сказок на развитие ребенка
4. Пусть ваш ребенок играет. Несерьезная, казалось бы, возня с игрушками создает основу для его интеллектуальных, социальных, физических и эмоциональных навыков. А когда ваш малыш играет в коллективные игры, он учится обмениваться идеями, впечатлениями, чувствами и опытом с другими детьми.
5. Поощряйте физические упражнения. Занятия физкультурой не только делают вашего ребенка сильным и спортивным, но и развивают интеллект. Упражнения увеличивают приток крови к мозгу. Кровь, в свою очередь, доставляет кислород и глюкозу, в которых нуждается головной мозг для повышения внимания и умственной концентрации. А прыжки со скакалкой укрепляют вестибулярный аппарат, что совершенствует пространственное мышление.
Читаем также: ТОП 10 видов спорта и спортивных развлечений для детей от 0 до 5 лет
6. Сделайте музыку частью жизни ребенка. Исследования показывают, что прослушивание музыки не только улучшает память и внимание малыша, но и снижает стресс, который пагубно влияет на развитие ребенка. А обучение игре на музыкальном инструменте помогает формировать абстрактно-логическое мышление.
Читаем также: влияние музыки на развитие ребенка
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
7. Будьте положительным примером. Дети учатся, глядя на взрослых. Если ваш ребенок видит, что вы читаете, рисуете картины, занимаетесь музыкой или любым другим творческим занятием, он станет подражать вам.
8. Ограничьте просмотр телевизора. Вашему ребенку не следует смотреть телевизионные программы до двух лет. Если малыш проводит слишком много времени у голубого экрана, то он устраняется от выполнения более важных для интеллектуального развития действий: игры, общения со сверстниками и чтения книг.
Читаем также: несколько правил о просмотре детских мультфильмов
9. Кормите ребенка правильно. Чтобы вырастить ребенка умным, недостаточно только духовной пищи. Богатая белком диета (яйца, рыба, мясо и орехи) улучшает внимание, скорость реакции и мыслительные процессы малыша. Углеводы, которые находятся в злаках и фруктах, дают его мозгу топливо. Очень важны для полноценного развития витамины и минералы. А вот обработанные углеводы (содержатся в конфетах, выпечке, гамбургерах, пакетированные соки) не лучшим образом влияют на концентрацию внимания, сосредоточенность и уровень активности.
10. Обеспечьте ребенку полноценный сон. Здоровый сон так же нужен малышу, как вода и прием пищи. Родители тех дошкольников, которые спят меньше нормы, рискуют столкнуться с истериками, нервными срывами. Также у детей могут ухудшиться внимание, память и даже зрение. Во сне ребенок не только отдыхает физически, но и набирается сил для активной умственной работы. Поэтому с самого раннего детства нужно приучать малыша к правильному режиму сна и бодрствования.
11. Помогите ребенку развить упорство и выдержку. Твердость характера – это склонность преследовать долгосрочные цели, трудолюбие и выносливость. Иногда упорство важнее, чем врожденный талант или интеллект. Расскажите, как вы добивались поставленной цели, несмотря на неудачи и разочарования.
12. Выбирайте «умные» компьютерные игры. К сожалению или счастью, информационные технологии и гаджеты все прочнее входят в нашу жизнь. Выбирайте для ребенка такие компьютерные игры, которые могут научить его буквам, математике, музыке и многому другому. Они также развивают координацию рук и глаз и подготавливают к завтрашним технологиям. Что еще более важно, малыш усваивает это, пока играет. Но не забывайте, что ни один современный гаджет не заменит ребенку общения с вами и сверстниками.
Методики развития:
Важно:
Каждый малыш с рождения обладает уникальными способностями. Задача взрослых заключается в совершенствовании этих природных задатков. Даже если у вас не получается вырастить маленького Эйнштейна, помните, что ваш ребенок неповторим. Любите его таким, какой он есть!
Как воспитать ребёнка умным. Анатолий Вассерман
Еще топ 8 советов, как воспитать ребенка умным. Раннее развитие детей
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
razvitie-krohi.ru
30 простых способов стать умнее — www.maximonline.ru
16. Выучи иностранный язык
Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов.
■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смотреть свежие сериалы.
■ словацкий веб-разработчик Войтек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com, он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.
17. Установи себе умное приложение
Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ!
Тренажер памяти. Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
Einstein. Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
Мозг Гения. Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.
18. Не теряй времени
Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.
19. Гуляй
Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.
20. Давай мозгу отдых
Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.
21. Подстегни свой мозг
Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах.
■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, — средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2—3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», — говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.
22. Играй в «Тетрис»
Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тетрис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.
23. Леонардо да Винчи
Художник, изобретатель, ученый, писатель:
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».
24. Анатолий Вассерман
Журналист, политический консультант:
«Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями — и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны — и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».
www.maximonline.ru
Материал на тему: Проект «Умные игры»
МДОУ «Детский сад № 68»
Проект
«Умные игры»
Подготовила воспитатель
Пьянзина Е.П.
Саранск – 2016
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Некоторые дети отстают от своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых.
Классики русской педагогики уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Проблема:
– Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. – Недостаточный уровень развития операций мышления у детей: классификации, анализа, синтеза, абстрогирования, способности к аналогии, системности мышления.
Обоснование проблемы:
Неумение и нежелание детей младшего и среднего дошкольного возраста играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.
Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.
Цель:
– Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические настольные игры. – Развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр.
Задачи:
1.Изучить роль дидактической игры, как одной из форм организации обучения детей в детском саду.
2. Формировать у детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.
3. Познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.
4. Развивать коммуникативные навыки.
5. Приучать детей к умственному труду.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство развития операций мышления
Участники проекта:
– Воспитатель; – Дети средней группы – Родители
По срокам реализации: долгосрочный
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Задачи: изучение литературы и подготовка к осуществлению проекта.
-Подбор и изучение литературы по теме проекта; – Создание каталога игр; – Подготовка дидактических игр для работы с детьми в различных видах деятельности.
Основной этап.
Задачи: проведение работы с детьми, родителями детей санаторной группы, педагогами.
Работа с детьми: подбор игр по разным образовательным областям.
Работа с родителями.
Мероприятия | Обоснование мероприятий |
1.Консультция «Какие игрушки и игры необходимы детям» 2. Родительское собрание «Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста» 3. Выставка «Игры, какими я играю дома» 4. Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребенка» | 1. Дать родителям знания, какие игры нужны детям 4-5 лет. 2. Дать знания о значении дидактической игры в развитии ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи 3. Выявить наличие дидактических игр в семье. 4.Представить перечень дидактических игр, влияющих на умственное развитие ребенка |
Работа с педагогами.
Мероприятия | Обоснование материалов |
Консультация «Дидактические игры детей дошкольного возраста» 2.Консультация «Игра, как приоритетное средство развития дошкольников» | Систематизировать и углубить знания педагогов по теме проекта |
Заключительный этап
Задачи: подведение итогов реализации проекта, подготовка презентации проекта.
Решение поставленных задач с детьми:
- Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
- Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.
- Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
- Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) – как приём активизации интереса к играм.
Решение поставленных задач с родителями:
- Организация с помощью родителей выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».
- Выставка групповых настольно – дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.
- Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.
- Наглядная информация «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!».
- Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» (Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).
- Организация выставки детских работ (Развивающая игра на альбомном листе «Раскрась по цифрам»),выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».
- Изготовление родителями в группу развивающих игр.
Ожидаемый результат:
- Дети в конце проекта должны чаще использовать для игр настольно – дидактические игры и с большим интересом и успехом играть в них;
- Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация;
- Развивается способность к воображению;
- Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
- Родители познакомятся со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители будут заинтересованы темой и получат новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей и записей в тетради отзывов;
- Обогащение родительского опыта приемам взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- Повышение компетентности родителей при выборе игр.
- Итог консультации– практикума – создание родителями в группу новых «Умных» игр, активное использование развивающих игр дома с детьми.
Работа с детьми.
Социально-личностное развитие | |
Ребенок и окружающий мир | |
Социализация | Безопасность |
Д\и « Найди ошибку» Д\и « Кто больше вспомнит» Д\и « Чудесный мешочек» Д\и « Узнай и назови» Д\и « Четвертый лишний» Д\и « Игра в слова» Д\и « Воздух, земля, вода» Д\и « Кому что нужно» Д\и « Узнай чей лист» Д\и « Две корзины» Д\и « Кто что любит» Д\и « Где я живу» Д\и « Когда это бывает» Д\и «Да или нет» Д\и « Что было до…» Д\и «Что сначала, что потом» | Д\и «Где что можно делать» Д\и « Путешествие» Д\и «Кто больше вспомнит» Д\и « Будь внимательным» Д\и «Транспорт» Д\и «Угадай, на чем повезешь» Д\и «Правильно-неправильно» Д\и «Пешеходы и транспорт» Д\и «Знай и выполняй правила движения» Д\и «Дорожные знаки» Д\и « Правила поведения» Д\и «Собери светофор» Д\и «Говорящие дорожные знаки» Д\и «Добрые слова» Д\и «Как и во что нужно играть с друзьями» |
Познавательно-речевое развитие | |
ФЭМП | Развитие речи Ознакомление с худ.литературой |
Д/и « Сложи узор» Д/и « Чем похожи, чем отличаются?» Д/и « Спортсмены строятся» Д/и « Какая фигура следующая?» Д/и « Сравни» Д/и « Найди ошибку» Д/и «Когда это бывает?» Д/и «Когда ты это делаешь?» Д/и «Где что лежит?» Д/и «Найди пару» Д/и «Где какие фигуры?» Д/и «Что изменилось?» Д/и «Сходства-отличия» Д/и «Пройди к домику» Д/и Не ошибись» | Д/и « Назови группу одним словом» Д\и «Петрушка, угадай мою игрушку» Д/и «Устроим кукле комнату» Д/и « Похвалялись звери» Д/и «Чудесный мешочек» Д/и «Узнай по описанию» Д/и « Чего не стало?» Д/и «Что изменилось?» Д/и«Назови правильно» Д/и «Оденем куклу на прогулку» Д/и «Назови ласково» Д/и «Назови части предметов» Д/и «Олины помощники» Д/и «Необычная песенка» Д/и «Эхо» Д/и «Почтальон принес открытку» |
Художественно-эстетическое развитие | |
Художественное творчество | Музыкальное творчество |
Д/и «На что это похоже» Д/и «Волшебная краска» Д/и «Собери букет» Д/и «Раскрась по образцу» Д/и «Большие-маленькие» Д/и «Дорисуй» Д/и «Чего не хватает?» | Д/и « Музыканты» Д/и «Угадай инструмент» Д/и « Кто быстрее» Д/и «Делай как я» Д/И «Учись танцевать» Д/и «Музыкальные загадки»
|
Литература:
- Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
- Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9.
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. – М.: Просвещение, 1997.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
- Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
nsportal.ru
Как вырастить ребенка умным и добрым
Чтобы вырастить умного и доброго ребенка, нужны действенные, но простые способы. Один из них абсолютно бесплатный, и займет всего 10-15 минут в день, а главное — этот способ доступен всем.
Родители мечтают о замечательном будущем для своих детей. Мы хотим, чтобы они были умными. Так у них будут высокие шансы добиться от жизни того, чего им захочется. Мы хотим, чтобы дети были добрыми, чтобы они заботились об обществе, в котором живут. И было бы, конечно, замечательно, чтобы наши дети стали теми, кто не забывает включать у машины «поворотник» до того, как повернуть.
Секрет воспитания умных детей
Задача не из легких. Особенно в моем случае: ведь я могу считать успешным тот день, когда все мои дети утром и вечером почистили зубы.
И все же именно сейчас наступает время, когда мы можем подготовить наших детей к успешным свершениям. Только сперва надо успокоить внутреннего дневального, который каждую свободную минуту орет, хватается за кубики Зайцева или натужно улыбается, — иначе о каких добрых и умных детях мы можем говорить?
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Оказывается, у нас уже есть одна волшебная родительская привычка, которая поможет нам вырастить умных и добрых детей. Эта привычка из тех, что создают цепную реакцию, влияя сразу на несколько областей жизни. Другими словами, можно сосредоточиться на одной ключевой привычке, и вы сразу почувствуете целый ряд изменений к лучшему. А главное, чтобы практиковать эту привычку, требуется всего 10-15 минут в день, и она под силу абсолютно всем.
«Именно благодаря ключевым привычкам Майкл Фелпс стал олимпийским чемпионом, и благодаря таким привычкам некоторые студенты значительно превосходят в учебе своих однокурсников. Из-за этих привычек некоторые люди, спустя годы неуспешных попыток, вдруг худеют на 20 килограммов, лучше работают и при этом успевают домой, чтобы поужинать с детьми».
Дахигг Чарлз «Сила привычки»
Чтобы ваш ребенок был умным и добрым, вам не надо разоряться на дорогих репетиторов или дважды в день просматривать интеллектуальные передачи. Нужно только одно: читать ребенку. Даже если он уже умеет читать сам.
Что же нам мешает?
Родителям всегда не хватает времени. Нужно разложить чистое белье, разрешить детский спор, приготовить здоровый ужин. Потом помочь детям с домашней работой, отогнать машину на замену масла, записаться к врачу, проверить состояние банковского счета и зашить распоровшийся шов на любимых брюках.
И снова, и снова, и снова.
Поэтому, когда речь заходит о том, чтобы почитать вслух детям, мы отодвигаем это занятие в самый конец списка дел. В 2018 году было проведено исследование, которое показало, что только 30 процентов родителей в США читают детям вслух не меньше 15 минут в день.
Я стараюсь читать детям регулярно, но когда я в течение двух недель фиксировала, сколько книжек с картинками мы с ними прочитали, — я была поражена. Я читала детям только 6 дней из 14 — это даже не 50% времени.
Чтобы успокоить растревоженную душу, я стала докапываться до того, что именно дает нашим детям чтение. Меня волновал вопрос: если мы говорим о том, что надо растить умных детей, неужели чтение вслух правда решает эту задачу?
Когда мы читаем ребенку вслух каждый день, происходит следующее:
“Ваши дети знакомятся с бесконечным разнообразием слов. Это важно, потому что есть один навык дошкольника, который важнее многих прочих. Он — индикатор успеха или провала в учебе, и это то, насколько богат словарный запас ребенка при поступлении в школу. Разумеется, ребенок и приходит в школу, чтобы узнавать новые слова, но имеющийся лексикон будет предопределять, насколько хорошо ребенок поймет все, что говорит учитель. А поскольку преподавание в начальной школе в основном ведется в устной форме, ребенок, который обладает большим словарным запасом, будет понимать все, а ребенок, у которого не такой обширный лексикон, поймет гораздо меньше.”
Учебник по чтению вслух
Читая, вы в буквальном смысле растите мозг вашего ребенка: чем больше мы читаем детям, тем больше в их мозге появится нейронов и выстроится нейронных связей.
“Вы с ребенком выходите на особую дорогу: идя по ней, он станет настоящим читателем — на всю жизнь. Чтение необходимо для учебы, и ребенок, которому не дается чтение, будет хуже справляться со школьной нагрузкой. Но у вас есть возможность дать вашему ребенку этот ключ к успеху в школе и в жизни, потому что самое главное и, по сути, единственное занятие, которое поможет ему набрать знания, необходимые для будущего жизненного успеха — читать вслух».
«Стать нацией читателей»
Исправится поведение вашего ребенка. Когда вы читаете вслух, ваш ребенок учится сосредотачиваться и обращать внимание на то, что важно, — а эти навыки обязательно помогут ребенку в школе. Чтение вслух даже может снижать агрессивное напряжение в ребенке.
Вы развиваете тесную связь с ребенком. Дети любят, когда им читают вслух, потому что вы находитесь рядом физически, возникает тесный эмоциональный контакт:
«Когда мы расстаемся с детьми, самое ценное, что они вспоминают, — время, которое провели с родителями за чтением вслух».
Когда об этом задумываешься, понимаешь, почему происходит именно так. Часто ли в современной жизни мы откладываем все дела, убираем телефоны и просто проводим время с нашими детьми? Если мы выстраиваем тесные связи с детьми, между нами будет эмоциональная близость, а это, пожалуй, то, к чему стремятся все родители.
Вы развиваете способность вашего ребенка к эмпатии. Когда вы читаете ребенку художественную литературу, его мозг буквально проживает все, что происходит с героями, на нейробиологическом уровне. Другими словами, вы знакомите ребенка с разными людьми и даете ему возможность во время чтения почувствовать себя на их месте. Развитие навыка эмпатии научит ребенка быть другом, который умеет сопереживать, партнером, который поймет своего партнера, даже не соглашаясь с ним, и человеком, который поможет другим в сложную минуту.
Мораль моего небольшого исследования? Всего-навсего одна привычка — чтение вслух — запускает цепную реакцию, которая приведет к ряду позитивных изменений. Если вы искали секрет воспитания умного и доброго ребенка, читайте ему вслух.
Но почему я не читала моим детям даже половину возможного времени?
8 причин, по которым мы не читаем вслух, — и как все исправить
Понимать, что читать вслух детям очень важно, и на самом деле читать вслух каждый день — «две большие разницы».
Чтобы понять, почему такая нестыковка существует в моих родительских привычках, я провела еще одно небольшое исследование и пообщалась с другими родителями. Потом — поскольку я продолжала находить все новые и новые подтверждения тому, как важно читать детям вслух ежедневно, — я решила на каждую причину «нечтения» найти несколько возможных решений, которые помогут мне и другим родителям.
1. Я занят
Когда каждый день мы заняты родительскими обязанностями, чтение вслух детям не всегда кажется приоритетом. Это моя личная ахиллесова пята. В те дни, которые мы проводим в неспешном ритме дома, у меня нет проблемы найти время на «почитать вслух». Но когда день напряженный, наполненный делами, встречами, обязанностями, чтение вслух отодвигается на задворки.
Как это исправить:
Прикрепить привычку к другой. Подумайте, что вы обязательно делаете каждый день, и «прикрепите» чтение вслух к этой привычке. Например, ваши дети обязательно чистят зубы вечером. Установите правило «чистить зубы только после чтения». Вы можете читать детям, когда они плещутся в ванной, а если они всегда долго доедают ужин, читайте им, пока они едят.
Придумайте визуальную зацепку. Визуальные зацепки напомнят вам о важном деле именно тогда, когда вы можете забыть о нем. Так, когда вы читаете ребенку перед сном, вы кладете книгу на ночной столик у постели ребенка — и не пропустите ее в следующий вечер. Или вы можете взять прозрачную, например, проволочную корзину, положить в нее лучшие книжки с картинками и поставить ее на видное место в кухне или в комнате.
Начните наблюдать и фиксировать свои наблюдения. Можно повесить специальный листок на холодильник или использовать смывающийся маркер и писать на зеркале в ванной, чтобы смотреть, как идет движение к цели. Можно ставить зеленую галочку в дни, когда вы успели почитать, и красный крестик, если чтения не было. Ваша цель — сделать цепочку отметок о чтении максимально длинной.
2. Мои дети уже умеют читать сами
Когда наши дети становятся большими и могут читать сами, мы прекращаем читать им вслух. Именно это произошло со мной, когда моя старшая дочка принялась за чтение самостоятельно. Но проблема в том, что, прекратив читать детям, мы не даем им выйти на новый читательский уровень.
«Навыки чтения и слушания начинают выравниваться приблизительно в 8 классе. До этого времени дети обычно лучше слушают, чем читают сами. Поэтому ребенок может слушать и понимать более сложные и интересные истории, когда ему читают, чем когда он читает сам. Кроме эмоциональной связи, которая появляется между родителями и ребенком (или учителем и классом), вы наращиваете тот расширенный словарный запас, который будет слышать ваш ребенок; слова достигнут мозга, а ребенок успеет увидеть их в книге, если следит за чтением».
«Учебник по чтению вслух»
Другими словами, четвероклассник может слушать и понимать историю, предназначенную для более старшего возраста, до того, как прочитает ее самостоятельно. Именно так у ребенка развивается словарный запас, и в один прекрасный день ваш сын или дочь сможет прочитать сложную книгу самостоятельно.
Как это исправить:
Позже я заметила, что когда я начинаю читать младшим детям, моя старшая дочка приходит к нам, садится и слушает. Помните, что старшим детям нравится, когда им читают, даже если они в этом не признаются.
Но если у вас возник перерыв, и с тех пор, как старшие дети научились читать, вы больше не читаете им вслух, кажется странным возвращаться к этой привычке. Вот несколько идей о том, как можно все восстановить.
Попросите их рассказать вам, что они читают. Потом скажите: «О, звучит интересно! Можно я немного почитаю вслух, чтобы мы могли вместе получить удовольствие?». Предложите старшим самим выбрать книгу для семейного чтения вслух, читайте по очереди за ужином каждый вечер.
Если вы выписываете газеты или журналы и вам попалась интересная статья, спросите ребенка: «Можно, я тебе прочитаю? Я сам прочитал, и мне кажется, что тебе будет интересно».
Слушайте аудиокниги в транспорте по дороге в школу и из школы, или когда вы вместе занимаетесь домашними делами, например, раскладываете чистое белье или разгружаете посудомоечную машину.
Найдите что-нибудь забавное: стишок или короткий рассказ и предложите прочитать его. Дети любят смешные истории в любом возрасте.
Если детям задали для чтения книгу в школе, предложите почитать ее ребенку вслух.
3. Мне не нравится читать вслух
Это бывает по двум причинам: вам не нравится книга, или вам не нравится сам процесс. Что делать в обоих случаях?
Мы еще поговорим об интересных книгах, но как быть с второй проблемой? Тут ситуация сложнее. Когда я начала читать вслух своему старшему ребенку, я сравнивала мысленно мой сравнительно монотонный, неяркий читательский стиль с недавними чтениями, на которые мы ходили в библиотеку. Библиотекарь так интересно читала, она была полна энергии, — и детям она так понравилась! Куда мне с ней тягаться?
Позже я поняла, что чтение детям вслух не связано с вашим актерским мастерством. Чтение вслух создает связь с ребенком. Вы находитесь близко друг к другу, вы испытываете похожие эмоции, и ваши дети потом будут говорить, что самое лучшее их воспоминание — это моменты, когда родители читали им вслух.
Как это исправить:
Легко справиться с первой проблемой, потому что в мире существуют тысячи детских книг и есть из чего выбрать.
Но если вам нелегко дается сам процесс чтения вслух, постарайтесь мысленно перевести акцент на то, что сейчас вы проводите время со своим ребенком и это замечательно. Например, вы можете придумать специальные названия для этого времени: «время уютной книги», «час обнимашек и книг».
Если это не помогает, попробуйте почитать книги другого жанра. Если не нравится читать книги с картинками, может быть, удастся получить удовольствие, читая стихи. Не идет поэзия? Попробуйте научно-популярную литературу. Если и это не идет, почитайте пьесы, меняя голос в зависимости от персонажа. Просто продолжайте искать, пока не найдете что-то, что будет приносить вам радость.
4. Мой ребенок не сидит на месте
Если каждый раз, когда вы читаете, ребенок теряет интерес к происходящему и убегает заниматься чем-то еще, вам начинает казаться, что ребенку это неинтересно.
Это особенно касается активных детей, ведь слушание — приобретаемый навык. Однако если читать каждый день, дети научатся слушать. Помните, что, читая вслух, вы развиваете способность ребенка фиксировать на чем-то внимание и концентрироваться. А эти качества просто необходимы и в школе, и в жизни.
Как это исправить:
Мой третий ребенок ну очень активный, поэтому, когда она была помладше, мне приходилось включать для чтения всю свою фантазию.
Вот несколько идей:
- Помогите вашему ребенку слушать — выберите книги, которые специально созданы для активных детей. Выберите интерактивные книги с открывающимися окошками, с тактильными ощущениями и дайте ребенку все открыть, потрогать и посмотреть.
- Читайте, когда ребенок уже в кровати и начинает успокаиваться перед сном.
- Читайте, когда можно привлечь к себе внимание, например, когда ребенок ест или купается в ванной.
- Идите с ребенком в парк, сажайте на качели и читайте, качая ребенка.
- Проверьте, нравится ли ребенку книга, которую вы читаете. Если ребенку нравятся динозавры, а вы читаете про грузовики, проблема может крыться в этом.
5. Я устал
Чаще всего мы откладываем чтение до того момента, когда ребенок ложится спать, но если уложить ваших детей — весьма трудоемкий процесс, то к концу дня вы чувствуете себя полностью опустошенными (у меня ровно это и происходит). Я не хочу, чтобы меня кто-то трогал, чтобы у меня хоть что-то спрашивали, и я точно не хочу добавлять еще 20 минут к длинному и напряженному процессу укладывания.
Когда я чувствовала себя полностью разбитой, я пропускала страницы, если я знала, что этот трюк сработает (и оказалось, что я не одна такая).
Как это исправить:
Попробуйте перенести чтение на какой-то момент пораньше. Вы можете читать, когда ребенок завтракает или полдничает, или когда он ванной (если вы не измотаны к этому моменту).
Другая стратегия: вам тоже должна нравиться книга, которую вы читаете. Если вы устали читать одну и ту же книгу каждый вечер, постарайтесь начать читать книгу, которую вы любили в детстве, или что-то новенькое, о чем вы много слышали. Или — если с вашим ребенком это сработает — почитайте вслух ту книгу, которую вы сами сейчас читаете. Конечно, можно пропускать какие-то эпизоды, но, возможно, так и у вас появится возможность почитать до того, как вы сами рухнете в постель.
Те результаты чтения вслух, о которых мы говорили, появятся все равно — независимо от того, что вы читаете.
6. Все мои дети разного возраста
Это непростая задача. Моим детям 10, 5, 3, а четвертому нет и года. Я могу читать книжки с картинками трехлетке, но таким образом выпадают старшие. Или я могу читать детскую повесть старшим, но тогда выпадают из процессам малыши.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Как это исправить:
Я поняла, что моя старшая дочка по-прежнему любит слушать хорошие детские книжки с картинками, и я слышала от других родителей, что подросткам нравится слушать хорошие книги для самых маленьких.
Но если старшему ребенку неинтересно, попробуйте читать ему увлекательные статьи из газет или журналов, когда он ест или убирается. Вы можете сказать: «О, вот послушай… тебе наверняка понравится…». И начать читать.
Еще одна идея — вы можете читать старшим, когда младшие уже спят или во время дневного сна.
7. Ребенок перебивает меня… на каждой странице
Никому не нравится, когда его перебивают. Особенно тогда, когда мы делаем что-то для своего ребенка, а он перебивает нас.
Однако вопросы ребенка во время чтения — это важнейшая часть процесса слушания.
«Если вы смотрите фильм во второй раз, вы понимаете, как много нюансов ускользнуло, когда мы смотрели его впервые. То же — и даже в большей степени — происходит с детьми и книгами. Они учат сложный язык, слушая взрослый темп речи, и в таких ситуациях зачастую возникает недопонимание».
«Учебник по чтению вслух»
Как это исправить:
Если ребенок задает вопросы о сюжете, отвечайте сразу, потому что ребенок, наверное, не понял, что происходит, и поэтому задает вопрос.
Если вопрос косвенно связан с историей или вовсе о чем-то другом, попробуйте сказать: «Какой интересный вопрос! Как только дочитаем, обсудим».
8. Читать сто раз одно и то же скучно
Это правда. Это чистая правда.
К сожалению, именно многократное чтение одной и той же книги нужно нашим детям, чтобы хорошо учиться. Они слушают снова и снова одни и те же слова, и таким образом закрепляется их словарный запас. Кроме того, повторное чтение помогает обнаружить, что было непонятно, и разъяснить это.
Как это исправить:
Попробуйте такие идеи.
Если вы уже возненавидели эту книгу, постарайтесь от нее избавиться. Или хотя бы спрятать ее на время. Если вы будете сквозь зубы цедить слова книги, которую вы терпеть не можете, вашему ребенку это не принесет никакой пользы. Лучше потратить 15 минут и прочитать то, от чего вы получите удовольствие, чем не читать ничего, потому что вы не любите конкретную книгу.
Найдите то, что вам нравится, уберите подальше списки рекомендованной литературы. Если книга вам нравится, но вы не хотите читать ее 72 раза в день, придумайте правило. Например, если два раза за день читаю одну и ту же книгу, дети знают, что больше эту книгу сегодня мы не открываем. Нет ничего страшного в том, чтобы создать границы, если таким образом чтение вслух станет удовольствием для всех участников процесса.
Постарайтесь сохранять новизну, даже читая книгу снова и снова. Читайте ее с необычными интонациями. Читайте и маршируйте — и предложите детям сделать то же самое. Читайте, лежа на диване и забросив ноги на стену. Если вы сомневаетесь в том, что ваша голова сохранит ясность, включайте творчество.
Почаще ходите в библиотеку за новыми книгами. Если у вас будет постоянный приток новых книг, из которых можно выбирать, дети меньше будут требовать перечитывать одну и ту же книгу. Плюс: когда надо сдавать книги в библиотеку, вы их сдаете, и больше не надо их перечитывать!
Еще один способ сделать чтение вслух интереснее — превратить процесс в игру. И я специально придумала «задачи для всей семьи» которые вы можете распечатать и начать выполнять уже сейчас. Это понравится и вам, и вашим детям.
Вслух всей семьей — задачи на каждый день
читаем вверх тормашками |
читаем при свете фонарика |
читаем за едой |
слушаем аудиокнигу в машине |
читаем в пижаме |
идем на книжное мероприятие |
читаем смешным голосом |
читаем на улице |
читаем во время купания |
читаем в своей снежной крепости |
читаем, когда готовим ужин |
специально ложимся попозже, чтобы почитать |
читаем в библиотеке |
читаем, когда нам хорошо |
читаем книгу за один раз |
читаем в удобном кресле |
читаем в парке |
читаем по телефону |
читаем, сидя на полу |
читаем, пока идет строительство из лего |
слушаем аудиокнигу, наводя порядок в комнате |
читаем, когда нам грустно |
читаем перед сном |
читаем во время пикника |
забираемся в кровать родителей и читаем |
читаем под деревом |
читаем в комнате, где мы никогда не читали |
читаем, пока ждем кого-то |
читаем перед тем, как включить телевизор |
просим нам почитать кого-то нового |
Кроме того, вы можете распечатать «лист задач» и всей семьей выполнять эти задачи.
Распечатайте эту таблицу и повесьте ее на видном месте, например, на холодильнике или на стене — это будет ваша ежедневная «напоминалка». Попробуйте каждый день выполнять новую задачку. Но если не получится сделать все за 30 дней, не расстраивайтесь. Каждый день, в который вы нашли время для чтения вслух, — это маленькая победа.опубликовано econet.ru.
Перевод с английского: Александра Матрусова
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
❶ Как воспитать детей умными 🚩 как сделать ребенка умным 🚩 Воспитание и обучение ребенка
Не стоит планировать будущее за своих детей
Это самое первое и главное правило. Некоторым родителям свойственно еще до рождения малыша продумывать то, в какой школе и с каким уклоном будет он учиться, какой кружок посещать, каким видом спорта заниматься. Такой подход только ограничит вашего ребенка, сформирует закомплексованную и слабовольную личность. Разве об этом вы мечтаете? Правильнее будет предоставить ребенку выбор. Он сам должен определиться с видом научного и спортивного занятия. Конечно, на это ему понадобится время. Но дорогу проб и ошибок ребенку пройти необходимо. Родители могут только направлять, а не отбирать право выбора.
Не стоит «дрессировать» своего ребенка
Что это значит? Часто родители буквально «дышат» над своим чадом, когда тот делает уроки или занимается каким-то делом. При этом они постоянно комментируют, одергивают, считают, что помогают, но мешают… как думаете, что вы получите в итоге? Подавленного и нерешительного ребенка, который вряд ли будет безропотно уважать вас. А можно ведь поступить иначе, это даст гораздо больший и положительный результат. Станьте примером самостоятельности для своего малыша. Предлагайте ему помощь. А в случае отказа не настаивайте и не контролируйте.
Источники знания должны быть разными
Каждое время имеет свои особенности в плане темпа познавательной деятельности. И получать полезную информацию из книг и от учителей – согласитесь, как-то мало в век цифровых технологий. Не мешайте ребенку, если он по какому-то вопросу «завис» в Интернете. Пусть даже это не будет касаться учебы. Сам процесс поиска необходимого знания весьма важен для развития ребенка. Наоборот, поощряйте детский интерес. Например, можно купить электронную книгу, или «читалку», либо самим находить интересные сведения о мире и делиться ими с ребенком.
Не стоит запрещать, лучше увлечь
Еще один совет от Максима Поташева. Дети всегда найдут обходные пути запретов. Тем более, подобные ограничения испортят ваши доверительные отношения с малышом. Правильнее опять-таки взять на себя роль «направителя» и попробовать увлечь ребенка в более полезную, на ваш взгляд, сторону. Например, если его захватили компьютерные игры, не кричите, не топайте ногами и не запрещайте. Предложите лучше игру, которая будет развивать его.
Не стоит ребенка учить, правильнее учить учиться
Как бы вы ни заставляли, ни читали нотации, ребенок будет идти по своему пути. Не надо назидательно контролировать его увлечения, критиковать. Задачей каждого родителя, по мнению Максима Поташева, является не научить, а научить учиться. Необходимо интересовать, мотивировать, увлекать. Еще лучше – быть достойным примером для ребенка.
Также не стоит забывать о том, что ваш малыш должен быть всесторонне развитым. Поэтому делать упор только на интеллектуальную деятельность – ошибка. Спорт и искусство – неотъемлемая часть правильного воспитания. Командные спортивные соревнования, творческие конкурсы тоже тренируют ум. Все это великолепная возможность направить ребенка к успеху и созиданию.
www.kakprosto.ru