Род адай – происхождение народа, где и как живут, фото

Адай | Elim

Миссией данного портала является восстановление, сохранение, развитие родовой традиции казахов на современном уровне и ее продолжение в абсолютно новом формате для наших потомков.

Скачать генеалогию Адай

Уран (родовой клич) «Бекет»
Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай, Адайлар), англ. Aday) — один из родов Младшего жуза казахов, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы). Проживают в основном в Мангыстауской и Атырауской областях Казахстана. Численность адайцев около 1 млн. человек. В Мангыстау находятся 362 святых захоронений предков адайского народа (қаз. «әулие»). Самым известным из них считается Некрополь Бекет-Ата на горе Огланды (в Устюрте).


ТАМГА (РОДОВОЙ ЗНАК) рода Адай

Род Адай считается одним из самых воинственных. Так в роду было множество известных батыров и военочальников. Например, Шогы батыр был одним из ближайших соратников Абулхаир хана. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

Состав рода

Келимберды (Акбан, Бузау, Балыкши, Кунанорыс, Тобыш, Мугал)
Кудайке (Косай, Тажике)

Расположение

Современные адайцы компактно проживают в Мангыстауской области, в Атырауской области, Актюбинске, в Балканском велаяте, Дашогузском велаяте Туркмении, Каракалпакстане, Иране, Афганистане, в Карагандинской области и в Южно-Казахстанской области. В Каскелене Алматинской области.

Расселение Казахских Племен в XIX начале XX веков

www.elim.kz

О казахских этнонимах Адай и Шеркеш

О казахских этнонимах Адай и Шеркеш

С незапамятных времен у казахов существовал устный способ передачи из поколения в поколение сведений о своем происхождении. Это родословная (шежре). Которая дошла и до наших дней. Подвергнутая значительным изменениям при устной передаче, она часто искажала действительное положение вещей. Ф. Энгельс писал: “…родословная рода уходила так далеко в глубь времен, что его члены не могли уже доказать действительно существовавшего между ними родства, кроме немногочисленных случаев, когда имелись более поздние общие предки” [1]. Это обязывает исследователя критически относиться к материалам родословной.

По мнению многих известных исследователей, первоначальной родиной тюркских племен являлся Алтай и степи Монголии. Академик А.А. Куников писал: “Алтай, первоначальное гнездо тюркских племен, стал высылать орду за ордой на Западную Азию и Черноморье” [2]. Это высказывание не отрицается другими не менее известными исследователями. Н.А. Аристов, в частности, писал: “Вообще, состав Малой орды весьма пестрый, ибо в нее, видимо, вошли многие части разных тюркских племен, закинутые судьбою из Монголии и с Востока степи на Запад” [3].

Отсюда следует, что названия казахских родов и племен уходят корнями в язык тех мест, где эти роды и племена обитали в древние времена, т.е. в степи Монголии и вокруг Алтая.

Проследим историю образования некоторых из них.

Адай. Как определяют шежре, это один из крупных родов в составе племенного союза байулы.

В своей “Географии” Страбон указывал, что большая часть скифов, расположенных на территории от Каспийского до Аральского моря, называлась Дай, а они в свою очередь делились на Апарна, Ксанфия, Писсур [4]. На этом основании С. Аманжолов адайцев Младшего жуза относит к Даям, но, по его убеждению, адайцы вовсе не пришельцы с Алтая, а аборигены. Такого же мнения придерживается и А. Абдрахманов [5]. Дайское происхождение адаев у нас вызывает сомнения по ряду причин. Во-первых, нужно еще доказать причины появления а перед словом дай. Во-вторых, в современном составе адайцев мы не находим ни одного рода, похожего по своему звучанию на Апарна, Ксанфия и другие, входившие когда-то в состав Даев. В-третьих, настораживают сомнения Н.П. Толля в достоверности сведений Страбона [6]. Все это дает нам основания рассмотреть вопрос о происхождении адайцев Младшего жуза в ином плане, привлекая для этого и другие источники.

В китайских источниках вместе с родом Баегу в составе Гаогюй мы находим и Аде [7]. Н.А. Аристов упоминает, что один из родов Гаогюй был Аде [8]. Не может не привлечь внимание и то, что в книге М.И. Иванина рядом с родом Баюты находится Меркиты [9]. И если учесть сведения Рашид ад-дина о том, что Меркиты еще называется Одоют [10], это – любопытный факт. В труде М.И. Иванина мы опять видим с Баегу если не Аде, то тождественный ему Одоют. В исследовании В.В. Радлова встречаем в составе Гао-гю наряду с другими родами и Бае-гу и Ады [11]. Л.П. Потапов пишет, что в составе Теле в VI-VIII вв. кроме прочих родов был и Адйе [12]. Л.Н. Гумилев в составе телесцев упоминает тот же Адйе, иногда Аде [13]. В некоторых более поздних источниках мы встречаем историческую личность по имени Адай, который в 1425 г. объявил себя ханом [14]. Однако вести род адай Младшего жуза от этого имени было бы неправильным. Как видим, в вышеупомянутых источниках этот этноним встречается в самых различных звуковых вариантах: Ады, Аде, Адйе, что не может быть отнесено к фактам случайного характера. У Бернштама мы читаем: “…в конце V века племена Гаогюй оказались разбитыми на две части, причем одна часть Жужанским каганом Дэулунем и Ногай-ханом была вытеснена в степи Казахстана…” [15]. Можно предположить, что именно эта часть и оказалась родом Баегу, а уже на казахской земле в составе этого Баегу (мы отождествляем Баегу с Байулы Младшего жуза) оказался и род Адйе, в котором мы также усматриваем предков современных адайцев.

Фонетическая трансформация звуковых вариантов Аде, Ады, Атйе, Адйе и Одоют в форму Адай, как нам представляется, произошла уже в тюркской языковой среде, что нетрудно доказать на основе фонетических закономерностей. Так, например, преимущественно в западных говорах казахского языка встречается соответствие а~ы: kажарлы вм. лит. kажырлы – сильный, арkалы вм. лит. арkылы – через и т. д. На этой основе изменение Адыйа в Адайа при выпадении конечного гласного после сонанта й считается вполне закономерным. Ср. тув. тевене `большая игла` и каз. тебен или шoмелей `копна` вм. лит. шoмеле и т.д.

Что касается этнонима Одоют (< Одой + т), то в нем можно выделить корень Одой, а -т, -ут следует рассматривать как окончание множественного числа в монгольских языках.
Все это дает нам право предполагать, что род или племя Адай издавна существует самостоятельно, параллельно с Баегу > Байулы, а не в его составе, как определяют казахские шежре и легенды. Однако характеристика Адая как неродного сына Байулы имеет некоторые основания. Именно о таких случаях писал в свое время Н. А. Аристов: “Женское или незаконное происхождение в генеалогических сказаниях народов с родовым бытом есть верный признак того, что речь идет о частицах совершенно чуждых родов и племен, вошедших в родовые союзы вследствие различных случайностей исторической жизни” [16].

Несколько слов об этимологии этнонима Адай. В свое время Вамбери связывал название одного из племен туркменов – Адали со словом ада, что означает `остров`. В этой связи Н. А. Аристов писал: “Имя это мне кажется, тождественным с адай, байулынским родом малой орды” [17]. Такое же мнение било высказано и С. Аманжоловым [18].

Однако факты, приведенные из указанных источников, подсказывают, что этноним Адай трудно увязать со словом ада и значении `остров` и предполагать на этом основании, что носители этого этнонима обитали когда-то на востоке. Н. Березин связывает этноним Одоют с монгольскими словами отуй `карлик` или одо `звезда` [19].

В тюркских языках слово адай и похожие звуковые варианты имеют массу значений. Например, в алт. кроме значения ата `дед`, имеются еще: odoi 1) старший из родственников; 2) зрачок глаз; в телеутском языке: аду – почтение, уважение [20], в як.: агдай (о человеке) `иметь широкие плечи, развитое туловище и длинные ноги`; Уодаi `длинноногий, великорослый` [21].
Сказать что-либо определенное о значении этнонима Адай на основе приведенных примеров мы затрудняемся. Остается предполагать, исходя из исторических фактов, что изучаемые нами адайцы не аборигены этого края, а пришельцы из степей Монголии или окрестностей Алтая, в известной степени смешавшиеся с другими тюркскими племенами и народами. Так, в XVII в. в составе якутского народа были такие роды, как Одей, Одугей, Одай. Последний из них даже сохранился до наших дней: “До сих пор население района р. Амги продолжают называть Одайцами. В этом мы могли убедиться, – пишет историк Б. О. Долгих, – когда находились в 1945 г. в районном центре Таттинского района, поселка Ытык кюэль” [22]. Такое же название рода мы встречаем и в книге В.Л. Серошевского [23].

Шеркес. В исторических записях о племени Шеркес имеются очень скудные и вдобавок противоречивые сведения, что не дает возможности выявить определенно его происхождение. Один из источников указывает, что в X в. черкесы Кавказа назывались косогами [24]. В другом источнике читаем: “Во время знаменитого Ногай-хана были вызваны черкесы из Кавказа и они расположились около города Рыльск, сами себя назвали казахами” [25]. Однако другие исторические сведения противоречат вышеприведенным.

Наблюдая элементы тюркских языков в речи аборигенов западной части Кавказа (в частности, Кабарды), Н.А. Аристов приходит к следующему предположению: “Можно подозревать, что и самое имя Черкесов принесено к подножиям Кавказа союзами тюркских родов того же имени” [26]. Судя по этому, в союзе тюркских родов или племен издавна существовал род под названием Черкес. Это подтверждают некоторые географические названия на территориях, некогда населенных тюркскими племенами. Например, правый приток реки Катунь, впадающей в Обь, называется Черкиш [27].

Киргизы, ранее проживавшие по рекам Енисей, Обь, Иртыш, к берегам реки Урал и далее к Западу пришли раньше, а не после XVI в., как это предполагали ученые в начале XX в. [28]. Ссылаясь на данные Абилгазы и в особенности Рюбрюкса, по которым в горах Кавказа живут киргизы, аланы и акасы (абкасы), И.Е. Фишер сделал следующий вывод: “…и ясно видно, что у него (у Рюбрюкса. – А. Н.) под именем Кергиз разумеются Черкесы. Литер “к” имеет особливый жребий, что она у иностранных народов пременяется в сиповатый голос. Так, монголы Китайскую столицу Пекин называют Печеин; Несторианский (catholicus)… назывался Чателик…” [29]. Такое соответствие звуков присуще не только монгольским, но и тюркским языкам. Об этом С.Е. Малов писал: “Из фактов языка упомяну чередование “к” и “ч” (например, чiм/кiм `кто`)” [30].

Приведенные факты говорят в пользу того, что черкеш и киргиз – имена одного и того же племени. Однако есть аргументы, отвергающие эти факты. Во-первых, вышеприведенное географическое название по “Заметкам” Н.А. Аристова не позволяет отождествить киргиз и черкес; во-вторых, родословная казахов гласит: шеркес и керкеш родственные, последние остались около страны Китайцев. Хотя это – легенда, но нам кажется, в ней есть доля правды, ибо сходные названия родов и племен черкесов на Кавказе и племен шеркесов в составе Младшего жуза казахского народа мы встречаем среди других тюркских народов. Например, сäргäччi – название рода в бывшем третьем Жехсогонском наслеге [31].

Таким образом, большинство приведенных фактов подтверждают, что среди тюркских племен, кроме киргизов, существовало самостоятельное племя, называемое шеркес.
Этноним шеркес можно было бы связать с вышеприведенным названием реки Черкиш. Но обратимся к значению данного слова. В языке османских турков: сäркäш 1) смелый, самовольный; 2) бунтарь. По В.В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка [32]. К удивлению, в якутском языке: чäргäс 1) смелый, резвый; 2) настороженный [33], у башкир: сэркэш – драчун [34].

Название реки и этноним, по-видимому, связаны с указанными значениями. В казахском языке есть слово шэлкес, подходящее и по звуковому составу, и по значению к слову шеркес, с разницей соответствия звуков р~л, присущей тюркским языкам.

Все это и многие другие факты нельзя считать случайным совпадением. Ибо: “языковое единство тюркских народов и их родство между собой – реальность” [35].

Примечания:

1 Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1981, с. 300.
2 Куников А.А. О тюркских печенегах и половцах по мадьярским источникам. – Записки ИАН, 1855, т. 3, с. 715; см. также: Ядринцев Н.М. Об алтайцах и черновых татар. Спб., 1881, с. 3; Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Спб., 1897, с. 64; Руденко С.И. [Выступление]. – В кн.: Первый всесоюзный тюркологический съезд. Баку, 1926, с. 92.
3 Аристов Н.А. Заметки…, с. 76.
4 География Страбона в семнадцати книгах. М., 1879, с. 521.
5 Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. Алма-Ата, 1959, с. 98-160; Эбдрахминов А. Kазстанныy жер-су аттары. Алматы, 1959, 104-б.
6 Толль Н.П. Скифы и гунны. Прага, 1928, с. 56.
7 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Спб., 1851, ч. 1, с. 426, 437.
8 Аристов Н.А. Заметки…, с. 22, 23.
9 Иванин М.И. О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиатских народов при Чингиз-хане и Тамерлане. Спб., 1875, с. 18.
10 Березин Н. История монголов: Сочинение Рашид ад-дина. – Зап. Имп. археол. об-ва. Спб., 1858, т. 14, с. 216, 217.
11 Радлов В.В. К вопросу об уйгурах. Спб., 1893, с. 90.
12 Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969, с. 151.
13 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967, с. 62, 266.
14 Мэн-гу-ю-му-цзи. Записки о монг. кочевьях. Спб., 1895, с. 162.
15 Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии. – Советская этнография, 1943, т. 6-7, с. 154.
16 Аристов Н.А. Заметки…, с. 82-83.
17 Там же, с. 140.
18 Аманжолов С. Вопросы…, с. 160.
19 Березин Н. История монголов…, с. 137.
20 Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. Спб., 1893, т. 1, ч. 2, с. 1123.
21 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М., 1958, т. 1, с. 19; 1959, т. 2, с. 1791; 1959, т. 3, с. 3028.
22 Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, с. 365, 542-544.
23 Серошевский В.Л. Якуты. Спб., 1896, т. 1, с. 248.
24 Бартольд В.В. Сочинения. М., 1963, т. 2, ч. 1, с. 848.
25 Сейфуллин С. Шыгармалар. Алматы, 1964, т. 6, 146.
26 Аристов Н.А. Заметки …, с. 37.
27 Аманжолов С. Вопросы…, с. 41.
28 Добрынин А., Белугин Ф. Прикаспийские степи. М, 1906,
29 Фишер И.Е. Сибирская история с самого открытия Сибиридо завоевания сей земли русским оружием. Спб., 1774, с. 57, 58.
30 Малов С.Е. Уйгурские наречия Синьцзяна. М., 1961, с. 4.
31 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка, т. 2, с. 2174.
32 Радлов В.В. Опыт…, т. 4, ч. 1, с. 465.
33 Пекарский Э. К. Словарь…, т. 3, с. 3610.
34 Башкирско-русский словарь. М., 1958.
35 Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., 1962, с. 112.

www.elim.kz

Адай Википедия

Родовая тамга Адай

Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — одно из племен Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы). В Мангыстау находятся множество святых захоронений (қаз. «әулие»)[1] и исторических памятников адайского народа. Самым известным из них считается Некрополь Бекет-Ата на горе Огланды[2].

История[ | ]

Адай-ата считается родоначальником рода. По преданию, он жил в ХV веке[3], в его честь воздвигнут историко-культурный комплекс Отпан-тау[4]. Род Адай, являясь одним из самых воинственных родов казахского народа, известен храбрым и смелым характером, своей школой игры на домбре, традицией устного народного творчества.

На землях Мангистау появились особые приемы исполнения казахских кюев, передававшиеся из поколения в поколение, которые получили название “мангистауской школы” исполнения на домбре. Адайские мотивы отличают глубокое раздумье и лиризм, а их исполнительская манера, проникнутая искренностью, захватывает слушателей. За все эти века был накоплен огромный репертуар, который включает кюи, жыр, толгау и терме таких авторов как Абыл, Есир[5], Естай, Есбай, Кулшар, Кашаган, Нурым, Мурат Монкеулы, Калнияз, Саулебай, Арал, Саттигул, Мурын-жырау[6], Ускенбай, Мурат[7], Сугур Бегендикулы[8] и т.д. Великий казахский композитор Курмангазы сочинил под их творческим влиянием известный кюй «Адай».

Одним из ярких примеров культурного наследия в этом репертуаре является эпос “Сорок богатырей Крыма”, историко-поэтическая летопись XIV-XVII веков о народах, населявших территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор. Эпос, входящий в состав избранных мировых произведений, был записан в 1942 году со слов Мурын-жырау, который был приглашен для этого в Алматы. Известно, что над текстом эпоса работали известные историки-литературоведы Е. Исмайылов, М. Хакимжанова, М. Габдуллин. Отрывки эпоса, записанные от Мурын-жырау Сенгирбекулы, являются ценным духовным наследием всех тюрков, и возможно, одним из самых ранних памятников казахского языка.

В роду было множество известных батыров и военачальников. Например, Ер Косай[9] (қаз. Ер Қосай) был известным военачальником и старейшиной, также он был внуком Адай-Ата. Шогы батыр[10] был одним из ближайших соратников Абулхаир хана, который был связан с адайцами через Бопай Ханым, мать ханов Младшего Жуза. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

В некрополе Сейсем-ата есть мазар Шотан-батыра[11], который родился в 1705 году у подножия

ru-wiki.ru

Адай Википедия

Родовая тамга Адай

Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай руы, Адайлар) — одно из племен Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы). В Мангыстау находятся множество святых захоронений (қаз. «әулие»)[1] и исторических памятников адайского народа. Самым известным из них считается Некрополь Бекет-Ата на горе Огланды[2].

История

Адай-ата считается родоначальником рода. По преданию, он жил в ХV веке[3], в его честь воздвигнут историко-культурный комплекс Отпан-тау[4]. Род Адай, являясь одним из самых воинственных родов казахского народа, известен храбрым и смелым характером, своей школой игры на домбре, традицией устного народного творчества.

На землях Мангистау появились особые приемы исполнения казахских кюев, передававшиеся из поколения в поколение, которые получили название “мангистауской школы” исполнения на домбре. Адайские мотивы отличают глубокое раздумье и лиризм, а их исполнительская манера, проникнутая искренностью, захватывает слушателей. За все эти века был накоплен огромный репертуар, который включает кюи, жыр, толгау и терме таких авторов как Абыл, Есир[5], Естай, Есбай, Кулшар, Кашаган, Нурым, Мурат Монкеулы, Калнияз, Саулебай, Арал, Саттигул, Мурын-жырау[6], Ускенбай, Мурат[7], Сугур Бегендикулы[8] и т.д. Великий казахский композитор Курмангазы сочинил под их творческим влиянием известный кюй «Адай».

Одним из ярких примеров культурного наследия в этом репертуаре является эпос “Сорок богатырей Крыма”, историко-поэтическая летопись XIV-XVII веков о народах, населявших территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор. Эпос, входящий в состав избранных мировых произведений, был записан в 1942 году со слов Мурын-жырау, который был приглашен для этого в Алматы. Известно, что над текстом эпоса работали известные историки-литературоведы Е. Исмайылов, М. Хакимжанова, М. Габдуллин. Отрывки эпоса, записанные от Мурын-жырау Сенгирбекулы, являются ценным духовным наследием всех тюрков, и возможно, одним из самых ранних памятников казахского языка.

В роду было множество известных батыров и военачальников. Например, Ер Косай[9] (қаз. Ер Қосай) был известным военачальником и старейшиной, также он был внуком Адай-Ата. Шогы батыр[10] был одним из ближайших соратников Абулхаир хана, который был связан с адайцами через Бопай Ханым, мать ханов Младшего Жуза. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

В некрополе Сейсем-ата есть мазар Шотан-батыра[11], который родился в 1705 году у подножия Алатау в семье Назар бия, соратника Айтеке бия. Он был храбр и смел, как барс, и в народе его называли “Ер Шотан с сердцем барса”. Он упоминается в школьных учебниках, как соратник Абулхаир-хана. Шотан Назарулы был сардаром регулярных войск хана Младшего жуза, воевал против Хивинского ханства во времена заселения Мангистау. Также в этом некрополе похоронен Суюнгара батыр[12], который контролировал окрестности Бузачи и был тоже известен в войне с хивинцами. В связи с заселением Мангистау адайцами следует сказать о видном казахском военачальнике рубежа 17-18 веков Есек мергене, который в записках русских послов Ф. Скибина и М. Трошина (1696г.) отмечен как главный сардар Тауке хана. Предполагают, что Есек мерген жил в в 1660-1740 гг. и был из рода Адай-Косай. По преданиям он был похоронен в Мангистау Шотан батыром после переезда. Вот такая запись о нем была найдена в записках вышеупомянутых послов:

“1694 г., апреля 4-1696г., июль. – Статейный список пре­бы­ва­ния в Казахской Орде Фе­дора Скибина и Матвея Тро­ши­на, пос­ланных из Тобольска для пере­­говоров с Тауке ханом. Да в 7203 (1) году, июня в 2 де­­нь, пошел из Тургустану (2) вой­­ною в трех стах Казачьи Ор­ды вла­делец Ишак мерген(прим. Есек мерген), с та­тары… И тот вышеписанной Ишак мерген с воинскими свои­ми людми в Тургустан(прим.Туркестан) при мне не бывали и суды пошли, про то я не сли­хал же. А в нынешным в 7204 году, ок­тяря в 8 день, вышеписанные та­тары привезли в Казачью Орду в город Тургустан тобольского сы­­на боярского Дмитрея Суз­дал­­цова связана, и водя по торгу про­дают. Санк-Петербургское отде­ле­ние Архива Российской Ака­де­мии наук. Список Тобольской ар­­­­хивы. Часть 4. Дело 14”.

Территория расселения

Современные адайцы компактно проживают в Мангыстауской области Казахстана, а также в Атырауской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской и в других областях страны. Имеются крупные диаспоры в Балканском и Дашогузском велаяте Туркмении, в Каракалпакстане, на севере Ирана и в Астраханской области России.

Материальная культура

В Мангистауской области находятся уникальные археологические памятники, наскальные рисунки, удивительные сооружения и мечети, куда нескончаемым потоком идут паломники не только из Казахстана, но и из соседних стран. Творчество народных зодчих, архитектурное искусство Мангистау достигло своего зенита в 19 веке, воплотив в себя весь многовековой опыт мастеров. Этим периодом датируются самые богатые по оформлению мавзолеи и некрополи. Их формы, великолепие редкого орнамента и красочно расписанные стены достойны восхищения искусствоведов[13].

Адаевская лошадь — это разновидность казахской породы лошадей. Копыта этой лошади приспособлены к местной каменистой почве. Она отличается большой выносливостью — способностью обходиться несколько суток без воды и питаться самой жесткой травой. Лошади адайской породы очень выносливые, не требуют особого ухода. Как говорят специалисты, на марафонских дистанциях у этих скакунов открывается второе дыхание, поэтому они легко преодолевают 80-120 км[14]. Под седлом и вьюком эта лошадь чрезвычайно вынослива и неутомима, способна проходить в день, питаясь только пастбищным кормом, 80-90 км. Так, в 1948 году несколько адайских лошадей под всадниками за сутки прошли 298 км, а в 1956 году адайская лошадь совершила рекорд, за сутки проскакав 354 километра. Максимальная скорость, запечатленная учеными — 24,5 км/ч.

Состав

От Адай:

  • Құдайке:
  • Келімберді:
    • Ырысқұл (Құнанорыс)
    • Ақпан
    • Шыбынтай (Балықшы)
    • Әлнияз (Жеменей)
    • Тобыш
    • Мұңал

Ниже представлены более подробные сведения о генеалогическом древе(шежире):

1. Қосай арысы. Түрікменадай рулары:

Есембет, Есек, Еміл, Өрезек, Айдаралы, Айтқұл, Бәйнеке, Киікбай, Бердіс, Сердалы, Қатен, Шалбар, Қадір, Әйтей, Бегей, Тіней, Бәли, Сүйіндік(Жаманадай).

2. Тәзіке арысы. Тәзіке рулары:

Қабақай, Өтей, Сәрке.

3. Ырысқұл арысы. Құнанорыс рулары:

Жанбай, Жантуған.

4. Ақпан арысы. Ақпан рулары:

Қаракүшік, Қармыс, Сармыс.

5. Шыбынтай арысы. Балықшы рулары:

Қожамберді, Қожағұл, Бағытай, Мәмбет, Есберді, Жүйрік, Атамбек.

6. Әлнияз арысы. Жеменей рулары:

Шолақ, Солтаналы, Бегімбет, Қалша, Мырзагелді, Қожантай, Қожағұл, Алдасай, Кедей, Бәйбіше, Қаратоқа, Ақбота, Көшке, Олжашы, Мамыр, Бөкен, Есен, Кенже.

7. Тобыш арысы. Тобыш рулары:

Табынай, Бәубек, Шоңай, Жаңай, Тоқабай, Өтеғұл, Құлбай, Қамысбай, Күмісбай, Қаржау, Дорал, Қожа, Шегем, Бегей, Қараш.

8. Мұңал арысы. Мұңал рулары:

Алақұлан, Әли, Жанақ, Боқсары, Әтембек, Байшағыр, Мамыртай, Жақау, Қырымқұл, Қыдырша, Бабақұл, Мая, Қоштан, Төлеп, Медет, Көрпе, Күшік, Қосбармақ, Байпақ, Байбоз, Өтеулі, Матай, Айым, Шақа, Жаманғара, Сүгірәлі, Сарғасқа, Жәдігер, Дәулеталы, Мете, Кеще, Жетімек, Тоқтамыс, Бектеміс, Базар, Шотан, Майлан, Құдайберген, Тастемір, Ескелді, Қосқұлақ, Қырықмылтық.

Генетика

Генетическое исследование адайцев провёл Ж.Сабитов в 2019 г.[15]

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Адай — ВиКи

Адай-ата считается родоначальником рода. По преданию, он жил в ХV веке[3], в его честь воздвигнут историко-культурный комплекс Отпан-тау[4]. Род Адай, являясь одним из самых воинственных родов казахского народа, известен храбрым и смелым характером, своей школой игры на домбре, традицией устного народного творчества.

На землях Мангистау появились особые приемы исполнения казахских кюев, передававшиеся из поколения в поколение, которые получили название “мангистауской школы” исполнения на домбре. Адайские мотивы отличают глубокое раздумье и лиризм, а их исполнительская манера, проникнутая искренностью, захватывает слушателей. За все эти века был накоплен огромный репертуар, который включает кюи, жыр, толгау и терме таких авторов как Абыл, Есир[5], Естай, Есбай, Кулшар, Кашаган, Нурым, Мурат Монкеулы, Калнияз, Саулебай, Арал, Саттигул, Мурын-жырау[6], Ускенбай, Мурат[7], Сугур Бегендикулы[8] и т.д. Великий казахский композитор Курмангазы сочинил под их творческим влиянием известный кюй «Адай».

Одним из ярких примеров культурного наследия в этом репертуаре является эпос “Сорок богатырей Крыма”, историко-поэтическая летопись XIV-XVII веков о народах, населявших территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор. Эпос, входящий в состав избранных мировых произведений, был записан в 1942 году со слов Мурын-жырау, который был приглашен для этого в Алматы. Известно, что над текстом эпоса работали известные историки-литературоведы Е. Исмайылов, М. Хакимжанова, М. Габдуллин. Отрывки эпоса, записанные от Мурын-жырау Сенгирбекулы, являются ценным духовным наследием всех тюрков, и возможно, одним из самых ранних памятников казахского языка.

В роду было множество известных батыров и военачальников. Например, Ер Косай[9] (қаз. Ер Қосай) был известным военачальником и старейшиной, также он был внуком Адай-Ата. Шогы батыр[10] был одним из ближайших соратников Абулхаир хана, который был связан с адайцами через Бопай Ханым, мать ханов Младшего Жуза. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

В некрополе Сейсем-ата есть мазар Шотан-батыра[11], который родился в 1705 году у подножия Алатау в семье Назар бия, соратника Айтеке бия. Он был храбр и смел, как барс, и в народе его называли “Ер Шотан с сердцем барса”. Он упоминается в школьных учебниках, как соратник Абулхаир-хана. Шотан Назарулы был сардаром регулярных войск хана Младшего жуза, воевал против Хивинского ханства во времена заселения Мангистау. Также в этом некрополе похоронен Суюнгара батыр[12], который контролировал окрестности Бузачи и был тоже известен в войне с хивинцами. В связи с заселением Мангистау адайцами следует сказать о видном казахском военачальнике рубежа 17-18 веков Есек мергене, который в записках русских послов Ф. Скибина и М. Трошина (1696г.) отмечен как главный сардар Тауке хана. Предполагают, что Есек мерген жил в в 1660-1740 гг. и был из рода Адай-Косай. По преданиям он был похоронен в Мангистау Шотан батыром после переезда. Вот такая запись о нем была найдена в записках вышеупомянутых послов:

“1694 г., апреля 4-1696г., июль. – Статейный список пре­бы­ва­ния в Казахской Орде Фе­дора Скибина и Матвея Тро­ши­на, пос­ланных из Тобольска для пере­­говоров с Тауке ханом. Да в 7203 (1) году, июня в 2 де­­нь, пошел из Тургустану (2) вой­­ною в трех стах Казачьи Ор­ды вла­делец Ишак мерген(прим. Есек мерген), с та­тары… И тот вышеписанной Ишак мерген с воинскими свои­ми людми в Тургустан(прим.Туркестан) при мне не бывали и суды пошли, про то я не сли­хал же. А в нынешным в 7204 году, ок­тяря в 8 день, вышеписанные та­тары привезли в Казачью Орду в город Тургустан тобольского сы­­на боярского Дмитрея Суз­дал­­цова связана, и водя по торгу про­дают. Санк-Петербургское отде­ле­ние Архива Российской Ака­де­мии наук. Список Тобольской ар­­­­хивы. Часть 4. Дело 14”.

В Мангистауской области находятся уникальные археологические памятники, наскальные рисунки, удивительные сооружения и мечети, куда нескончаемым потоком идут паломники не только из Казахстана, но и из соседних стран. Творчество народных зодчих, архитектурное искусство Мангистау достигло своего зенита в 19 веке, воплотив в себя весь многовековой опыт мастеров. Этим периодом датируются самые богатые по оформлению мавзолеи и некрополи. Их формы, великолепие редкого орнамента и красочно расписанные стены достойны восхищения искусствоведов[13].

Адаевская лошадь — это разновидность казахской породы лошадей. Копыта этой лошади приспособлены к местной каменистой почве. Она отличается большой выносливостью — способностью обходиться несколько суток без воды и питаться самой жесткой травой. Лошади адайской породы очень выносливые, не требуют особого ухода. Как говорят специалисты, на марафонских дистанциях у этих скакунов открывается второе дыхание, поэтому они легко преодолевают 80-120 км[14]. Под седлом и вьюком эта лошадь чрезвычайно вынослива и неутомима, способна проходить в день, питаясь только пастбищным кормом, 80-90 км. Так, в 1948 году несколько адайских лошадей под всадниками за сутки прошли 298 км, а в 1956 году адайская лошадь совершила рекорд, за сутки проскакав 354 километра. Максимальная скорость, запечатленная учеными — 24,5 км/ч.

От Адай:

  • Құдайке:
  • Келімберді:
    • Ырысқұл (Құнанорыс)
    • Ақпан
    • Шыбынтай (Балықшы)
    • Әлнияз (Жеменей)
    • Тобыш
    • Мұңал

Ниже представлены более подробные сведения о генеалогическом древе(шежире):

1. Қосай арысы. Түрікменадай рулары:

Есембет, Есек, Еміл, Өрезек, Айдаралы, Айтқұл, Бәйнеке, Киікбай, Бердіс, Сердалы, Қатен, Шалбар, Қадір, Әйтей, Бегей, Тіней, Бәли, Сүйіндік(Жаманадай).

2. Тәзіке арысы. Тәзіке рулары:

Қабақай, Өтей, Сәрке.

3. Ырысқұл арысы. Құнанорыс рулары:

Жанбай, Жантуған.

4. Ақпан арысы. Ақпан рулары:

Қаракүшік, Қармыс, Сармыс.

5. Шыбынтай арысы. Балықшы рулары:

Қожамберді, Қожағұл, Бағытай, Мәмбет, Есберді, Жүйрік, Атамбек.

6. Әлнияз арысы. Жеменей рулары:

Шолақ, Солтаналы, Бегімбет, Қалша, Мырзагелді, Қожантай, Қожағұл, Алдасай, Кедей, Бәйбіше, Қаратоқа, Ақбота, Көшке, Олжашы, Мамыр, Бөкен, Есен, Кенже.

7. Тобыш арысы. Тобыш рулары:

Табынай, Бәубек, Шоңай, Жаңай, Тоқабай, Өтеғұл, Құлбай, Қамысбай, Күмісбай, Қаржау, Дорал, Қожа, Шегем, Бегей, Қараш.

8. Мұңал арысы. Мұңал рулары:

Алақұлан, Әли, Жанақ, Боқсары, Әтембек, Байшағыр, Мамыртай, Жақау, Қырымқұл, Қыдырша, Бабақұл, Мая, Қоштан, Төлеп, Медет, Көрпе, Күшік, Қосбармақ, Байпақ, Байбоз, Өтеулі, Матай, Айым, Шақа, Жаманғара, Сүгірәлі, Сарғасқа, Жәдігер, Дәулеталы, Мете, Кеще, Жетімек, Тоқтамыс, Бектеміс, Базар, Шотан, Майлан, Құдайберген, Тастемір, Ескелді, Қосқұлақ, Қырықмылтық.

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Адай — Википедия

Родовая тамга Адай

Адай, Адайцы, Адаевцы (каз. Адай, Адайлар), англ.  Aday) — один из родов Младшего Жуза казахов, проживающих в Казахстане, входит в состав объединения Байулы (қаз. Байұлы). В Мангыстау находятся множество святых захоронений (қаз. «әулие»)[1] и исторических памятников адайского народа. Самым известным из них считается Некрополь Бекет-Ата на горе Огланды[2].

История

Адай-ата считается родоначальником рода. По преданию, он жил в ХV веке[3], в его честь воздвигнут историко-культурный комплекс Отпан-тау[4]. Род Адай, являясь одним из самых воинственных родов казахского народа, известен храбрым и смелым характером, своей школой игры на домбре, традицией устного народного творчества.

На землях Мангистау появились особые приемы исполнения казахских кюев, передававшиеся из поколения в поколение, которые получили название “мангистауской школы” исполнения на домбре. Адайские мотивы отличают глубокое раздумье и лиризм, а их исполнительская манера, проникнутая искренностью, захватывает слушателей. За все эти века был накоплен огромный репертуар, который включает кюи, жыр, толгау и терме таких авторов как Абыл, Есир[5], Естай, Есбай, Кулшар, Кашаган, Нурым, Мурат Монкеулы, Калнияз, Саулебай, Арал, Саттигул, Мурын-жырау[6], Ускенбай, Мурат[7], Сугур Бегендикулы[8] и т.д. Великий казахский композитор Курмангазы сочинил под их творческим влиянием известный кюй «Адай».

Одним из ярких примеров культурного наследия в этом репертуаре является эпос “Сорок богатырей Крыма”, историко-поэтическая летопись XIV-XVII веков о народах, населявших территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор. Эпос, входящий в состав избранных мировых произведений, был записан в 1942 году со слов Мурын-жырау, который был приглашен для этого в Алматы. Известно, что над текстом эпоса работали известные историки-литературоведы Е. Исмайылов, М. Хакимжанова, М. Габдуллин. Отрывки эпоса, записанные от Мурын-жырау Сенгирбекулы, являются ценным духовным наследием всех тюрков, и возможно, одним из самых ранних памятников казахского языка.

В роду было множество известных батыров и военачальников. Например, Ер Косай[9] (қаз. Ер Қосай) был известным военачальником и старейшиной, также он был внуком Адай-Ата. Шогы батыр[10] был одним из ближайших соратников Абулхаир хана, который был связан с адайцами через Бопай Ханым, мать ханов Младшего Жуза. Участвовал в войне против джунгар, в освобождении от врага и обороне Туркестана, Ордабасы и Саурана. При обороне города Сауран Шогы Муналулы (қаз. Шоғы Мұңалұлы) был тяжело ранен и через несколько дней скончался, защищая родные земли от врага. После смерти, по велению Абулхаир хана Шогы батыр был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи (қаз. Қожа Ахмет Йассауи) — такой чести удостаивались лучшие из лучших представителей казахского народа.

В некрополе Сейсем-ата есть мазар Шотан-батыра[11], который родился в 1705 году у подножия Алатау в семье Назар бия, соратника Айтеке бия. Он был храбр и смел, как барс, и в народе его называли “Ер Шотан с сердцем барса”. Он упоминается в школьных учебниках, как соратник Абулхаир-хана. Шотан Назарулы был сардаром регулярных войск хана Младшего жуза, воевал против Хивинского ханства во времена заселения Мангистау. Также в этом некрополе похоронен Суюнгара батыр[12], который контролировал окрестности Бузачи и был тоже известен в войне с хивинцами. В связи с заселением Мангистау адайцами следует сказать о видном казахском военачальнике рубежа 17-18 веков Есек мергене, который в записках русских послов Ф. Скибина и М. Трошина (1696г.) отмечен как главный сардар Тауке хана. Предполагают, что Есек мерген жил в в 1660-1740 гг. и был из рода Адай-Косай. По преданиям он был похоронен в Мангистау Шотан батыром после переезда. Вот такая запись о нем была найдена в записках вышеупомянутых послов:

“1694 г., апреля 4-1696г., июль. – Статейный список пре­бы­ва­ния в Казахской Орде Фе­дора Скибина и Матвея Тро­ши­на, пос­ланных из Тобольска для пере­­говоров с Тауке ханом. Да в 7203 (1) году, июня в 2 де­­нь, пошел из Тургустану (2) вой­­ною в трех стах Казачьи Ор­ды вла­делец Ишак мерген(прим. Есек мерген), с та­тары… И тот вышеписанной Ишак мерген с воинскими свои­ми людми в Тургустан(прим.Туркестан) при мне не бывали и суды пошли, про то я не сли­хал же. А в нынешным в 7204 году, ок­тяря в 8 день, вышеписанные та­тары привезли в Казачью Орду в город Тургустан тобольского сы­­на боярского Дмитрея Суз­дал­­цова связана, и водя по торгу про­дают. Санк-Петербургское отде­ле­ние Архива Российской Ака­де­мии наук. Список Тобольской ар­­­­хивы. Часть 4. Дело 14”.

Видео по теме

Территория расселения

Современные адайцы компактно проживают в Мангыстауской области Казахстана, а также в Атырауской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Алматинской и в других областях страны. Имеются крупные диаспоры в Балканском и Дашогузском велаяте Туркмении, в Каракалпакстане, на севере Ирана и в Астраханской области России.

Материальная культура

В Мангистауской области находятся уникальные археологические памятники, наскальные рисунки, удивительные сооружения и мечети, куда нескончаемым потоком идут паломники не только из Казахстана, но и из соседних стран. Творчество народных зодчих, архитектурное искусство Мангистау достигло своего зенита в 19 веке, воплотив в себя весь многовековой опыт мастеров. Этим периодом датируются самые богатые по оформлению мавзолеи и некрополи. Их формы, великолепие редкого орнамента и красочно расписанные стены достойны восхищения искусствоведов[13].

Адаевская лошадь — это разновидность казахской породы лошадей. Копыта этой лошади приспособлены к местной каменистой почве. Она отличается большой выносливостью — способностью обходиться несколько суток без воды и питаться самой жесткой травой. Лошади адайской породы очень выносливые, не требуют особого ухода. Как говорят специалисты, на марафонских дистанциях у этих скакунов открывается второе дыхание, поэтому они легко преодолевают 80-120 км[14]. Под седлом и вьюком эта лошадь чрезвычайно вынослива и неутомима, способна проходить в день, питаясь только пастбищным кормом, 80-90 км. Так, в 1948 году несколько адайских лошадей под всадниками за сутки прошли 298 км, а в 1956 году адайская лошадь совершила рекорд, за сутки проскакав 354 километра. Максимальная скорость, запечатленная учеными — 24,5 км/ч.

Состав

От Адай:

  • Құдайке:
  • Келімберді:
    • Ырысқұл (Құнанорыс)
    • Ақпан
    • Шыбынтай (Балықшы)
    • Әлнияз (Жеменей)
    • Тобыш
    • Мұңал

Ниже представлены более подробные сведения о генеалогическом древе(шежире):

1. Қосай арысы. Түрікменадай рулары:

Есембет, Есек, Еміл, Өрезек, Айдаралы, Айтқұл, Бәйнеке, Киікбай, Бердіс, Сердалы, Қатен, Шалбар, Қадір, Әйтей, Бегей, Тіней, Бәли, Сүйiндiк(Жаманадай).

2. Тәзіке арысы. Тәзіке рулары:

Қабақай, Өтей, Сәрке.

3. Ырысқұл арысы. Құнанорыс рулары:

Жанбай, Жантуған.

4. Ақпан арысы. Ақпан рулары:

Қаракүшік, Қармыс, Сармыс.

5. Шыбынтай арысы. Балықшы рулары:

Қожамберді, Қожағұл, Бағытай, Мәмбет, Есберді, Жүйрік, Атамбек.

6. Әлнияз арысы. Жеменей рулары:

Шолақ, Солтаналы, Бегімбет, Қалша, Мырзагелді, Қожантай, Қожағұл, Алдасай, Кедей, Бәйбіше, Қаратоқа, Ақбота, Көшке, Олжашы, Мамыр, Бөкен, Есен, Кенже.

7. Тобыш арысы. Тобыш рулары:

Табынай, Бәубек, Шоңай, Жаңай, Тоқабай, Өтеғұл, Құлбай, Қамысбай, Күмісбай, Қаржау, Дорал, Қожа, Шегем, Бегей, Қараш.

8. Мұңал арысы. Мұңал рулары:

Алақұлан, Әли, Жанақ, Боқсары, Әтембек, Байшағыр, Мамыртай, Жақау, Қырымқұл, Қыдырша, Бабақұл, Мая, Қоштан, Төлеп, Медет, Көрпе, Күшік, Қосбармақ, Байпақ, Байбоз, Өтеулі, Матай, Айым, Шақа, Жаманғара, Сүгірәлі, Сарғасқа, Жәдігер, Дәулеталы, Мете, Кеще, Жетімек, Тоқтамыс, Бектеміс, Базар, Шотан, Майлан, Құдайберген, Тастемір, Ескелді, Қосқұлақ, Қырықмылтық.

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Лекция. История рода адай. Часть 1

Лекция. История рода адай. Часть 1

#[email protected]_kz #[email protected]_kz

Автор: Радик Темиргалиев

Среди историков нет единого мнения о происхождении казахского рода адай. Некоторые ученые пытались возвести историю адаев к сакским временам и связывали их с древним племенем даев (даков, дагов, дахов), другие высказывались в пользу происхождения адаев от гаогюйского рода аде (адийе, ады, одоют).

Большинство исследователей также полагает, что племя байулы, в которое входит род адай, является союзом родов различного происхождения, и таким же образом через поиск созвучий с названиями древних племен устанавливается происхождение других родов. Так, например ряд современных историков в своих работах говорит о том, что знаменитый султан Бейбарс происходил из казахского рода берш, отождествляя его с древним кипчакским племенем бурдж (бурч).

Но, видимо, не далек тот день, когда обо всех подобных гипотезах придется забыть. По получаемым сейчас результатам работы группы исследователей казахского ДНК-проекта, выясняется, что народные шежире, возводящие членов одного племени к единому предку, зачастую оказываются правы. Как свидетельствуют проведенные генетические экспертизы, многие современные адаевцы имеют общего предка по мужской линии с другими родами алшинов[1] в относительно недалеком прошлом, а именно – в эпоху монголов. По этой причине, по мнению историка и участника вышеупомянутого проекта Жаксылыка Сабитова, историю алшинов уместнее всего связывать с монгольскими алчи-татарами.

На мой взгляд, такое предположение вполне допустимо, поскольку целый ряд казахских племен возник именно в эпоху монгольского нашествия и носит монгольские названия. В частности, поэтому средневековая история монголов, наполненная сплошь знаковыми для казахского сознания именами найманов, коныратов, уйсунов, жалаиров, аргынов, кереитов, кажется более родной, нежели домонгольская история Казахстана, из которой в современной казахской родоплеменной структуре сохранились имена, пожалуй, лишь кипчаков и канглов.

Перекочевавшие в кипчакскую степь монгольские воины заводили огромные гаремы из тюрчанок и нередко становились отцами-основателями новых родов и племен, передавая своим многочисленным отпрыскам названия собственной родовой принадлежности. При этом уже дети и внуки завоевателей говорили на местных тюркских языках и диалектах. Может быть, поэтому у казахов родной язык принято называть «ана тілі» («материнский язык»).

Вероятно, и племя алшинов образовалось по такой же схеме, и основным его родоначальником стал какой-то чрезвычайно плодовитый алчи-татарский вождь.

После развала Золотой Орды алшины вошли в состав Ногайской Орды, где, судя по отрывочным данным, находились на привилегированном положении. Так, ногайские бии в своих письмах в Москву неоднократно сообщали о каком-то особенном «алчиновом месте».

Но в целом алшины довольно редко попадали на страницы источников, и потому трудно твердо говорить об их средневековой истории. Тем более что кочевья алшинов находились на востоке Ногайской Орды на границе с Казахским ханством, которая постоянно колебалась. Порой казахские ханы подчиняли себе всю степь до самой Волги, а иногда ногайские бии распространяли свою власть вплоть до Балхаша. В основном же граница между двумя улусами пролегала по Эмбе. При этом зимовать алшины уходили в низовья Сырдарьи.

Еще в составе Ногайской Орды от племени алшин отпочковалось группа родов, получивших название байулы[2], и под этим именем с XVI века они стали отдельно упоминаться в русских документах. Основная же часть алшинов фигурировала в источниках под названием алтыулов[3]. Позже у казахов эти алшины получили название – алимулы[4].

Видимо, переход алшинов-алимулы в Казахское ханство следует датиров

everything.surf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *