Педиатр комаровский – Доктор Комаровский

Содержание

О Докторе – Доктор Комаровский

Биография

Родился в г. Харькове 15 октября 1960 г.

В 1983 г. окончил педиатрический факультет Харьковского медицинского института.

Трудовую деятельность начал в 1980 г. — медбратом отделения реанимации. С 1983 года работал в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 года — врач отделения реанимации, в течение последующих десяти лет — заведующий инфекционным отделением. С 2000 года вел консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре, в 2006 году открыл консультативный медицинский центр — клиника Комаровского — «Клиником».

Кандидат медицинских наук (1996 г.).

Автор многочисленных научных трудов, в том числе монографии «Вирусный круп у детей», а также научно-популярных статей и книг, самая известная из которых — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» — выдержала более 30 переизданий в России и Украине.

Евгений Олегович является автором и ведущим ряда телевизионных программ. «Школа доктора Комаровского», стартовавшая в марте 2010 г., трижды была удостоена премии «Телетриумф» и пользуется заслуженным доверием у телезрителей Украины, России, Казахстана, Молдовы, Израиля, Канады и других стран.

 

  • Вирусный круп у детей. Клиника, диагностика, тактика терапии. Харьков, 1993.

  • Начало жизни вашего ребёнка. Харьков, 1996.

  • Начало жизни вашего ребёнка. Аудиокнига. Харьков, 2008.

  • Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года. Книга+DVD. Москва, 2009.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2000.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. Харьков, 2007. Переработанное и дополненное издание.

  • Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников. 2-е издание, переб. и дополн. Харьков—Москва, 2010.

  • Одноразовые подгузники. Популярное руководство пользователя. Харьков, 2002.

  • ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей. Харьков—Москва, 2008.

  • Дневничок. Наши заметки о нашем ребёнке. Харьков, 2008.

  • Книга от насморка: о детском насморке для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

  • Книга от кашля: о детском кашле для мам и пап. Харьков—Москва, 2008.

  • 36 и 6 вопросов о температуре. Как помочь ребёнку при повышении температуры тела. Харьков—Москва, 2008.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. Харьков—Москва, 2009.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть вторая. Неотложная помощь. Харьков—Москва, 2010.

  • Маленькие сказки про ёжиков. Харьков, 2012.

  • Справочник здравомыслящих родителей. Часть третья. Лекарства. Харьков—Москва, 2012.

  • Лекарственные средства в педиатрии. Харьков—Москва, 2013.

  • О прививках здравомыслящим и любознательным. 2014.

  • 365 советов на первый год жизни вашего ребенка. Харьков, 2018.

Книги «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» и «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей» переведены на украинский и китайский языки. Книга «Начало жизни вашего ребенка» переведена на польский язык.

На сайте также доступен текст неизданной книги «Невідкладна допомога». 

 

  • Школа доктора Комаровского. Интер, 2010—2013. Начиная с 2014 года проект осуществляется без поддержки каких-либо телеканалов и является полностью авторским.

  • Утро на Интере. Интер, 2012.

  • Неотложная помощь с доктором Комаровским. Интер, 2014.

Автобиография

Никто из моих предков никогда не имел никакого отношения к медицине. И я не перестаю этому удивляться. Ибо мне очень-очень часто кажется, что стремление лечить заложено во мне генетически. Я почти уверен, что уже был врачом…

Но это всё из области подсознательного. Наяву же все вполне осознанно: дружная семья, папа-мама — инженеры, младшая сестра, любимая бабушка, дедушкины ордена, пионерское детство, очень средняя школа.

Мама моя, до того как стать инженером, окончила институт культуры и несколько лет работала библиотекарем. Последствия библиотечного образования мамы — огромная домашняя библиотека, культ книг и моя страсть к чтению, включая ночное — с фонариком и под одеялом.

На будущий выбор профессии повлияла, прежде всего, младшая сестра. Она родилась, когда мне было 10 лет, и чувство необъяснимой любви к ней, страха за нее до настоящего времени воспринимается мною как самое сильное эмоциональное потрясение детства.

К моменту окончания школы выбора уже не было в принципе: Харьковский медицинский институт, педиатрический факультет. Или вполне логичный альтернативный вариант — служба в Советской Армии.

При подготовке к вступительным экзаменам запомнилось ощущение того, что детство кончилось. А еще запомнились слова физика Петра Самуиловича (сейчас он профессор где-то в США): «Женя, у вас дурная привычка спать по ночам…».

Год моего поступления в институт — 1977 — был особенным. Накануне поменялся ректор, ходили слухи, что за взятки в приемной комиссии; по крайней мере, появились шансы на объективность при сдаче экзаменов. В дальнейшем это подтвердилось: две четверки — за сочинение и физику, и две пятерки — по химии и биологии. Я поступил!

 

Медицина

Студенческие годы вовсе не воспринимаются мною как самые лучшие и веселые. Как годы тяжелого труда — да. Ощущения: огромное количество бесполезной информации, маразм кафедры «истории КПСС», тошнотворность комсомольских и профсоюзных собраний, бросающаяся в глаза нелюбовь к своей профессии многих преподавателей, профессора, с трудом разговаривающие и по книжкам читающие лекции. И параллельно с этим — интеллектуалы, люди, любящие студентов и свое дело, радость приобщения к профессии.

Со 2-го курса я начал дежурить в больницах. Держал крючки хирургам, помогал медсестрам (не для денег, для себя).

Настоящая работа, уже за зарплату, началась после третьего курса и продолжалась до окончания института. Вначале — год медбратом в отделении реанимации детской дорожной больницы, а затем — в реанимации института общей и неотложной хирургии. Реанимация заставила по-новому посмотреть и на себя, и на медицину. 10 ночей каждый месяц в окружении настоящих врачей, осознание ценности получаемой информации, радость, когда кто-то пришел в сознание, значимость ошибок — людских и врачебных. Смерть… Дети, беременные 18-летние девочки, старики, алкоголики, здоровенные мужики.

Абсолютная норма, когда забыли даже сказать спасибо, и пронзительный крик: «Убийцы!» — крик женщины, которая четыре дня не обращалась за помощью и, по совету бабок, накрывала черной тряпкой бьющегося в судорогах трехлетнего мальчика…

К моменту окончания института детская реаниматология была для меня смыслом жизни. Это была настоящая практическая медицина, где многое надо было не только знать, но и уметь делать руками, быстро принимать решения. Медицина, где цена ошибки и цена нехватки знаний была эквивалентна человеческой жизни.

С 1983 года начал работать в областной детской инфекционной клинической больнице города Харькова. До 1991 — врач отделения реанимации, затем в течение десяти лет — заведующий инфекционным отделением.

К 2000 году закончились резервы моего терпения и способности к компромиссам по отношению к работе врача в рамках системы государственного здравоохранения. Тогда же расстался с родной больницей и начал вести консультативный педиатрический прием в частном медицинском центре. В 2006 году окончательно «созрел» внутренне и материально, после чего вместе с близкими друзьями создал клинику Комаровского — «Клиником».

В словах «Клиника Комаровского» главное — именно клиника. Клиника — это учреждение, в котором помимо лечебно-профилактической работы осуществляется образовательный процесс. Принципиальная особенность «Клиникома» — основным субъектом образования являются не врачи и медсестры, а самые обыкновенные мамы и папы, стремящиеся к осознанному родительству.

Идеология осознанного родительства, родительства как счастья, а не как подвига — это и есть стратегическая основа деятельности Клиникома, ну а тактическими инструментами образования являются сайт и социальная сеть, лекции и вебинары, книги и телепроекты.

 

Писательство

В 1993 году написал монографию «Вирусный круп у детей». Писал сам, без кафедр, для себя, для друзей. Старался, чтобы это легко читалось и было понятно. Получилось. К этому времени уже имелся приличный запас благодарных пациентов, так что удалось без особых проблем издать. В 1996 году за монографию получил ученую степень кандидата наук. Горжусь нетипичностью ситуации, ибо аналогов, когда практикующий врач-педиатр становится кандидатом наук таким образом, в нашей стране нет.

Полученные после выхода книги десятки писем и отзывов убедили меня в том, что писать я умею и имею на это моральное право. И с этого времени пишу практически постоянно.

«Начало жизни вашего ребенка» — первая популярная книга, 1996 год… Ее логическое продолжение — «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников», 2000 год. Десятки статей в газетах и журналах, книжка про одноразовые подгузники, огромная бумажная и виртуальная переписка. «Здоровье ребенка…» постоянно переиздается в России и Украине, дополняется новыми главами.

Создание «Клиникома» изменило всё самым принципиальным образом. Писать, когда у тебя есть реальные помощники, писать, когда рядом есть люди небезразличные и сопереживающие, — это ж просто удовольствие. Неудивительно, что за 8 лет существования «Клиникома» я успел намного больше, чем за предыдущие 15 лет (смотрите библиографию).

Почему я пишу? Прежде всего потому, что, несмотря на заверения многих ученых, остаюсь в уверенности: большинство детей рождаются на свет здоровыми. Здоровья их лишают родители и медицинские работники. Первые от безграмотности, вторые от страха перед безграмотностью. Неуемная фармакологическая помощь беременным, жуткий перегрев в роддомах, несвоевременное прикладывание к груди, эксперименты с питанием, тепличные условия, лечение всего и всегда.

Наша, отечественная, медицинская наука вообще и педиатрия в частности, претендуя на научность, все больше и больше теряет связь с реальной жизнью. Реалии эти не видны из профессорских кабинетов. А уж для заморских педиатров-советчиков наш быт, наш менталитет, наш образ мыслей, наши ответы на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» — тайна за семью печатями. И никогда они нас не поймут, лишь бы мы сами это поняли и перестали надеяться на помощь, взаимопонимание и спасение.

С 1994 по 2014 год мною получено около 300 тысяч (!!!) писем: география — от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска в границах СНГ плюс 89 стран мира, покоренных нашими женщинами. Все эти письма — от простых людей. Благодарности, просьбы написать, прислать, помочь, рассказать, ответить на вопросы. При этом около 2500 писем от врачей, 50 отзывов от ученых-профессоров-академиков и ни одного от медицинских чиновников.

Практикующие врачи, реальные обычные больные (не дети министров и олигархов) и ученые с работниками гор-, обл- и минздравов находятся на разных полюсах. Их пути не пересекаются почти никогда.

В результате:

  • подавляющее большинство родителей не имеет адекватной, доступной, удобной к применению информации касательно элементарных норм ухода за детьми, организации их быта и помощи при болезнях;
  • присутствует непонимание того факта, что в системе ребенок-его родственники-здравоохранение именно семья играет главенствующую роль в сохранении и укреплении детского здоровья;
  • логичное следствие — преувеличение роли медицины, гипердиагностика, избыточное лечение, базирующееся на боязни ответственности.

Отсюда моя главная цель: убедить вас в том, что быть мамой и папой — это не тяжкий труд, а счастье, удовольствие. Но при одном обязательном (!) условии — родители обладают необходимыми знаниями.

Ну а моя задача — не столько лечение детей, сколько обучение родителей. Решение поставленной задачи базируется на убежденности доктора Комаровского в том, что он может предложить всем членам семьи алгоритм действий, который будет прост, понятен, эффективен и, главное — легко выполним в рамках отечественной ментальности. Говоря другими словами, вместе мы имеем более чем реальные шансы вырастить здорового ребенка именно в нашей стране, с учетом нашей медицины, нашего образа жизни и наших материальных возможностей.

 

Телевидение

Первый раз был затянут «в телевизор» в 1992 г.: в разгаре эпидемия дифтерии, а все больные дифтерией дети как раз лечились в моем отделении — в общем, было о чем рассказать… В дальнейшем регулярно общался на самые разнообразные «околодетские» темы с многочисленными журналистами, ну а качественным эволюционным скачком стало появление авторского проекта «Школа доктора Комаровского».

Главный плюс телевидения — эффективность донесения информации. Опять-таки, по мнению многих женщин, телевизор редко ошибается, поэтому мамы скорей верят усатому дядьке из телевизора, нежели врачу высшей категории, кандидату наук и автору 15 книг…

 

Семья

Женился молодым и глупым после четвертого курса. До сих пор не перестаю удивляться, как это мне так с первого раза повезло! Учились на одном курсе. Катя (Екатерина Александровна) — тоже детский врач (окулист). Родила мне двух мальчишек — Дмитрия (1982) и Андрея (1988). Ребята уже совсем взрослые, самостоятельные, женатые и оба дружно стали папами в 2013 году. Так что именно в этом году доктор Комаровский стал дедушкой, и теперь имеет внука и внучку.

Живем в своем доме, теоретически вдвоем, но практически постоянно кто-то бегает — друзья, дети, внуки. Во дворе большой сад, елки, березки, два огромных дуба, каждому больше 100 лет. Нет огорода, но есть мангал, беседка, сауна, теннисный стол, баскетбольное кольцо, гуляют кот и собака.

Увлечения

Рыбалка… Это больше, чем просто хобби, это патология какая-то. Зимой и летом при первой возможности уезжаем с друзьями на день, на два, на неделю — как сложится. Для меня это самый простой и самый эффективный способ привести в порядок мозги, отвлечься от страстей печальной отечественной педиатрии. К рыбе это никакого отношения не имеет в принципе: по этому поводу мой друг Игорь — такой же на голову больной рыбак, как и я, — спрашивает: «Сколько стоит твой спиннинг?». Получив ответ, долго шевелит губами и задумчиво произносит: «32 кг минтая…».

Благодаря рыбалке остаюсь поклонником внедорожных автомобилей.

Путешествия. Главное, чтобы было как можно больше нетронутой природы и как можно меньше людей.

Фотография и видео. Всегда с собой фотоаппарат и видеокамера. Есть что посмотреть и что показать. Некоторые фотографии здесь – https://instagram.com/uakomar/

Чтение (эта болезнь с детства).

komarovskiy.net

Блог – Доктор Комаровский

09/11/2018 15:10

О кори в Израиле

“…обязанность привить детей духовные лидеры возложили на отцов…”

19/01/2018 13:33

Кір вже тут. Чекаємо дифтерію

Дифтерія прийде обов’язково, вона не може не прийти, є біологічні закони. Помре багато людей. Це не кір, це значно гірше…

17/01/2018 15:27

Корь уже здесь. Ждем дифтерию…

Ребята, оторвите попу от дивана: дифтерия придет обязательно, она не может не прийти. Есть биологические законы. Умрет…

14/11/2017 16:23

Не хочу в тюрьму, оправдываюсь…

Слово «идиот» в рассматриваемом контексте — это не диагноз (человек, страдающий идиотией — тяжелой формой умственной…

08/11/2017 14:49

Почта одного дня

И такое каждый день. Каждый! Под лекарственно-рекламное бормотание телевизора.

07/11/2017 16:39

Если вы хотите помочь

Я понимаю, что промолчать проще, что «неохота связываться», но молчание здравомыслящих провоцирует буйство неадекватных…

31/05/2017 16:48

1 июня: День защиты детей

День защиты детей — это день, когда одни взрослые демонстрируют свою решимость уберечь детей от опасного влияния других…

25/05/2017 16:01

Ещё одно письмо в пустоту…

Вас ведут на бойню, хотя нет, не ведут — уже привели. Вас с каждым днем все меньше. Самые сильные/мудрые убегают. Кто…

26/10/2016 11:37

Лечение кашля по телевизору

Отхаркивающие средства увеличивают количество мокроты!!! Зачем вам увеличивать количество слизи в легких, когда у вас…

13/06/2016 16:03

О строительных приоритетах

Все-таки неправильная у нас бизнес-идея, нерациональная. На отпевании да молебнах за здравие никогда столько не заработаешь…

11511411311211111010910810710610510410310210110099989796

komarovskiy.net

Педиатр Евгений Комаровский — о родительских страхах и заблуждениях – Интервью

The Village задал известному детскому врачу вопросы, которые беспокоят современных родителей.

 

О родах

– Как вы относитесь к популярным сейчас домашним и партнёрским родам?

– Партнерские роды (роды, при которых присутствует отец ребенка. – Прим. ред.) в условиях роддома — это прекрасно. Домашние роды, при которых минимизированы возможные риски, а в случае, если что-то пойдет не так, вы сможете за 20 минут добраться до роддома, — тоже прекрасно! Отсюда логичный вывод: проблема не в том, как мы эти роды называем, а в том, как процесс организован. Цель одна: комфорт и безопасность всех участников процесса. На сегодня домашние роды в нашей стране — реальный риск для жизни, риск однозначно больший, чем в условиях роддома.

– А какой главный риск в домашних родах?

– Невозможно выделить какой-то один самый главный риск. Есть риск кровотечений у роженицы, и расстройство кровообращения у плода, и нарушения дыхания у новорожденного, – все это можно вовремя диагностировать в роддоме, и есть эффективные способы помощи, которые далеко не всегда возможны в домашних условиях.

– Какие вопросы обязательно нужно задать педиатру в роддоме?

– Я бы поинтересовался, каков режим встреч родильницы с родственниками (родильница, в отличие от роженицы, – женщина, которая уже родила. – Прим. ред.)? Какие вакцины будут использоваться? В каких условиях будет находиться ребенок? Какая температура в палате – и какова возможность ее регуляции? При каких условиях произойдет выписка? Кто поможет уложить ребенка в автокресло и покажет, как им правильно пользоваться? Еще я бы узнал, в какие сроки и к кому из персонала роддома можно обращаться за консультативной помощью, – например, при возникновении вопросов по грудному вскармливанию.

– Существуют ли какие-то исследования, которые нужно обязательно сделать ребёнку в роддоме на первых днях жизни?

– Нет ничего такого, что можно сделать в роддоме, но нельзя сделать через неделю в нормально оборудованной поликлинике. Другой вопрос в том, что ряд исследований, направленных на своевременное выявление некоторых врожденных нарушений обмена веществ и входящих в так называемый скрининг новорожденных, рационально делать именно в роддоме.

О вакцинации и осмотрах

– Сейчас всё больше людей отказываются вакцинировать своих детей. Действительно ли прививки так опасны? Почему их все-таки нужно делать?

– В нашей жизни все меньшее место занимают именно те болезни, которые породили на свет само явление вакцинации. Поэтому сейчас дифтерия или столбняк — это что-то редкое и невидимое, а прививки — это реальность, и «одна девочка писала, как им от прививки стало плохо». Но девочки не пишут в интернетах о том, как ребенок кашлял 4 месяца с остановками дыхания. Люди не знают и не видят больных, не интересуются буднями инфекционных больниц.

Кроме того, прививки — дело государственное, а наши люди не очень дружат с государством. Поэтому, когда государство что-то предлагает или чего-то требует, так хочется держаться от этого подальше. Тем не менее прививки, осуществляемые качественными вакцинами и в соответствии с определенными правилами, — это самый эффективный способ профилактики инфекционных болезней. И делать их нужно тогда, когда у вас хватает логики и здравого смысла, чтобы сопоставить риски: риск дифтерии и риск прививки от дифтерии, риск полиомиелита и риск прививки от полиомиелита.

Сейчас, в условиях активного информационного обмена, все меньше людей сохраняют способность объективно анализировать информацию и оценивать источники информации, легко соглашаются с мнением, которое удобно и которое легко воплотить в жизнь. Конечно, не читать, не интересоваться и не ходить в поликлинику за прививками — это очень удобно.

– Если с риском болезней все понятно, то какие основные риски у прививок? И можно ли каким-то образом их минимизировать? Выбирать иностранные вакцины, например?

– Касательно того, что нашему среднестатистическому читателю все понятно с риском болезней, я бы поспорил… Но применительно к рискам прививок надо, для начала, четко понимать разницу между реакциями на вакцинацию и ее осложнениями.

Осложнения — это огромная редкость, это один случай на сотни тысяч или даже на миллионы прививок, который невозможно заранее обнаружить какими-либо обследованиями. Это всегда непрогнозируемый индивидуальный ответ конкретного организма. Этот неадекватный ответ возможен всегда, когда в организм попадает любое лекарство — будь то парацетамол от температуры, ампициллин от ангины или вакцина от кори. Таким образом, про осложнения с определенной долей условности можно сказать, что тут работает исключительно случай.

Реакции на прививки — совсем другое дело. Такое бывает часто, но информированные родители имеют множество эффективных способов уменьшить как выраженность реакций, так и вероятность их возникновения. Они могут и вакцины выбирать, и влиять на место-время-условия вакцинации, и совершать правильные действия, касающиеся образа жизни ребенка до и после вакцинации. Еще один принципиальный момент: умеют ли родители правильно реагировать на повышение температуры тела у малыша? Знаком ли им алгоритм обязательных действий, необходимые параметры воздуха, режим прогулок? Как поить, как кормить, как, когда, какое, в каком количестве дать лекарство? Есть ли это лекарство в доме – или за ним придется бежать в аптеку в 3 часа ночи?

Я, собственно, хочу донести мысль о том, что причиной повышения температуры может быть и прививка, и вирус, но в обоих случаях возможны абсолютно неадекватные действия родителей. Например, родители держат ребенка в жарко натопленной комнате и растирают его водкой, а потом эти действия приводят ребенка в стационар. При диагнозе ОРВИ мамы смиренно лечатся, но если это была реакция на прививку, то они же станут писать во всех соцсетях о том, как жуткие вакцинаторы довели ребенка до капельницы.

– В России существует календарь прохождения осмотров у специалистов и прививок для детей разных возрастов. Не устарела ли эта система? Какие осмотры действительно необходимы на разных этапах жизни ребенка?

– Наш календарь и график осмотров — просто прекрасны. Мало есть стран, где людям доступна подобная частота профилактических осмотров. Прежде всего потому, что нет стран, где бы столь низко оценивался труд врача. Там, где платит частная страховая компания (то есть там, где платят из своего кармана), любой контакт с врачом — это очень ответственно, а следовательно, очень дорого. Поэтому встречи с врачами — редкость.

Но наши организаторы здравоохранения уже лет 90 все никак не могут разглядеть огромную проблему, изначально заложенную в нищего врача. Во-первых, он не готов брать на себя ответственность, поэтому профосмотр — это сплошь и рядом непродуктивное бегание от одного специалиста к другому. А во-вторых, врач совершенно не заинтересован в том, чтобы вы были здоровы, поскольку здоровый никогда не скажет спасибо. Как следствие — большинство профосмотров заканчиваются обнаружением нескольких болезней.

Теоретически у каждого ребенка должен быть свой врач, с которым однозначно надо встречаться по мере того, как у родителей возникают проблемы и вопросы. 1 раз в 3 месяца — на первом году жизни, 1 раз в полгода — на втором, ежегодно — в дальнейшем. Плюс клинические анализы крови и мочи — это, пожалуй, необходимый минимум.

– Расскажите, а как вы в целом оцениваете современное состояние педиатрии на постсоветском пространстве. Есть ли какая-то положительная или отрицательная динамика?

– К медицине XXI века состояние нашей педиатрии никакого отношения не имеет. Есть отдельные и очень-очень редкие островки современной цивилизации, но в целом ситуация печальная и в лучшую сторону мало что меняется. Отрицательная динамика прежде всего связана с тем, что честная достойная жизнь и диплом педиатра сочетаются в очень малой степени.

О страхах и заблуждениях

– Говорят, что использование подгузников вредно для детей. Насколько это правдиво?

– Это домыслы завистливых бабушек, которые ну никак не могут смириться с тем, что современная женщина избавлена от бесконечной стирки.

– В любой ли ситуации стоит обращаться к врачу? Даже если у ребенка банальный насморк?

– Вы, пожалуй, удивитесь, но ВОЗ очень положительно относится к самолечению и всячески рекомендует распространять среди населения основы медицинских знаний. Главный совет: обращаться к врачу надо тогда, когда данный симптом у конкретного человека появился впервые в жизни. Подумайте над этим советом, и все станет понятно.

– А с каким самым глупым заблуждением о детях и детском здоровье вам приходилось сталкиваться?

– Самое глупое — слепая вера в лекарства. Cамое печальное — уверенность большинства мужчин в том, что мама ребенка лучше, чем папа, знает, как за ребенком ухаживать и что ребенку надо.

Кстати, есть два главных родительских страха. Они присущи в основном женщинам, инстинктивны и, как правило, иррациональны: страх, что ребенок замерзнет, и страх, что он умрет от голода. Для преодоления этих страхов необходим вменяемый, интересующийся здоровьем ребенка папа. Поиск, выращивание и сохранение подобных мужчин — чуть ли не главная проблема нашей современной жизни.

– Нужно ли ограждать детей от домашних животных? Есть ли болезни, которые животные могут передать детям?

– Не нужно. Но надо заранее интересоваться рисками и способами эти риски обойтись. Собачка может укусить, ящерица — заразить сальмонеллезом, попугайчик — стать источником аллергии. Но всего этого можно избежать.

Понятно, что проще всего придумать вред и рассматривать его как повод никого не заводить. Тем не менее собака — великолепный способ заставить папу оторвать попу от дивана и пойти гулять, заодно прихватив с собой ребенка. К сожалению, ребенок без собаки большинством пап не рассматривается в качестве достаточного повода для прогулки.

– А когда можно разрешать детям смотреть мультфильмы?

– С 2 лет, но эта рекомендация практически никогда и никем не выполняется. Поэтому до этого момента хотя бы не превышайте лимит в 30 минут в день. И желательно выбрать его не за один раз, а в 3–4 захода.

О питании

– Нужно ли давать ребенку витамины, и если да, то какие? Например, практически все педиатры настоятельно рекомендуют давать всем детям витамин D. Насколько это оправданно?

– Как правило, их давать не нужно, и стандартная рекомендация ВОЗ — предпочесть разнообразное питание приему комплексных витаминов. Однако прием витамина D имеет намного больше плюсов, чем минусов. В дозе 500 единиц в день он не помешает никому и никогда, но я бы все-таки предпочел индивидуальный подход в выборе дозы и рекомендовал учитывать место жительства, режим прогулок, характер питания и цвет кожи.

– Есть ли какое-то рациональное зерно в моде кормить грудью до трех лет и спать вместе с ребенком?

– У каждого свои представления о рациональности. Для меня, как для педиатра, главное мерило рациональности — медицинская наука, серьезные исследования, анализирующие реальную пользу или вред тех или иных действий.

Кормить грудью до 6 месяцев — крайне важно и нужно, до года — желательно, а после года никакой реальной пользы для здоровья ребенка в кормлении нет, если речь идет о стране, в которой соблюдаются основы безопасного питания. В некоторых странах, особенно тропических, с низким уровнем медицины вообще и санитарии в частности, ВОЗ рекомендует кормить грудью до 2 лет, поскольку прекратить раньше — значит подвергнуть своего ребенка риску умереть от кишечной инфекции. К нам данная рекомендация не особо относится, и это сплошь и рядом не понимают сторонники длительного грудного вскармливания.

Что касается совместного сна, то здесь все еще более определенно — это не рекомендуют ни ВОЗ, ни педиатрические ассоциации большинства стран.

– Критично ли отказываться от грудного вскармливания? Какие могут быть последствия кормления ребенка смесью?

– И критично, и драматично, и смертельно опасно в странах с низким уровнем гигиены и низким уровнем здравоохранения. По некоторым данным, в таких странах отсутствие материнского молока в 14 раз увеличивает вероятность смерти ребенка от кишечной инфекции.

Но для цивилизованной страны, знакомой с мылом и такой специальностью, как педиатр, критично — не совсем то слово. Не кормить грудью — неправильно, неестественно, нерационально, дорого, неполезно как для мамы, так и для ребенка. И хотя современные молочные смеси позволяют минимизировать риски для здоровья, достоверно доказано, что при искусственном вскармливании значительно увеличиваются риски диабета, отитов, кишечных инфекций, ожирения, аллергии.

– Можно ли начинать прикорм с баночного пюре?

– Конечно, можно, если это овощное пюре. Фруктовые пюре – это десерты, которые не рассматриваются в качестве самостоятельного прикорма. Если же вы делаете акцент на слове «баночка» — так я однозначно за то, чтобы мама, вместо стояния на кухне, лишний час провела с ребенком на свежем воздухе, а папа купил качественное баночное питание.

– Должно ли питание ребенка отличаться от питания взрослых?

– На земле нет ни одного млекопитающего, детеныши которого питались бы не так, как взрослые особи. Молоко мамы, затем кратковременный период пережеванной родителями пищи, и вперед — к обычной еде. Другой вопрос в том, что взрослые человеческие особи напридумывали себе кучу совершенно неестественных и вредных продуктов: сладких, жирных, острых, горьких, соленых, содержащих алкоголь. Понятно, что никакими рекомендациями невозможно привить родителям осторожность и чувство меры.

А вот правильные пищевые привычки у ребенка сформировать можно и нужно. Но следует понимать, что детеныши инстинктивно копируют пищевые привычки взрослых членов стаи. Нельзя сформировать правильные привычки ребенку, если, например, у папы они не сформированы.

– Правда ли, что рекомендуется ребенку как можно дольше не давать сладкое и шоколад?

– Как можно дольше — это перегиб. Но не приучать к сладкой пище и особенно к сладким напиткам — очень важно. Без шоколада до 3 лет однозначно можно обойтись. В любом случае следует помнить о том, что сладости допустимы лишь тогда, когда нет лишнего веса и созданы условия для двигательной активности ребенка.

– А ребенку необходимо есть суп несколько раз в неделю?

– Нет. Первое блюдо — это традиция определенных народов мира, мы однозначно относимся к таким народам, но медицинская наука не рассматривает суп в качестве обязательного компонента детского рациона.

– Критично ли отсутствие мяса в рационе ребенка, если родители – вегетарианцы и хотят воспитать ребенка-вегетарианца?

– Некритично, если родители информируют о своем выборе врача, который в состоянии дать доступные и понятные рекомендации — как обследовать ребенка, как уменьшить риски, на что сделать акценты в питании. Кроме того, родителям необходимо четко знать, как — какими продуктами, пищевыми добавками, лекарствами — компенсировать и возможный, и вероятный дефицит белка, железа, некоторых витаминов. Как минимум два раза в год нужно делать ребенку обычный клинический анализ крови.

– Если оба родителя аллергики, есть ли какие-то способы снизить вероятность того, что у ребёнка тоже будет аллергия?

– Способы есть: не перекармливать, не перегревать, избегать стерильности, минимизировать контакты с фармпродукцией и бытовой химией, заниматься спортом, следить за своевременной очисткой кишечника. Беда состоит в том, что по наследству передается не столько аллергия, сколько педагогические принципы родителей. Выросшие в тепле, при изобильной еде и лекарствах аллергики делают своих детей такими же, наступая на грабли уже своих родителей.

– Нужно ли вообще заставлять ребенка есть? Почему дети иногда едят слишком мало и отказываются почти от любой пищи?

– Никогда! Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством вырабатываемых гормонов. Уровень этих гормонов повышается и понижается, соответственно реагирует и аппетит. Вы не удовлетворены аппетитом ребенка — спорт, прогулки, активные игры вам в помощь.

 О воспитании

– С какого возраста ребенку необходимо регулярно находиться в детском коллективе?

– Ребенка можно вырастить вполне адекватным и успешным без регулярного посещения детских коллективов. Но искусство общаться с себе подобными — одно из важнейших человеческих умений, освоение которого требует регулярных тренировок. Поэтому детский коллектив — условие не обязательное, но весьма желательное. Эпизодические контакты с детьми приветствуются уже с 9–12 месяцев, а после 1,5–2 лет посещение детского коллектива на регулярной основе — это очень даже хорошо.

– В раннем развитии больше вреда или пользы?

– Это как с лекарством — все определяется дозой. В умеренном количестве — сплошная польза, но когда вместо того, чтобы бегать прыгать и скакать, ребенок учит фамилии американских президентов — это уже сплошная патология. Патология того, кто организовывает подобное раннее развитие. При этом ребенок учится с самого рождения, инстинктивно рассматривая взрослых как пример для подражания. Будьте правильным примером!

– Правда ли, что нельзя наказывать и ругать ребенка до трех лет?

– Есть огромное количество самых разнообразных педагогических методик. Хорошие, умные, добрые люди вырастают и там, где детей ругают и наказывают. Обсуждать надо скорей не саму возможность наказаний и ругани, без этого не обойтись никому и никогда, а методы наказаний, способы, посредством которых взрослые могут дать детям путевку в жизнь. Но взрослых этому никто не учит, хотя это абсолютно обязательные, прикладные знания. Основы семейной педагогики и основы семейной медицины, на мой взгляд, должны быть обязательными предметами в школе.

– А стоит ли бабушкам и другим родственникам разрешать вмешиваться в воспитание детей?

– Все принципиальные решения могут принимать только мама, папа и педиатр. Родственники могут, во-первых, советовать, при условии, что способны не обижаться на то, что их советы не используются. Если они обижаются — следует немедленно ввести мораторий на советы. И, во-вторых, они могут пассивно помогать, требуя от родителей решения всех принципиальных вопросов. Так, бабушка может с ребенком отправиться на прогулку, но предварительно она должна согласовать с мамой, что на него надеть, куда пойти и сколько гулять.

– Должен ли у ребенка быть режим дня?

– Режим дня делает удобной жизнь семьи и жизнь ребенка в обществе. Режим дня устанавливают родители, руководствуясь интересами семьи. Другое дело, что родители сплошь и рядом не в состоянии добиться удобного режима по причине собственной лени или незнания. Вы хотите уложить дитя в 21:00, но не хотите погулять перед сном и почитать сказку? Ну тогда может так случиться, что дитя не согласится с режимом, который вы пытаетесь ему навязать.

– А как вы относитесь к тому, что многие современные дети быстрее учатся пользоваться планшетами и смартфонами, чем говорить?

– Плохо отношусь, но это целиком и полностью — ответственность родителей. Именно мама и папа дают ребенку ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, именно мама и папа вводят ребенка в этот мир и навязывают определенные правила игры. Вы просто должны понимать, что у смартфона могут быть другие ответы на основные жизненные вопросы. Поэтому не удивляйтесь, если в дальнейшем планшет станет для малыша большим авторитетом – и в значительной степени более надежным другом, чем мама и папа.

Источник

опубликовано 07/04/2016 12:11
обновлено 10/04/2017
— Интернет

interview.komarovskiy.net

Диагноз нам всем… – Блог

Такие письма были и раньше, но я как-то намного более спокойно их воспринимал — отвечал, да и все.
Сейчас все как-то по-другому воспринимается: то ли устал непонятно на что надеяться, то ли постарел, то ли просто отчаялся наблюдать за тем, как с каждым днем становится все хуже и хуже. Плюс эта жуткая болтовня по телевизору…
Ну да ладно, вернемся к письму. В нем нет имен и фамилий, нет страны, города, нет номеров больниц — оно идеально по своей анонимной готовности к публикации. Я не изменил ни одного слова, ни одного знака препинания. Изучайте, думайте. Только, пожалуйста, не торопитесь, будьте внимательны, сделайте паузу перед тем, как читать мои последующие комментарии. Прислушайтесь к своим ощущениям, мыслям…

Итак, письмо:

Уважаемый Евгений Олегович, здравствуйте!
Собрали вокруг себя кучу врачей — у каждого свое мнение, свое лечение… однозначного диагноза нет… мы уже не понимаем кого слушать… и самое главное, что делать.
Нашему ребенку 9 мес., зубов нет, на ГВ.
30/12/2011 с самого утра начала подниматься температура — открыли окна и поили.
В 4 утра уже 31/12 поднялась температура до 39.4. Поставили свечку эффералган, вызвали скорую. Врач прописал питье отвар ромашки и клизму 150г через час тем же отваром, плюс аугментин, но-шпу, линекс, бифиформ, анальгин.
Но после свечи температура понизилась, утром вызвали участкового врача, которая, прочитав весь перечень врача скорой, сказала, что это бред и назначила анаферон, бифиформ и делуфен. Температура выше 39 держалась еще три дня сбивали жаропонижающими — нурофен сироп, свечи нурофен и эффералган. На третью ночь у ребенка появились вздрагивания каждые 10 секунд. За всю ночь ребенок поспал 2 раза по пол часа. Детский невропатолог расценил это как предсудорожный синдром, назначил магнезию и витамин В6… следующий врач сказала, что ничего сами не предпринимайте езжайте в больницу. Но перед больницей вызвали еще одного врача скорой помощи, которая, посмотрев нашего ребенка, огласила, что в больнице нам делать нечего — все пройдет. Малышка активная.
Да, сейчас, пишу все это и понимаю, что здравого смысла не наблюдается… ни у меня, ни у родственников… хотя всегда прислушивались к Вашим советам об адекватности. В общем, температура действительно снизилась… на утро четвертого дня… но появилась сыпь… разнокалиберная, на ножках, ягодицах и точечная на животике. Уже все-таки в больнице сделали инъекцию супрастин с дексаметазоном — сыпь уменьшилась, побледнела. Но сегодня на 5-й день появились розовые с сыпью щеки (подобие диатезных), и прыщики на висках. Целый день спит, вялая. По письму можно поставить диагноз Маме 🙂 и тем не менее… что это такое? Что делать? Очень надеемся на Ваш ответ!

Заранее благодарна.

Мама.

***

Для того чтобы мамы и папы узнали о болезни под названием «внезапная экзантема» (розеола), я сделал все, что мог. Впервые написал об этом в 1998 году — глава в книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». В книге «ОРЗ» — глава «Температура и больше ничего», на эту же тему целый выпуск «Школы доктора Комаровского», и целый выпуск «Наше все» на НТВ. Многократные упоминания про розеолу всегда, когда это только возможно: говорим ли о вирусах, сыпи, детских инфекциях, антибиотиках — вспоминаем про розеолу… Этот материал — наверное, последняя попытка…
Зачем столько говорить, спросите вы? А помните зайку в русской народной сказке, который причитал «как же мне не плакать» — вот так и я, — как же не говорить о болезни, которая является чуть ли не самой распространенной детской инфекцией!
К 5 годам 100% детей (!!!!!) переносят эту болезнь — уже имеют в крови антитела к вирусу, который вызывает внезапную экзантему. Еще раз вдумайтесь — 100% (ВСЕ!). К 2-м годам — 75%.
Самый частый возраст, когда болезнь возникает — с 8 до 18 месяцев.
Проявления болезни весьма характерны и в письме описаны: высокая температура тела без каких-либо других симптомов, через 3—5 дней температура тела падает и в те же сутки появляется сыпь. Сыпь фактически означает конец болезни, не нуждается в лечении и проходит сама.
Возможны формы болезни и без сыпи (т.е. температура падает и все), тем не менее у 25% всех детей имеет место именно классическая внезапная экзантема, столь подробно описанная автором письма.
В письме, однако, присутствует определенная странность: судя по фразам «открыли окна и поили», «здравого смысла не наблюдается» и «всегда прислушивались к Вашим советам» речь идет о маме, явно читавшей Комаровского, но каким-то чудом не встретившейся с информацией о розеоле. Я даже удивился, поскольку после всех книг и особенно после тематического выпуска «Школы…», получил сотни писем с торжественным восклицанием «оказывается, у нас была розеола», — в общем, у меня создалось впечатление, что мам, про розеолу не знающих, уже не существует…
Письмо это говорит о том, что в деле народного образования расслабляться нельзя (выглядит прямо как цитата из Луначарского), тем не менее, я хотел бы поговорить с вами о другом. О многом другом.

***

В течение пяти дней ребенка осматривают 6 (ШЕСТЬ) врачей. ШЕСТЬ!!!
Ребенку 9 мес. Температура и больше ничего. О розеоле не вспомнил (не подумал или не знал) никто. Шестой врач, о котором вообще ни слова, — ну тот, который уже в больнице начал лечить, так вот даже этот шестой, имея все исходные классические симптомы, — типичный возраст, высокая температура, нормализация на 4-й день и последующая сыпь — даже после этого лечит «аллергию» гормонами и антигистаминными средствами…
А кроме этого:
— первый врач назначает антибиотик широкого спектра действия непонятно зачем, и плюс пить ромашку. Почему надо пить ромашку в XXI веке, когда есть растворы для пероральной регидратации? Зачем нужна клизма? Зачем попе ромашка?
— второй врач демонстрирует удивительную тактичность. Говорит, что первый был в бреду и назначает… гомеопатию!
— невропатолог ставит уникальный диагноз «предсудорожный синдром», который, оказывается, лечится витамином В6 и, прости господи, магнезией! В XXI веке магнезия! Ребенку девяти месяцев! Это же революционная ситуация, товарищи! А ведь совсем скоро опять 17-й год!
Я не знаю, где все это происходит. Это Украина, Россия, Беларусь, Казахстан — не знаю… Уверен, что это как минимум областной центр — найти в небольшом городе 6 врачей, тем более педиатров, тем более в праздничные дни — невозможно.
Итак, в абсолютно типичной, обыденной педиатрической ситуации мама, не найдя помощи и не получив вразумительной информации от 6 врачей в крупном городе, ищет спасения в интернете. Она уверена в том, что по письму можно поставить диагноз ей, маме!
И это письмо действительно — диагноз. Горький диагноз, почти приговор. Приговор системе здравоохранения, обществу, нам всем. Нашему равнодушию, нашей безответственности.
20 лет прошло после развала СССР и все это время педиатрия не развивается. И отдельные светлые головы лишь подчеркивают общий драматизм ситуации. Педиатры вымирают как класс. Здесь я не готов авторитетно говорить о России, но о том, что делают с педиатрами в моей стране, мне хорошо известно.
Их никто не учит, а учатся они сами — выживать. Выживать любой ценой — всегда соглашаться с главврачом, не конфликтовать с родственниками, придумывать болезни, назначать за процент лекарства, направлять за процент в лаборатории на никому не нужные обследования… Хотя нет, каждый день в больницах и поликлиниках толпы учителей — они называются медпредставители фармакологических фирм. Они учат, какие лекарства обязательно надо назначать и что вам будет за назначение именно этих лекарств.
Тот врач, который лечит лучше и знает больше, — он как бельмо в глазу. Он не назначает лекарства, когда все остальные назначают. Он говорит — «не знаю», когда все остальные вообще не сомневаются, он говорит «надо меньше жрать», когда все остальные лечат дисбактериоз. Про него его же коллеги на каждом углу рассказывают гадости, и для главврача он неудобный, и на курсах повышения квалификации вопросы задает, вместо того, чтоб молча сдать в фонд кафедры и отдыхать…
Чем занимаются медицинские институты-университеты? Зачем нужны институты усовершенствования врачей, райздравы, горздравы, облздравы, минздравы, аттестационные комиссии и медицинская периодика, если в XXI веке в областном центре 6 (ШЕСТЬ!) врачей не знают, что такое внезапная экзантема и какие у нее симптомы?
Неужели люди, руководящие медициной, не понимают, что это приговор им! Их наплевательству на свой народ вообще и на своих врачей в частности!
Ну не может ГАИшник, не знающий правил проезда перекрестка, регулировать дорожное движение! Ну не может переводчик с английского вдруг начать переводить с китайского! Ну не может в XXI веке претендовать на принадлежность к мировой цивилизации страна, где педиатры лечат 9-месячных детей клизмами с ромашкой, магнезией, гомеопатией и не знают симптомов одной из наиболее распространенных детских болезней!
Но беда как раз и состоит в том, что большинство руководителей-организаторов-проверяльщиков не видят во всем этом ничего необычного. Они бы тоже так лечили, для них это нормально — банки, горчичники, антибиотик без диагноза, магнезия, ромашка, зеленка, гомеопатия, уколы в детские попы… Для всего цивилизованного мира ненормально, а у нас — лечитесь на здоровье!
И в ситуации, когда надо срочно догонять цивилизованную медицину и поднимать авторитет Врача, когда очевиден кризис медицинского образования и кризис повседневной врачебной практики, так вот в этой ситуации судьба врачей и их пациентов никого не волнует, мы даже не догоняем, мы движемся другим курсом!
Надо срочно вкладывать деньги именно во врачей, иначе все остальные вложения абсолютно бессмысленны! XXI век! Интернет! Планшет каждому доктору, всеобщая обязательная медицинская компьютерная грамотность, каждый день централизованные рассылки информации, обучающие программы, государственный центр виртуального консультирования…
Перераспределение специалистов: все на передовую, беда на пороге! Хватит умничать, есть диплом врача — иди и лечи! А если ты такой великий и опытный профессор — так добро пожаловать: вот виртуальный центр, вот сегодня твое дежурство, вот твой скайп, вот врач, который не умеет, не знает, как быть, — помоги!
И дайте, в конце концов, зарплату врачу, чтоб он мог на нее жить и детей кормить! Жить, а не выживать! И введите ответственность за проценты от аптекарей, это ж позорище… Только не перепутайте: сначала зарплату, а потом ответственность!
Не знаю как там у вас, а у нас реформа здравоохранения… Я тоже хочу реформ, но не верю в то, что они возможны эволюционным путем. А с революционным путем проблемы, ведь любые революции у нас — это перераспределение финансовых потоков на крови людей…
То, чего не знают 6 педиатров, врядли будут знать 6 семейных врачей (правда, похоже на переводчика с английского, который прямо завтра начнет переводить с китайского?). И от укрупнения больниц, от новых стен и оборудования, от новых клиник и новой схемы круговорота больных в социуме не изменится ничего, если в эту схему не включить нового врача. Цивилизованного, умного, обеспеченного, не заискивающего перед главным врачом, не выпрашивающего категорий и надбавок, знающего не меньше чем медпредставитель…

***

Вы думаете, я это пишу для тех самых начальников? Нет!!!
Это я пишу для вас. Для вас — обыкновенных мам и пап, не имеющих медицинского образования.
Бывать на этом сайте, читать Комаровского или смотреть «Школу…» большому медицинскому начальству, реформаторам и даже моим просто коллегам вовсе не свойственно. Единомышленники, конечно же, есть, но общая тенденция такова, что когда автор процитированного нами письма скажет каждому из 6 упомянутых врачей про внезапную экзантему, так все эти врачи будут Комаровского, как бы это сказать помягче… — нелюбить. И когда я скажу по телевизору, что нормальные врачи не лечат у 50% детей повышенное внутричерепное давление, так меня будут… нелюбить тысячи невропатологов, а за ними тысячи хирургов, зарабатывающих на жизнь «лечением» фимозов… А про гомеопатов я вообще молчу…
Поэтому пока есть еще такая возможность, я пишу для вас. Надеюсь, что единомышленников станет больше и появятся шансы влиять на беспредел, но если Рошаль с его званиями, авторитетом, харизмой, наградами, должностью и возможностью прямого диалога с президентом ничего не может поделать, так я свои силы тоже трезво оцениваю.

***

Поэтому, повторюсь, я пишу для вас.
Вернемся к письму. Есть ли у кого-нибудь из вас мысли о том, что 6 осматривавших ребенка врачей делали это просто так, забесплатно? Похоже, столь наивных здесь нет…
Итак, в совершенно обыденной, банальной ситуации рядовые наши соотечественники собрали кучу врачей и заплатили кучу денег, еще одну кучу потратили на лекарства и засунули эти лекарства в ребенка. А в конце концов оказались все-таки в больнице и получили свою порцию уколов…
На месте этой семьи может оказаться каждый из вас. И каждый из вас в такой же или очень похожей ситуации пренепременно окажется. И количество ваших потраченных средств и ваших потраченных нервов будет зависеть только от вас. И количество съеденных вашим ребенком лекарств тоже будет зависеть от вас.
Пока государство не начало заботиться о своих врачах, своих учителях, своих нянечках-воспитателях, так вот пока все это не произошло, вы, живущие в нашем государстве и добровольно выбирающие руководителей нашего государства, должны думать о своих детях. Это важнее всего.
И в стране с разваливающейся, нецивилизованной, а часто и вообще недоступной детской медициной, вы просто обязаны строго по заветам дедушки Ленина «учиться, учиться и учиться». Я вовсе не отношу себя к сторонникам марксизма-ленинизма, но здесь прямо хочется отправить вас к первоисточнику — статье Ленина аж 1899 г. Цитата: «…среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов…» — заменить «социал-демократов» на «мам и пап», и настолько похоже, что опять дурные мысли про 17-й год…
Еще раз обращаю ваше внимание на то, что обеспечение безопасности детей — это святой долг их родителей. Своя мера ответственности есть у каждого — у президента, у министра здравоохранения, у вашего семейного врача. Но перед Богом и перед совестью, именно наша родительская ответственность наиболее значима, весома. Максимальна!
И в сложившейся ситуации вы, конечно же, вправе надеяться на перемены к лучшему, более того, вы даже можете требовать соблюдения ваших конституционных прав на получение медицинской помощи, соответствующие цивилизованной стране и XXI веку. Вы даже можете на следующих выборах голосовать лишь за тех, кто докажет свою способность заботиться о ваших врачах и ваших учителях.
Но пока вы ждете выборов, надеетесь и требуете, постарайтесь не терять время и уже сейчас быть достойными гордого звания «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».
Ну нельзя, именно сейчас нельзя быть родителями и не знать, чем отличаются вирусы от бактерий и что такое «средства для пероральной регидратации».
Нельзя не знать, как помочь дитю при повышенной температуре, кашле, насморке, травме, кровотечении, поносе.
Нельзя не знать, что такое диатез, не разбираться в клиническом анализе крови и не понимать, почему антибиотики при ОРВИ не имеют профилактической эффективности.
Надо хотя бы поверхностно знать, чем лечение травами отличается от гомеопатии и чем реакция Манту отличается от прививки.
Надо знать, откуда берется ацетон, и что когда горло болит, а соплей нет — это опасно.
Надо, в конце концов, очень надо знать, что это за болезнь такая — внезапная экзантема.
Все это надо знать, но никто не придет к вам с этими знаниями! Никто не заставит вас учиться, это вообще никому не надо — вас учить. Это только ваше дело, внутреннее дело вашей семьи и отражение ваших представлений о том, что такое ответственное родительство.
И чем скорее вы поймете, что возможность купить 10 лекарств и заплатить шести врачам не имеет никакого отношения к родительской любви, тем лучше. Лучше прежде всего вашим детям, это их дополнительные шансы быть здоровее, счастливее, успешнее. Каждый ребенок имеет шансы на успех, счастье, здоровье! Помочь детям в реализации этих шансов могут многие, но так, как это могут ответственные, информированные, любящие мамы и папы, не может никто…
Мудрости вам и терпения!

Дополнение от 23.05. 2012
В качестве дополнительной информации к размышлению – показательное письмо, подтверждающее тот факт, что в нынешней ситуации самообразование для родителей крайне важно.

Здравствуйте, уважаемый Коллега!
Хотел поведать Вам о весьма забавном случае, который произошел у меня сегодня на приеме (я семейный доктор из областного центра Украины).
На прием принесли годовалого ребенка с мелкоточечной сыпью по всему телу, которая возникла после нормализации температуры на четвертый день от начала заболевания, причем других симптомов не было. Я объяснил маме, что это совершенно безопасное инфекционное заболевание, которым болеют все без исключения дети и называется “внезапная экзантема”. В это время вошла в кабинет зав. отделением (с сорокалетним! стажем работы) и я решил спросить ее мнение на этот счет. Она выслушала маму и сказала, что у ребенка аллергия на ибупрофен, после чего, решив остальные вопросы, вышла. И в это время (вот совпадение-то!) открывает дверь доцент кафедры детских инфекционных заболеваний (тоже с сорокалетним стажем). Как оказалось, она проживает на участке, который обслуживает моя коллега, и пришла за льготным рецептом. Я, естессно, не преминул возможности задать ей вопрос, преподают ли сейчас студентам exanthema subitum (внезапная экзантема). Ответом послужила неловкая пауза и явное замешательство в глазах. Я пояснил, что речь идет о герпетической инфекции шестого типа, на что она ответила: “а! да, конечно, герпетическую инфекцию преподаем! а что, у маленького разве герпес?”
Можете себе представить, как нелегко работать в таком окружении, когда приходится в буквальном смысле слова отвоевывать детские попы от цефтриаксонов при соплях да но-шпы при бронхообструкции и противостоять мнению старожилов поликлиники. И это при том, что я работаю в областном центре…
Кстати, у Вас, наверное, возник вопрос, как же о розеоле узнал я? С Вашего сайта! Как, впрочем, и многое другое, чему не удосужились научить нас в универе. За что Вам огромное спасибо!

 P.S. Обсуждение этой записи на нашем Форуме – читать. 

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 10/01/2012 12:16
обновлено 02/03/2018
— Медицина

komarovskiy.net

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАСТКОВЫМ ПЕДИАТРОМ – Книги

Всех лечил доктор Айболит, но денег не брал ни у кого, потому что какие же деньги у черепах и орлов!

К. И. Чуковский

…встретил на улице знакомого врача и, желая получить бесплатный совет, спросил:

— Доктор, что ты делаешь, когда простынешь?

— Чихаю, — ответил врач…

Анекдот

В любой стране, претендующей на принадлежность к современной цивилизации, развитие ребенка проходит в постоянном контакте с системой здравоохранения.

Систем этих существует множество, но и автору этой книги (изнутри), и большинству читателей (снаружи) хорошо знакома лишь одна — Государственная Система Бесплатного Здравоохранения[1].

У вашего малыша с момента его рождения есть врач, несущий за него ответственность. Поскольку здравоохранение бесплатное, то ответственность эту он несет не перед вами и не перед ребенком, а перед своим начальством — я не имею в виду этику, я имею в виду фактическое положение вещей. И вы никогда не поймете врача-педиатра, пока не представите себе его взаимоотношений с Системой. А не понимая врача, никогда не сможете благоразумно прислушиваться к его рекомендациям. Поэтому давайте знакомиться — и с Системой, и с педиатром.

Итак, вскоре после появления ребенка на свет он будет осмотрен педиатром-неонатологом. Вы можете чего-то хотеть или не хотеть, но практически все действия неонатолога строжайшим образом регламентированы соответствующими указаниями Министерства охраны здоровья. Выполнив свои функции в рамках отведенных ему полномочий и инструкций, неонатолог передает вахту участковому педиатру — сообщает о вас по телефону в детскую поликлинику накануне выписки из роддома. И участковый врач обязательно посетит новорожденного независимо от того, сделаете вы вызов на дом или нет.

14 лет[2] участковый педиатр будет рядом с ребенком. Он даст вам советы по правилам ухода и кормления, окажет помощь при болезнях, организует профилактические осмотры ребенка врачами-специалистами и проведение прививок, без его заключения вас (точнее, ваше дитя) не примут ни в детский сад, ни в летний лагерь, ни в бассейн, ни в школу. Во время болезни ребенка только участковый педиатр оформит матери оправдательный документ для предоставления по месту ее работы. И будет очень благоразумно, если вы всегда будете соблюдать первое золотое правило:

с участковым педиатром надо дружить.

Даже если вы считаете себя очень большим специалистом, а врача таковым не считаете, то не стоит демонстрировать это на каждом шагу. Потому что педиатр без вас обойдется, а вы без него — нет.

Мы, тем не менее, будем рассматривать стандартную ситуацию, которая характеризуется вполне нормальными человеческими отношениями между вами и врачом.

Участковый педиатр постоянно будет помогать вам. И элементарная порядочность требует от родителей сделать все, чтобы у врача из-за вас не возникли неприятности. А для этого необходимо совсем немного: в назначенные сроки посещать поликлинику для осуществления осмотров, проведения прививок и взятия анализов. И все! Врачу от вас больше не надо ничего. Во всех остальных случаях он нужен вам.

Теперь подробнее о вашем враче. Каким бы замечательным человеком, добрым семьянином и прекрасным специалистом он ни был, но, заходя в ваш дом или принимая вас в поликлинике, он представляет Систему. Это не значит, что врачу хочется ее представлять. Однако Система дает ему возможность существования — о нормальной жизни речь, разумеется, не идет, но вероятность голодной смерти не очень велика. И в этом состоит особенность Нашей Системы, лишний раз доказывающей тот факт, что человеческие существа способны самые блестящие идеи довести до абсурда. Лучше бесплатности и доступности ничего быть не может, но Система организована таким образом, что, декларируя бесплатность, пытается сделать бесплатным все, включая труд медицинских работников. Ну а широкие народные массы пытаются с Системой бороться, постоянно подкармливая врачей…

Систему не интересует — устраивает вашу семью врач или нет.

Системе необходимо, чтобы врач устраивал ее. Для этого к каждому «просто врачу» приставлены: заведующий отделением, заместитель главного врача по лечебной работе, главный врач, райздрав, горздрав, облздрав, минздрав, институт усовершенствования врачей, кафедры и консультанты, контрольно-ревизионное управление и т. п. И в обязанности любого врача входит составление огромного числа документов, которые позволяют, во-первых, в любой момент доказать, что они составлены плохо, а значит, врач плохой, и, во-вторых, обеспечить существование самой Системы, как раз на этой самой документации и построенной. А для того, чтобы на верхушку Системы забраться, нельзя долго внизу задерживаться — что-то я не припомню министра здравоохранения, который бы лет десять поработал участковым врачом. Понятно, что чем ближе к верхушке, тем труднее разглядеть копошащихся внизу врачей и больных.

Мы с вами Систему поменять не можем. Наша задача — к ней приспособиться.

Поэтому вы должны знать, что прием в поликлинике и хождение по домам — лишь малая часть работы врача, меркнущая в сравнении со временем, которое он проводит за письменным столом.

Вы должны знать: заработная плата врача от количества больных не зависит. Хоть 2 человека на приеме, хоть 52. Хоть 3 вызова на дом, хоть 23.

Несмотря на то что подавляющее большинство детских болезней может быть излечено в домашних условиях, врач этого себе позволить не может. Он не имеет возможности ежедневно вас посещать, организовать соответствующее обследование и т. п. Его заработная плата не зависит от того, направил он в стационар 5 больных за год или 100.

Врач не может порекомендовать вам метод лечения или систему воспитания, которые отличаются от официально рекомендуемых.

Как мы уже говорили, при первом же посещении новорожденного врач подробно перечислит вам все его дефекты. Нет, он прекрасно знает — вам нельзя нервничать, но вы же сами будете потом возмущаться, что вам вовремя не сказали. Ах, сколько возмущений приходится выслушивать врачам, если бы вы только знали! И это нормально. Ведь пока государство не начнет своих врачей уважать, вряд ли будет возможно требовать уважения к ним от значительной части населения, которое удивительно спокойно воспринимает тот факт, что, к примеру, ремонт и диагностика автомобиля намного более доходный вид деятельности, чем диагностика и лечение детских болезней.

Врач — такой же человек, как и мы все. Он не хочет сознательно рисковать, сознательно искать себе неприятности и сознательно брать на себя ответственность в ситуациях, когда ответственность должна быть возложена на другого. А те, кто рискует, ищет и берет на себя, — не спят ночами, не видят собственной семьи, не знают выходных. Но про них говорят, им звонят, их благодарят. Люди, а не Система.

Ну а с чем врачу бороться труднее всего, так это с заблуждениями, традициями и предрассудками. Если ребенок живет в тепле, чистый, ухоженный, самая лучшая еда и т. п., но при этом болеет — к врачу никаких претензий. Но скажет врач: перестаньте кутать, а через неделю дитя простудится — так это ж всем понятно, кто виноват. Да кому это надобно, при его уровне зарплаты и постоянных конфликтах с Системой, искать на свою голову приключений еще и со стороны родителей! Да делайте, что хотите, лучше уж я вас буду потом лечить…

И если врач говорит вам, что с месячного возраста ребенку надобно давать соки, а с пяти месяцев — овощной суп, то это не значит, что необходимо вступать в дискуссию, доказывая обратное. Врач поносы и аллергии видит больше вашего. Но он сообщает вам точку зрения Системы.

И я еще раз повторяю:

за здоровье ребенка несут ответственность

только его родители — и перед Богом, и перед обществом,

и перед собственной совестью.

Это второе золотое правило, и чем раньше вы сообщите педиатру о том, что оно (это правило) вами усвоено, тем более человеческими, открытыми и откровенными будут ваши взаимоотношения.

Из всего вышеизложенного вытекает и третье золотое правило:

в основе принимаемых решений должны лежать

советы педиатра и здравый смысл родителей.

Следует упомянуть и о том, что надобно проявить инициативу и узнать все-таки фамилию, имя и отчество вашего врача. Не очень корректно говорить: «Скажите, доктор…», потому что ни кандидаты, ни тем более доктора участковыми педиатрами почему-то не работают. При первом же посещении поликлиники узнайте и перепишите часы его приема. Очевидно, что если прием в поликлинике утром, то прийти к вам на дом врач сможет лишь во второй половине дня. И это надо знать — хотя бы для того, чтобы решить, в случае чего, дожидаться врача или сразу вызывать «скорую помощь».

Если врач вызван вами на дом — осуществите некоторые обязательные предварительные действия, дабы не суетиться в тот момент, когда прозвучит звонок в дверь:

  • по возможности наведите в доме порядок;
  • приготовьте тапочки;
  • повесьте в ванной чистое полотенце и проследите, чтобы не пришлось искать мыло;
  • на всякий случай пусть будет под рукой ложка, которая понадобится для осмотра полости рта. Ложка должна быть средних размеров и без всяких финтифлюшек;
  • если у вас имеются конкретные вопросы к врачу — заранее запишите их на бумаге, поскольку, с высокой степенью вероятности, все, что вы хотели спросить, вы забудете в самый ответственный момент. Опять-таки желательно иметь под рукой бумагу и пишущие принадлежности, чтобы иметь возможность быстренько записать полученные советы и рекомендации.

[1] В дальнейшем просто Система.

 

[2] 14 лет — это минимум. В различных странах (даже на территории СНГ) нет однозначной договоренности — до какого возраста считать дитя пациентом педиатра. Вполне возможно, что общение продлится и до 18 лет.

автор Комаровский Е.О.
книга Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
опубликовано 25/02/2010 15:44

www.komarovskiy.net

Консультации – Доктор Комаровский

Обратите внимание:

На нашем сайте мы постарались сделать все для того, чтобы вы могли быстро найти ответы на волнующие вас вопросы. Поверьте: большинство ответов уже есть!

Как самостоятельно искать ответы на вопросы?

  • Начните с Навигатора по актуальному на главной странице сайта.
  • Обратите внимание на раздел «Вопросы и ответы» — воспользуйтесь удобным поиском.
  • Просмотрите список имеющихся на сайте популярных и специальных статей доктора Комаровского. Прочитайте то, что вас интересует.
  • Раздел «Письма» — это тоже вопросы и ответы, но более подробные и обстоятельные. Посмотрите список писем.
  • Здесь, на сайте, вы можете прочитать книги доктора:
  • Много интересной и полезной информации имеется в блоге доктора Комаровского. Полный перечень материалов блога.

Все вопросы, касающиеся проблемы часто болеющих детей, все, что имеет хоть какое-нибудь отношение к теме диагностики и лечения ОРЗ, — все это подробнейшим образом с конкретными практическими рекомендациями изложено в книге Е. О. Комаровского «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей».

Все вопросы, касающиеся неотложной помощи детям, — действия, направленные на сохранение жизни и здоровья пострадавшего, которые должен знать каждый родитель, — подробно, четко, пошагово описаны в книге Е. О. Комаровского «Неотложная помощь».

Тема прививок подробно раскрыта в первой части «Справочника здравомыслящих родителей» и в рубрике «Прививки» в блоге.

Вопросы, касающиеся всевозможных анализов и обследований, норм роста и развития, проблем питания, также подробно освещены в первой части «Справочника здравомыслящих родителей».

***

Если вам никто не смог помочь, если вы не можете найти ответ на волнующий вас вопрос, если ваша история настолько необычна и уникальна, что до настоящего времени об этом еще никто не спрашивал и/или никто не смог дать вам полезный совет, значит, с максимально возможной степенью вероятности, ваша ситуация не имеет виртуального решения.

Вам нужен врач! Живой и настоящий!

Мы стараемся помочь вам от чистого сердца. Мы не требуем взамен ничего, кроме вежливости и по возможности взаимопонимания. В наших ответах мы не рекламируем лекарства и клиники. Мы помогаем тогда, когда у нас есть время и силы. Они есть не всегда…

***

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ:

Предложить помощь, поделиться опытом, выразить согласие или несогласие, рассказать об успехах, пожаловаться на жизнь, обратить внимание на новые, актуальные темы для статей и телепередач — [email protected]

Администрация сайта http://www.komarovskiy.net

komarovskiy.net

Педиатр Евгений Комаровский — о родительских страхах и заблуждениях — The Village

Но для цивилизованной страны, знакомой с мылом и такой специальностью, как педиатрия, критично — не совсем то слово. Не кормить грудью — неправильно, неестественно, нерационально, дорого, неполезно как для мамы, так и для ребёнка. И хотя современные молочные смеси позволяют минимизировать риски для здоровья, достоверно доказано, что при искусственном вскармливании значительно увеличиваются риски диабета, отитов, кишечных инфекций, ожирения и аллергии.

— Можно ли начинать прикорм с баночного пюре?

— Конечно, можно, если это овощное пюре. Фруктовые пюре — это десерты, которые не рассматриваются в качестве самостоятельного прикорма. Если же вы делаете акцент на слове «баночка», то я однозначно за то, чтобы мама вместо стояния на кухне лишний час провела с ребёнком на свежем воздухе, в то время как папа купит качественное баночное питание.

— Должно ли питание ребёнка отличаться от питания взрослых?

— На земле нет ни одного млекопитающего, детёныши которого питались бы не так, как взрослые особи. Молоко мамы, затем кратковременный период пережёванной родителями пищи, и вперёд — к обычной еде. Другой вопрос в том, что взрослые человеческие особи напридумывали себе кучу совершенно неестественных и вредных продуктов: сладких, жирных, острых, горьких, солёных, содержащих алкоголь. Понятно, что никакими рекомендациями невозможно привить родителям осторожность и чувство меры.

А вот правильные пищевые привычки у ребёнка сформировать можно и нужно. Но следует понимать, что детёныши инстинктивно копируют пищевые привычки взрослых членов стаи. Нельзя сформировать правильные привычки у ребёнка, если, например, у папы они не сформированы.

— Правда ли, что рекомендуется как можно дольше не давать детям сладкое и шоколад?

— Как можно дольше — это перегиб. Но не приучать к сладкой пище и особенно к сладким напиткам — очень важно. Без шоколада до трёх лет однозначно можно обойтись. В любом случае, следует помнить о том, что сладости допустимы лишь тогда, когда нет лишнего веса и созданы условия для двигательной активности ребёнка.

— А необходимо ли малышу есть суп несколько раз в неделю?

— Нет. Первое блюдо — это традиция определённых народов мира, и мы однозначно относимся к таким народам. Но медицинская наука не рассматривает суп в качестве обязательного компонента детского рациона.

— Критично ли отсутствие мяса в рационе ребёнка, если родители — вегетарианцы и хотят воспитать ребёнка-вегетарианца?

— Некритично, если родители информируют о своём выборе врача, который в состоянии дать доступные и понятные рекомендации — как обследовать малыша, как уменьшить риски, на что сделать акценты в питании. Кроме того, родителям необходимо чётко знать, как — какими продуктами, пищевыми добавками и лекарствами — компенсировать и возможный, и вероятный дефицит белка, железа, некоторых витаминов. Как минимум два раза в год нужно делать ребёнку обычный клинический анализ крови.

— Если оба родителя аллергики, есть ли какие-то способы снизить вероятность того, что у ребёнка тоже будет аллергия?

— Способы есть: не перекармливать, не перегревать, избегать стерильности, минимизировать контакты с фармацевтической продукцией и бытовой химией, заниматься спортом, следить за своевременной очисткой кишечника. Беда состоит в том, что по наследству передаётся не столько аллергия, сколько педагогические принципы родителей. Выросшие в тепле, при изобильной еде и лекарствах аллергики делают своих детей такими же, наступая на грабли уже своих родителей.

— Нужно ли вообще заставлять ребёнка есть? Почему дети иногда едят слишком мало и отказываются почти от любой пищи?

— Никогда! Аппетит определяется образом жизни, уровнем энергозатрат, а также интенсивностью роста, который прямо связан с количеством вырабатываемых гормонов. Уровень этих гормонов повышается и понижается, соответственно реагирует и аппетит. Вы не удовлетворены аппетитом ребёнка? Спорт, прогулки и активные игры вам в помощь.

www.the-village.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *