Система поощрений для детей – Система поощрений для ребенка, или Как родителям добиться от ребенка нужного поведения

Содержание

Система поощрений для ребенка, или Как родителям добиться от ребенка нужного поведения

Читаю сейчас уже вторую книгу одного из самых авторитетных психологов мира “Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой”. Алан Каздин, автор книги, говорит: “Мы часто совершаем одну ошибку: пытаемся справиться с ребенком при помощи наказания, тогда как поощрение хорошего поведения оказывает намного больший эффект”.

Я тоже пыталась внедрять систему о которой рассказано в книге давно, еще когда у меня не было такой прочной теоретической базы. Некоторое время она была удачной, но при этом из-за отсутствия продуманности была заброшена, к сожалению, хотя дети проявляли к ней большой интерес.

Знаю, что и многие другие родители с помощью системы поощрений – баллов, звездочек, смайликов – пытались получить от детей желаемое поведение.

Сейчас я вам расскажу о целом научном методе по использованию этой системы на практике.

1. Для начала вы должны решить какое именно поведение ребенка хотите получить в положительном ключе.
“Я хочу, чтобы он каждый день собирал свой рюкзак в школу с вечера”
“Я хочу, чтобы он каждый день вовремя ложился спать”
“Я хочу, чтобы он выполнял определенную домашнюю обязанность” и т.д.

2. Поощряем ребенка за каждое выполненное действие, нужное нам. Но при этом не ждем совершенства. Если ребенок никогда вовремя не ложился спать, то за один вечер он не станет пай-мальчиком.
Для поощрения создаем таблицу достижений:
В левом столбце – дни недели, дальше – 1-2 привычки (для начала лучше остановиться на этом количестве) и последняя колонка – общее число баллов за день.

Например, мы начисляем ребенку 2 балла за собранный с вечера рюкзак и 2 балла за то, что он ляжет вовремя спать. Итого за день он может получить 4 балла. Пустых клеточек не оставляем, ставим прочерк или ноль, если ребенок баллов не заработал. Можно писать баллы не цифрами, а рисовать звездочки, клеить смайлики или какие-то наклейки.
Для начала лучше взять только будние дни с понедельника по пятницу.

Многое зависит от того, где поместить таблицу. Она обязательно должна быть на видном, доступном для ребенка месте – на холодильнике, на стене в его комнате.

Обмен очков на призы.

Никогда ничего не отбирайте. Не должно быть ситуации, когда ребенок не выполняет ваших требований, а вы в наказание у него отбираете его вещи. Это табу.

Начните с “дешевых” призов. Это могут быть маленькие игрушки, удовольствия, развлечения. Игрушек лучше приготовить сразу несколько и сложить в мешочек, чтобы ребенок мог достать ее оттуда.
Не устанавливать на призы непомерно “высокие” цены. Нет смысла обещать маленькому ребенку, что за 500 очков он пойдет на каток с родителями. Он не сможет так долго копить баллы на этот приз и разочаруется.

Стоимость призов устанавливайте от дневной суммы очков до суммы очков в месяц для детей постарше. Но это должны быть обязательно желанные, долгожданные призы, ради чего ребенку стоит переделывать свои привычки.

3. Приступаем к работе

В первые дни вы должны мягко, в форме просьбы, начиная ее со слова “пожалуйста”, напоминать ребенку, что ему нужно пойти в кровать. Если он остается в кровати, а не начинает канючить “пописать-попить-покушать”, мы начисляем ему 2 балла и вписываем их в таблицу.

Как только набираются баллы на приз, мы предлагаем ребенку забрать маленький приз или копить дальше на большой. Обычно сначала дети забирают маленькие призы, а потом начинают копить все больше и больше баллов.

Некоторые призы, предложенные автором книги, меня смутили. Например, за некоторое количество баллов ребенку дается приз – звонок бабушке. Для меня это за гранью понимания.
Но некоторые призы хороши: дополнительное чтение на ночь, просмотр мультиков вместе, поход на каток, поездка куда-то, настольная игра (заметьте, это дополнительно к тому, как вы обычно развлекаетесь с ребенком).

По этой системе вы вместе с ребенком работаете над формированием нужного поведения. А это можно сделать только путем тренировки, только так действия становятся естественными и автоматическими.
Когда привычка становится автоматической, вам больше не нужно будет вознаграждать ребенка. И можно переходить к формированию другой привычки.

Здесь я рассказала в общем об этой системе поощрений, уже на этой основе можно приступить к формированию нужной привычки у своего ребенка (или у себя, почему нет?). Но в книге “Трудный ребенок” вы найдете подробные инструкции к этой программе, разбор нестандартных ситуаций, ситуации с детьми разного возраста, что позволит провести эту программу поощрений еще более качественно.

olga-krav4enko.livejournal.com

без криков и наказаний, способы поощрения и жетонная система, мнение Комаровского

Поощрение и наказание является двумя составляющими золотого воспитания ребенка.

Сегодня психологами разработано большое количество других способов, не приветствующих методов «ремнем по попе» и пропагандирующих воспитывать детей без криков и наказаний.

Жестокое обращение с маленькими непоседами любого возраста даст негативные результаты, поэтому врачи рекомендуют не прибегать к указанным методикам, выбрав более щадящие способы воспитания.

Возможно ли воспитывать детей без криков и наказаний?

Отсутствие наказания для шалунов будет означать вседозволенность, поэтому меры пресечения плохого поведения также имеют место.

Непослушание ребенка всегда вызывает гнев, раздражительность мамы, нередко просящей папу «повлиять» на малыша.

Мужчина со своей стороны способен применять силу по отношению к крохе, что воспитает в подростке страх.

В психологии существует несколько принципов, разработанных специально для родителей, не практикующих угрозы, телесные и физические наказания:

  1. Терпение. Родители, выбравшие данный путь, рискуют вырастить самодостаточного, счастливого подростка, при этом устные наказания также должны присутствовать.
     
    Они чередуются с поощрениями, разработанными согласно системе.
  2. Принимать ребенка таким, какой он есть. Малыш должен чувствовать, что его любят, но при этом не рекомендуется уделять чрезмерное внимание несамостоятельности крохи.
     
    Ребенок с поведением, где все позволено; за которого все действия выполняют родители – зачастую вырастает наглым и требовательным.
  3. Личный пример. Меры наказания не понадобятся, если мама объяснит своему чаду на собственном примере нормы поведения, общения.
     
    Иногда одного устного объяснения бывает мало, поэтому придется лично продемонстрировать крохе, как необходимо себя вести.
  4. Меньше давления. Чем больше родители «пилят» своих маленьких детей, тем более в них становится выраженным протест.
     
    Устраните постоянное давление и вскоре не придется применять разные виды наказаний.

Не стоит забывать о поощрениях, ведь добрых дел, правильных действий у малыша станет больше, когда он поймет, что за них можно получить одобрение от мамы.

Доктор Комаровский о наказании детей

Известный педиатр полагает, что правильная адаптация малыша к окружающему миру поможет легче справиться с его воспитанием уже с ранних лет жизни.

Комаровский утверждает, что физическое наказание не может применяться, лучше отдать предпочтение другим видам поведения:

  1. «Стая не идет на поводу у детеныша». Когда кроха начинает добиваться слезами и капризами желаемого, родители делятся на 2 вида.
     
    Первая категория – родители, готовые успокоить малыша и дать ему желанную игрушку, вторые – применяющие в процессе воспитания наказание.
     
    Комаровский же советует в таких ситуациях просто не обращать внимания на малыша и уйти в другую комнату, а вернуться только после его успокоения.
  2. Одинаковые запреты от папы и мамы. Без наказания можно обойтись и в том случае, если папа и мама имеют одно мнение: четкий ответ «нет» и «нельзя» на непослушание.
     
    В современных семьях малыш не боится папы, потому как запреты всегда поступают со стороны мамы. Стоит отметить, что запреты должны происходить обдуманно, с полным объяснением последствий.
  3. Рукоприкладство – не выход. Способы наказаний по типу шлепков по попе и более строгих мер пресечения баловства не всегда заканчиваются легкими повреждениями.
     
    Родители, не умеющие держать себя в руках, могут причинять страшный вред крохе, вплоть до уголовной ответственности.
     
    В таком случае Комаровский советует срочно обратиться к семейному психологу.

Доктор считает, что повышенный тон также обижает кроху: объяснять неправоту малыша можно в спокойном духе, при этом обязательно подкрепляя примерами.

Важно! При больших повинностях педиатр допускает отправление ребенка в угол. Именно так малыш может понять, что поступил плохо.

Комаровский настаивает на методике воспитания без наказаний. В доме должна присутствовать формула «делай, как я», демонстрируемая взрослыми.

Однако многие родители пытаются заменить обратной «делай, как я сказал», допуская большую ошибку.

Какими способами можно поощрять ребенка?

Количество взглядов на методику поощрения в семье равно количеству педагогов. Каждый из них придерживается определенных вариантов, поэтому стоит рассмотреть наиболее применяемые сегодня, а также одобренные психологами способы.

Обратите внимание! Стоит заранее исключить метод поощрения сладкими изделиями: это не только навредит здоровью зубов, но создаст из еды культ для малыша.

Рассмотрим несколько способов поощрения детей в семье, по праву считающихся действенными.

Родители на основе предложенных методов могут придумать свою систему:

ПоощрениеКогда использовать?
ПохвалаИскренняя похвала позволяет малышу повысить свою самооценку, особенно, когда она исходит от родителей и старших детей.
 
Слова поощрения должны использоваться, если малыш сам сделал что-то полезное, интересное.
 
Если же ребенок сделал естественные вещи: убрал игрушки, помыл лицо или руки, похвалы быть не должно
ДовериеСуществует такая форма поощрения, как доверие. Именно оно позволяет ребенку почувствовать себя нужным.
 
Гуляя на площадке с малышом многие мамы пытаются все сделать за него, чтобы не допустить травмы. Тогда малыш чувствует, что мать ему не доверяет.
 
Такая особенность воспитания позже перерастает в беспомощность подростка и отсутствие самодостаточности. Доверие от мамы будет лучшим поощрением ребенку
Исполнение желанийРадость воспитания заключается в наблюдении, как с помощью усилий родителей из ребенка вырастает умный, самостоятельный, интересный человек.
 
Поощрение в виде исполнения заветного желания отлично подойдет как награда за успешные оценки на протяжении четверти

Жетонная система поощрений детей в семье

Чтобы выстроить сотрудничество между детьми и родителями, психологи и педагоги приложили все усилия для разработки жетонной системы поощрений.

В таком случае дети активнее реагируют на похвалу, пытаясь сделать как можно больше «полезных и правильных» действий.

Основные правила такого метода заключаются в следующем:

  • За определенное целевое поведение малышу выдается жетон или звездочка, в дальнейшем подлежащая обмену.
  • Определитесь с целевым поведением, которое под силу выполнить малышу.
  • Подкрепления и награждения должны быть разными, иначе малышу скоро станет скучно.
  • Установите расписание для выдачи подкрепления.
  • Систему необходимо использовать в каждой сфере жизни малыша, иначе он поймет, что она необязательна.
  • Ребенку необходимо демонстрировать, что мама полностью поддерживает данную систему.

Отвечая на извечный вопрос, возможно ли воспитать кроху без наказаний, стоит отметить, что порка – не самый подходящий метод для родителей.

Только грамотно построенный процесс поощрений поможет качественно воспитать малыша.

Полезное видео

zheleznaya-lady.ru

Как и чем можно поощрять ребенка? Родительские ошибки и советы психолога

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто

www.mapapama.ru

Методические указания и рекомендации «Модель системы стимулирования и поощрения детей в детском оздоровительном лагере»

Система стимулирований и поощрений в детском оздоровительном лагере.

Цель системы стимулирования: создание условий в летнем оздоровительном лагере для обеспечения и повышения уровня заинтересованности детей в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.

Принципы применения поощрений: применение мер поощрения, установленных в лагере, основано на следующих принципах:

– единство требований и равенства условий применения поощрений для всех детей в лагере

– гласность;

– стимулирование эффективности и качества деятельности.

Правила стимулирования

 

Основные виды стимулирования детей в лагере «Эволюция»

Вид стимулирования

Функция

Содержание стимулирования

1

Организационное стимулирование

Организационное стимулирование – стимулирование деятельности, регулирующее поведение ребенка на основе изменения чувства его удовлетворенности деятельностью в организации (коллективе). Организационное стимулирование предполагает привлечение ребенка к участию в делах коллектива, ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера.

Самоуправление;

участие ребенка в планировании, разработке и проведении мероприятий;

организация соревнования между отрядами.

2

Творческое стимулирование и развитие рационализаторства

Творческое стимулирование и развитие рационализаторства

стимулирование, основанное на обеспечении потребностей ребенка в самореализации, самосовершенствовании, самовыражении (повышение квалификации, приобретение и развитие необходимых навыков).

Участие в работе творческих групп;

участие в конкурсных программах индивидуального и коллективного характера.

3

Моральное стимулирование

Моральное стимулирование – это регулирование поведения ребенка на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж ребенка.

Вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях*;

объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения*

публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений;

размещение фотографий на почетном стенде лагеря;

рост горизонтального и вертикального статуса ребенка;

создание ситуации успеха ребенка.

4

Материальное стимулирование

Материальное стимулирование – совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.

Материальное вознаграждение – совокупный материальный доход выплачиваемый отряду за призовые места на мероприятиях.

доход – относительно постоянная часть материального вознаграждения ребенка, за активное участие и помощь в организации мероприятий.

Премиальные – переменная часть материального вознаграждения, отряда начисляется за особые успехи отряда.

5

Эмоциональное стимулирование

Эмоциональное стимулирование – эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями:

-игра;

-ритуалы и традиции отряда и лагеря.

 


 

* Благодарность директора ДЭБЦ «Натуралист» (Благодарственное письмо) объявляется обучающимся лагеря за конкретные достижения, связанные с успехами в научной, общественной, спортивной деятельности; за организацию и проведение мероприятий лагеря (концертов, праздников, конкурсов, соревнований и т.п.).

Ходатайство об объявлении благодарности может быть представлено начальником лагеря, организатором или педагогом (воспитателем) с указанием конкретных достижений обучающегося.

Благодарственное письмо директора ДЭБЦ «Натуралист» родителям объявляется:

– родителям обучающегося, достигшего высоких показателей в научной деятельности, спорте, творчестве, общественной деятельности;

– родителям, оказавшим большую помощь и поддержку в организации общелагерных мероприятий.

Грамотами и дипломами поощряются обучающиеся лагеря, ставшие победителями или призерами в общелагерных, районных, региональных и Всероссийских конкурсах, конференциях, фестивалях и др.


 

Система индивидуального рейтинга обучающихся лагеря

В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребёнка, посещающего летний оздоровительный лагерь «Эволюция»

Ребята получают значки за активное участие в каждом направлении деятельности научно-фантастического центра «Возрождение»: естественно- научном, художественно- эстетическом, спортивно-оздоровительном, социально- педагогическом. У каждого ребенка есть выбор – проявлять себя в чём-то одном, или участвовать в нескольких направлениях. В зависимости от этого каждый юный исследователь может достигнуть определённого звания в научном центре. Значки вклеиваються в журнал или в личную зачетную книгу. По окончания смены значки переводяться в «валюту лагеря»- ЭВО.В конце смены лагеря организовывается ярморка-продажа, где каждый ребенок может купить на свои «ЭВО» сладкий приз, игрушку или поделку, сделанную детьми в лагере.


 


 

Направление деятельности

Наименование органа самоуправления, выдающего значки

Значок

За что вручается

Кому вручается

Звание

1

Художественно- эстетическое

Орган самоуправления -«Департамент творчества и искусства»

«Мастер искусств»- назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности

«Магистр творчества»-назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности

За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев

Девочкам

5-10 значков-«Муза лагеря»

10 и более-

«Мастер искусств»

За личные достижения в области творчества, театрального мастерства, художественной деятельности, танцев

Мальчикам

За активную помощь в организации лагерных мероприятий художественно- эстетического направления

Мальчикам, девочкам

2.

Естествен -но- научное

Орган самоуправления «Департамент науки»

«Мастер науки»:

назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности

Магистр науки

назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности

За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления

Девочкам

5-10 значков-

«Ученый будущего»

10 и более-«Гений науки»

За личные достижения в исследовательской деятельности, за высокие результаты участия в интерактивных играх, квестах, мастер- классов естественно- научного направления

Мальчикам

За активную помощь в организации лагерных мероприятий естественно- научного направления

Мальчикам, девочкам

3.

Социально- педагогическое

Орган самоуправления «Департамент СМИ»

«Мастер СМИ»

назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности

Магистр СМИ

назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности

За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда

Мальчикам

5-10 значков «Спец.корр»

10 и более- «Золотое перо»

 

За личные достижения в журналистике, ведение фоторепортажей, оформление лагерного стенда

Девочкам

 
 

За активную журналистскую деятельность, ведение репортажей с места проведения общелагерных мероприятий,работы с сайтом учреждения

Мальчикам, девочкам

4

Спортивно- оздоровительное

Орган самоуправления «Департамент спорта»

Мастера спорта

назначается педагог лагеря, отвечающий за данное направление деятельности

Магистр спорта

назначается вожатый, помогающий организатору лагеря и педагогам в данном направлении деятельности

За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.

Девочкам

5-10 значков- «Мастер спорта»

10 и более-«Олимпиец»

За личные высокие результаты участия в спортвно- оздоровительных мероприятиях, соревнованиях, играх.

Мальчикам

За помощь в организации лагерных спортивно- оздоровительных мероприятиях

Мальчикам, девочкам


 


 

Валюта лагеря


 


 


 


 


 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Как поощрять ребенка с помощью «жетонов»?

12.01.18

Ответы на часто задаваемые вопросы и несколько идей для поощрения ребенка с помощью «экономики жетонов»

 

 

Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения как дома, так и во время терапевтических занятий или в классе. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик и так далее), который выдается за желательное поведение. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).

Системы жетонов или «экономики жетонов» очень часто используются в группах и классах детей с аутизмом, потому что такой тип подкрепления гораздо проще использовать в образовательной среде. Ребенку не нужно прерывать занятие каждый раз, чтобы получить прямое поощрение (например, съесть конфету), вместо этого непосредственным поощрением становится жетон, а паузы для наград становятся реже.

Кроме того, система жетонов позволяет поощрять ребенка с помощью очень важных для него, но занимающих слишком много времени наград. Например, ребенок может получать жетоны как немедленную награду, а позднее обменять их на поход в магазин или нечто подобное.

Экономика жетонов включает три основных элемента: 1) какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить, 2) важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов, и 3) четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон.

Жетоны можно использовать как поощрение одного или сразу нескольких видов поведения. В школьном классе их можно использовать для независимого, зависимого или взаимозависимого подкрепления сразу всех учеников. (Например, смотрите «Как использовать положительное подкрепление в условиях школьного класса»).

Часто задаваемые вопросы при использовании жетонов

Простота системы жетонов часто приводит к одним и тем же ошибкам в их применении. Очень часто вы работаете с учеником и вдруг понимаете, что не знаете, как применять жетоны в данный момент, или, хуже того, вам кажется, что жетоны никак не влияют на его поведение. Вы начинаете думать, что система была ошибкой.
Ниже приводятся ответы на некоторые вопросы, которые очень часто возникают у тех, кто использует жетоны.

Как учить ребенка системе жетонов?

Это замечательный вопрос. Проблемы возникают тогда, когда люди не задаются им. Многим кажется, что достаточно просто показать ребенку плашку с жетонами, и он тут же волшебным образом догадается, что это способ заработать то, что ему нужно. Очень часто этого недостаточно!

Да, некоторым детям достаточно рассказать, что такое система жетонов, за что он будет получать жетон, сколько жетонов ему нужно собрать, и на какие поощрения он сможет их обменять. Однако других детей нужно целенаправленно УЧИТЬ этой системе, и подобное обучение потребует времени.

Один из способов такого обучения — это сочетание каждого жетона с каким-нибудь ощутимым поощрением на первых порах. Для этого каждый раз поощряйте ребенка жетоном и прямым поощрением одновременно. А когда он соберет нужное количество жетонов, предоставьте ему другое, более значимое поощрение.

Например, давайте ребенку кусочек печенья или минуту игры на планшете и тут же прикрепляйте жетон на доску. Поначалу это может показаться слишком сложным, особенно если изначально вы начали использовать жетоны, чтобы упростить процесс поощрения. Однако нужно потратить какое-то время, чтобы ученик привык воспринимать жетоны как поощрение, в противном случае, их использование будет для него бессмысленным!

Обязательно ли делать жетоны из предметов? Мой ученик слишком большой/у него слишком развитые навыки, и жетоны выглядят как-то по-детски.

Практически что угодно можно использовать в качестве жетонов, которые потом обмениваются на отсроченное поощрение. Это могут быть кубики, стеклянные шарики или обычные «галочки» на бумаге. Если вам кажется, что ученик слишком взрослый для «смайликов» или плашки с жетонами, то вы можете использовать канцелярские скрепки на бумаге, фишки для покера, любые другие маленькие предметы.

Если вам нужна система поощрения в школьном классе, то можно приблизить ее к реальной жизни и использовать (игрушечные) купюры в качестве жетонов, чтобы ученики потом «платили» за отсроченные поощрения. Если вы хотите поработать над обобщением математических навыков в реальной жизни, то ученики могут вести тетрадь приходов и расходов, чтобы отслеживать количество своих жетонов.
Если вы можете доверить ученику добавление жетонов самому себе, то вы сможете ввести систему мониторинга за своим поведением. Так вам не только не придется тратить время на выдачу жетона, но ребенок будет учиться самостоятельно управлять своим собственным поведением. (Подробнее об управлении своим поведением смотрите в «Как управление собственным поведением может помочь при аутизме»).

Как уменьшить применение жетонов в дальнейшем?

Термин «уменьшение» вполне понятен и без объяснений, но при уменьшении системы жетонов нужно учитывать несколько важных моментов. Во-первых, нельзя резко отменять или изменять систему жетонов. Если Джонни мог зарабатывать жетоны за трехминутные интервалы в понедельник, это не значит, что во вторник интервал должен составлять 5 минут. Сначала убедитесь, что ученик стабильно может зарабатывать жетоны при существующих интервалах/соотношении. Во-вторых, записывайте данные и опирайтесь на них, не руководствуйтесь личным «ощущением», что ученик готов к уменьшению поощрений.

Можно ли снимать заработанные жетоны за нежелательное поведение?

В редких случаях системы жетонов это предусматривают. Тем не менее, это можно делать только при условии, что ученик заранее знает о том, какое именно поведение приведет к потере жетона. Несправедливо нарушать вашу договоренность и угрожать ученику, что он потеряет жетон за «плохое поведение», если что такое «плохое поведение» не совсем понятно. Снятие жетона является применением наказания, и если уж вы решились использовать наказания, то, по крайней мере, ребенок должен понимать суть этой системы, и она ВСЕГДА должна сочетаться с системой поощрения.

Идеи для систем жетонов

— Приклейте наклейки со смайликами на игровые фишки, прикрепите их к любой поверхности с помощью ленты-«липучки».

— Заламинируйте наклейки с персонажами из любимого мультфильма ребенка. Заламинируйте сцену из мультфильма из детской раскраски или журнала. Прикрепите к ней жетоны с помощью ленты-«липучки». Например, ученик может зарабатывать жетоны с «Паровозиком Томасом» и прикреплять их на рельсы. Когда он соберет весь поезд, он сможет получить отсроченное поощрение.

— Используйте буквы из игры «Эрудит» или буквы на магнитах, из которых можно составить имя ребенка. Когда ребенок заработает все буквы и сможет сложить свое имя, то он сможет получить отсроченное поощрение.

— На бумаге или белой доске нарисуйте нужное количество клеточек для букв в названии поощрения (например, 7 клеточек для «попкорн»). Каждый раз, когда ученик правильно отвечает, пишите в клеточке одну букву.

— Сфотографируйте и увеличьте фотографию поощрения. Распечатайте и заламинируйте фотографию. Разрежьте ее на части (или приклейте фотографию на картон или «пенку», а потом разрежьте ее наподобие паззла). Давайте один кусочек изображения за один верный ответ. Когда ребенок соберет всю картинку, он получит то, что на ней изображено.

— Сделайте две копии страницы из раскраски с любимыми персонажами ребенка. На одной копии раскрасьте фон, но персонажей оставьте черно-белыми. Закрасьте персонажей на другой странице, вырежьте их и разрежьте на части, заламинируйте и прикрепите на них ленту-«липучку». За желательное поведение награждайте ребенка раскрашенной частью, которую можно прикрепить к черно-белому изображению. Когда весь рисунок будет готов, ребенок сможет получить поощрение.

— Используйте несколько маленьких ковриков. Положите их в линию между ребенком и поощрением. При каждом верном ответе ребенок сможет делать один шаг к поощрению.

— Если у ребенка есть любимый паззл, давайте ему кусочек паззла за каждый верный ответ. Когда паззл будет собран, ребенок получит доступ к отсроченному поощрению.

— Используйте доску для колышков, выдавая один колышек за каждый правильный ответ. Когда доска будет заполнена, ребенок получит доступ к отсроченному поощрению.

— Используйте монетки в качестве награды, назначая «цену» за отсроченное поощрение и позволяя ученику «купить» его.

— Используйте настольную игру, где нужно передвигать фишки или фигурки до финишной черты. За каждый правильный ответ передвигайте фишку на одну клетку вперед. На финише помещается поощрение или его фотография.

— Поместите на стол две стеклянные банки. Наполните одну из них стеклянными шариками, на другую банку приклейте изображение поощрения. За желательное поведение или правильные ответы перекладывайте шарики из одной банки в другую. Когда вторая банка будет наполнена, ученики смогут получить доступ к поощрению.

— Используйте в качестве жетонов части самого поощрения. Например, за каждый правильный ответ вручайте рельсы для игрушечной железной дороги. Когда вся дорога будет проложена, ребенок сможет играть в поезда.

Подходите к процессу творчески и учитывайте интересы ребенка при разработке системы жетонов. Главное, не забывайте веселиться!

Также смотрите:

Что такое подкрепление, и как выбрать то, что подходит вашему ребенку

В чем разница между поощрением и «подкупом»

Как давать поощрение ребенку с аутизмом

Может ли положительное подкрепление «не работать»

Почему поощрение должно предоставляться без задержки

Как развивать внутреннюю мотивацию у детей с аутизмом

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Жетонная система поощрений: полезные подсказки. ~ Аутизм | АВА

Жетонная система поощрений является популярным инструментом управления поведением ребенка. Это эффективная методика вмешательства, которую сравнительно легко настроить и реализовать, при условии, что все сделано правильно. Жетонная система поощрений может быть весьма успешным инструментом для увеличения уровня желательного поведения, выполнения заданий и развития академических навыков. И если вам удастся добиться увеличения данных желательных реакций со стороны ребенка, это в свою очередь сократит уровень его проблематичного поведения.


Итак, что такое жетонная система поощрений? Жетонная система поощрений является системой предоставления положительного подкрепления ребенку за проявление желаемого поведения или выполнение заданий. Определяется целевое поведение, и педагог выдает жетоны, когда дети демонстрируют заданное целевое поведение. Жетоны обмениваются на определенное подкрепление в назначенное время.

Жетонная система поощрений может действительно способствовать большому успеху в работе с ребенком, если все сделано правильно. Если что-либо сделано неправильно, будьте готовы к тому, что ребенок не войдет в эту систему, не будет сотрудничать, и вы потеряете огромное количество времени. Поэтому проверьте перечисленные ниже рекомендации к тому, что можно делать, и чего делать нежелательно, чтобы убедиться в том, что ваша жетонная система поощрений действительно работает.

Рекомендуется:

Выбирайте такое целевое поведение, которое не совместимо с проблематичным поведением. Первое, что нужно сделать при создании жетонной системы поощрений, это определить целевое поведение. Целевое поведение может касаться самого поведения (сидение на стуле, хождение по коридору и т.д.) или быть связано с академическими навыками (заполнение рабочих тетрадей, спокойное чтение и т.п.). Выберите поведение, которое ребенок не может проявлять одновременно с негативным поведением. Вы не можете тихо читать про себя, одновременно разговаривая с друзьями. Вы не можете ходить и бегать по коридору в одно и то же время.

Включайте различные усилители. Преимущество жетонной системы поощрений заключается в том, что ее можно адаптировать для работы с самыми различными детьми. Таким образом, Вам необходимо включать в нее такие награды, которые являются мотивационными для каждого конкретного ребенка. Однако жетонная система поощрений не будет работать, если все усилители будут похожи. Вам необходим широкий спектр разных видов подкреплений, для мальчиков и для девочек, для различных интересов, усилители, обладающие более высокой ценностью, и т.п.

Установите расписание для предоставления подкрепления. Определитесь, будете ли вы использовать режим подкрепления с временным интервалом или режим подкрепления, основанный на реакциях. При режиме подкрепления с временным интервалом вы можете использовать временные интервалы (т.е. каждые 5 минут, 10 минут и т.д.), и если ребенок в течение данного интервала демонстрирует целевое поведение, он зарабатывает жетоны. Режим подкрепления, основанный на реакциях, строится на продуцировании ребенком целевой реакции. Будете ли вы давать жетон за каждую целевую реакцию? Примерно раз в какое количество реакций? Каждые 5 реакций?

Будьте последовательны в своем использовании жетонной системы поощрений с любыми детьми и в любой среде. Ваша цель – сделать эту систему последовательной. Дети быстро замечают, если вы не используете эту систему в определенных областях или некоторых обстоятельствах, и вы потеряете их сотрудничество.

Будьте полны энтузиазма. Если вы считаете, что эта система глупая, и вы не верите в нее, ребенок последует вашему примеру. Ваша система жетонных поощрений является самым удивительным, захватывающим, и великолепным из всего того, с чем вы когда-либо сталкивались!

Подготовьте визуализацию и план дифференциации. Убедитесь, что эта система является доступной для понимания ребенком. Сделайте ее визуальное изображение для детей с более низким уровнем развития рецептивной речи, чтобы они понимали, что от них ожидается, и как работает эта система. Вот один из примеров:

Убедитесь, что «стоимость» вашего усилителя адекватна. Для того чтобы установить адекватную стоимость, нужно понаблюдать за тем, как часто целевое поведение происходит в настоящее время. Таким образом, быстро соберите исходные данные. Если целевым поведением для ребенка является сидение за столом, выполнение своих заданий и поднятие руки вместо выкриков с места, обратите внимание на то, как часто такое поведение происходит (или не происходит), прежде чем реализовать жетонную систему поощрений.

Сочетайте жетоны с похвалой. Это пригодится, когда придет время постепенного отхода от этой системы. Для некоторых детей похвала не является усилителем, так что вам нужно поработать над тем, чтобы превратить похвалу в подкрепление!

Собирайте данные. Упростите этот процесс максимально, однако не забывайте периодически собирать данные, чтобы убедиться в том, что ваша система работает.

Разработайте план постепенного ухода от данной системы поощрений. Это самая сложная и наиболее часто упускаемая из виду часть жетонной системы поощрений. Эта система в конечном итоге перестанет работать, если она не изменится! Кроме того, так как она представляет собой систему искусственного подкрепления, нашей целью всегда остается переход к натуральным усилителям. Постепенное прекращение использования данной системы может быть сложным процессом, и вы должны заранее его распланировать. Подумайте о новых усилителях, которые являются более «дорогими» (нужно больше жетонов, чтобы «купить» такой усилитель). Или, может быть, вам стоит удлинить время между тем, когда ребенок может «покупать» награды. Постепенно начинайте давать меньше жетонов – за каждые 8 ответов, затем за каждые 10 и т.д.

Подбирайте жетоны, соответствующие возрасту ребенка.

Не рекомендуется:

Не позволяйте ребенку оставаться «банкротом» без возможности заработать больше усилителей. Некоторые жетонные системы поощрений имеют «стоимость реакции». Это означает, что ребенок может потерять баллы за проявление определенного «негативного» поведения. Это может быть полезно в случае некоторых детей, которые нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы избежать потери очков или жетонов. Этим нужно пользоваться с осторожностью. Если ребенок потерял все свои очки, и он не имеет возможности заработать их снова – ему нечего терять. И тогда он дает волю проблематичному поведению.

Не забывайте придерживаться системы подкреплений.

Не устанавливайте слишком сложных задач или слишком много целевых поведений. Существует множество систем, которые настроены таким образом, что они идеальны для достижения каждой цели и решения каждой проблемы в классе или у ребенка…. но они настолько сложны, что педагог просто не способен их реализовать. Не забывайте, что вам еще предстоит проводить обучение в процессе реализации этой системы. Поэтому она должна быть максимально простой.

Не делайте стоимость усилителя недостижимой. Кто будет работать над чем-то, чего слишком трудно достичь? Начните с таких целей, которые рбенку будет легко достичь, а затем постепенно усложняйте их.

Не оставляйте действующую систему без изменений. См. пункт «Разработайте план постепенного ухода от данной системы поощрений». Это настолько важно, что стоит включить этот пункт в данный перечень дважды.

Удачи во всех ваших начинаниях с жетонной системой поощрения!

Источник: http://theautismhelper.com/dos-donts-token-economy/

autism-aba.blogspot.com

Как правильно поощрять детей? | Азбука воспитания

Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как правильно поощрять детей? Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

 Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»

Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.

Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат. Как правильно поощрять детей?

Советы психолога

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям. Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом.

Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками….

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.

Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.

Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.

Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.

Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать….

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

azbyka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *