Казахи какие они по характеру – 10 вещей, в которых вы узнаете себя. Статьи. Онлайн-гид по Астане.

Особенности казахского национального менталитета | Новости Центральной Азии на Camonitor.kz

Мы всегда, везде и во всем любим ссылаться на казахский менталитет. При этом мало кто из нас задумывался над тем, а что же он на самом деле из себя представляет? Каковы его отличительные черты? Как на него повлияла смена общественно-экономических формаций? Примечательно, что казахский менталитет для большинства самих казахов стал не предметом гордости, а поводом для анекдотов и шуток в адрес своей же нации. Возможно, некоторые наши ментальные особенности и следовало бы выжигать каленым железом, но ведь много и таких, которыми можно и хочется гордиться.

Данил Бектурганов,

президент общественного фонда “Гражданская экспертиза”:

“Поиск откорячек” – тоже черта национального характера”

– Для начала попробуем разобраться, что же такое менталитет. Всезнающая “Википедия” утверждает, что это совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих некой социальной или этнической группе, нации или народности. Словарь лингвистических терминов под редакцией Т.Жеребило утверждает, что, помимо всего прочего, менталитет – это склад мышления, свойственный данному народу, характеризующийся постоянством, неизменностью, не поддающийся изменению под воздействием идеологического давления. А еще выясняется, что создатель термина “менталитет” французский этнолог Леви-Брюль, изобрел его для обозначения способа мышления первобытных племен и противопоставлял его логическому способу мышления современного человека. Путаница, на первый взгляд?

Само собой разумеется, что каждый народ обладает определенной самобытностью. Это не только национальный язык, традиции и одежда. Это и образ мышления, присущий данному народу. И никакие идеологические катаклизмы не в состоянии его изменить.

Примеры? Да сколько угодно. Всем известны немецкая пунктуальность и аккуратность. Так вот, в самые тяжелые для Германии дни второй мировой войны производство на военных заводах страны продолжалось, и количество брака не увеличилось – как было ниже процента, так и осталось (почитайте мемуары Шпеера). Почему? Немецкое отношение к труду! Еще показательнее воспоминания немецких солдат, попавших в плен на Восточном фронте. Например, “воздушный стрелок” К. Фритцше, оказавшись в плену, поражался наплевательскому отношению к своему труду советских рабочих-заключенных и рассуждал о том, что, если уж тебе дали работу, то выполнять ее нужно хорошо и качественно. Уважение к собственному труду – общее свойство и у крупповского рабочего середины XIX века, и у военнопленного Фритцше в середине XX века, и у немецких специалистов сейчас. И неважно, что там за окном – монархия, нацистская диктатура или постиндустриальное общество. Вот это, по большому счету, и есть менталитет.

Есть ли в нашем характере такие же устойчивые черты и качества? Конечно, они есть, но, к сожалению, это не отношение к труду, а, скорее, отношение к богатству и его признакам. Лучше всех эти черты нашего национального характера описал Абай в своих “Словах назидания”. Рвачество, стяжательство, лень, трусость, лизоблюдство, выпячивание себя и принижение других – это те пороки, которые бичует Абай. И нужно честно признаться: меньше их у нас не стало. Сейчас все это аккумулировалось в новомодном понятии “понты”. Даже пословицы появились вроде “Казах без понтов – беспонтовый казах”…

Ведь это мы берем кредиты для проведения пышных тоев, а потом расплачиваемся за них, сидя на чае и лепешках. Это мы покупаем стотысячедолларовые джипы и ездим на них по городу, чтобы продемонстрировать свою “крутость”. Это мы покупаем дорогущие смартфоны, а потом не используем их даже на 20% от их возможностей, потому как сервисы, которые предлагают эти гаджеты, в нашей стране недоступны и неактуальны.

Знаете, наверное, картину – сельское кладбище, кирпичные или каменные мазары, блестящие купола и аккуратные мощеные дорожки, а в полукилометре – невыразимо грязный аул, косые стены, кривые заборы, отсутствующие дороги… Это наши “понты”. Квинтэссенция, так сказать, менталитета.

Совершенно отдельная тема – ситуация “Я от Баке (Саке, Маке и т.д.)”. Как у нас шутят, “казахское резюме – самое короткое в мире”. Тоже ведь кусочек менталитета. Это огромная проблема (в рамки маленькой статьи ее не впихнуть, но коротенько коснуться нужно). Просто я знаю большое количество людей, которые стали успешными только потому, что они от Баке или от Саке. Бизнесмены, политики, артисты и т.д. добиваются успехов именно таким образом.

Не все, конечно, так грустно. Есть в нашем национальном характере и хорошие черты. Мы – народ добрый, порой до наивности; хлебосольный и гостеприимный, порой до комизма. А еще мы любим и умеем рисковать, мы предприимчивы, падки на новое, интересуемся всем, до чего можем дотянуться. Если вспомнить нашу историю, то мы всегда были, по большому счету, закрыты, кочевали по собственной огромной территории, а потом оказались в огромной, но клетке – сначала царской, а потом советской. Мир открылся для нас всего 20 лет назад, и мы кинулись осваивать его как сельские подростки, впервые оказавшиеся в городе. Естественно, это приводит к определенным коллизиям – и смешным, и грустным. Но мы не смущаемся. Ведь в случае чего у нас есть “понты”!

Что же касается ссылок на менталитет, то, как правило, мы их используем тогда, когда у нас что-то не получается. Это мое личное мнение, но подозреваю, что львиная доля тех, кто часто ссылается на менталитет, на самом деле и не подозревают о том, что это слово означает. Впрочем, ссылка на менталитет ничем не хуже любой другой. Когда человеку нужно оправдать собственную лень, неумение или нежелание работать либо неорганизованность, проще всего сослаться на “обстоятельства непреодолимой силы”, а если землетрясения или урагана не случилось, то сойдет и менталитет.

Еще у нас очень любят ссылаться на менталитет во время выборов… Причем и те, кто выиграл, и те, кто проиграл. Выигравшие восхваляют присущую казахскому народу мудрость, проигравшие клеймят присущую тому же казахскому народу лень и трусость. Оставим за скобками парадокс: как один и тот же народ может обладать диаметрально противоположными качествами? Я просто хочу подтвердить этим мысль о том, что ссылаться на менталитет нельзя. Нужно прекратить это делать. Хотя, если еще раз перечитать Абая, то выяснится, что “поиск откорячек” – тоже черта национального характера. Ну что ты будешь делать!

Зира Наурзбаева,

культуролог:

“В извращенной форме до сих пор присутствует жажда известности и почестей”

– Начнем с того, что национальный характер, тем более в периоды, подобные нашему, – явление нестабильное. Еще 20-25 лет назад торговля для казахов была делом зазорным, а сейчас это престижно. 60 лет назад наши предки приняли с характерным для них гостеприимством и жертвенностью представителей незнакомых им народов, голодали сами, но делились последним с беженцами, с репрессированными (которым НКВД заранее создавало имидж предателей и кровопийц). А сейчас мы не можем не только на государственном, но и на бытовом уровне принять нормально наших братьев – репатриантов, не только не помогаем им, но и зачастую обижаем. Так что говорить о каких-либо чертах национального характера, унаследованных со времен Золотой и Казахской Орды, можно лишь с осторожностью и оговорками.

Очень часто люди, пишущие на подобные темы, откровенно ошибаются – либо в корыстных целях, либо потому, что руководствуются стереотипами российских и советских имперских представлений о казахах. Один из таких стереотипов, особенно эксплуатируемый, – это отсутствие в прошлой культуре казахов демократии, отсутствие у рядового члена традиционного общества собственного мнения по общественным проблемам, извечная “казахская покорность”. Из набора подобных стереотипов обычно делается вывод о неготовности нации к демократии, о необходимости “особого пути” к демократии для нашего народа. Ссылаясь на безразличие современных казахов к политике, на отсутствие массовых волнений в связи с социальными кризисами новейшей истории, журналисты часто эксплуатируют миф о “маленьком человеке”, который ничего дальше своего носа не видит, ничем за пределами собственного хозяйства и аула не интересуется.

Покойный М.Барманкулов в одной из своих статей привел отзывы европейских и русских путешественников ХIХ века, восхищающихся кругозором, развитостью, умением обычного казаха на равных (без забитости, но и без наглости) держаться в любом обществе, в т.ч. в обществе незнакомых ему людей, иностранцев. Это выгодно отличало обычного казаха от русского, французского или английского крестьянина.

Если говорить о современной “покорности” казахов, то за ней стоит сложный комплекс причин. Здесь и негативный опыт нации, лучшие проявления которой подавлялись в течение последних двух веков с особой жестокостью. Здесь и отсутствие у масс возможности проявить себя в политической жизни в позитивном для нашей страны смысле. Активно участвовать в выборах, например, на стороне поддерживаемых властью кандидатов бессмысленно, тем более что народ слишком ясно ощущает, что власти он не нужен. Голосовать за кандидатов от оппозиции, которая зачастую финансируется “извне”, – значит раскачивать национальный суверенитет. Большинство казахского народа понимает это и поэтому ведет себя пассивно в надежде, что со временем национальная государственность станет таковой на деле.

Учитывая сложный путь, пройденный нацией за последние века, и огромное качественное различие между традиционной культурой казахов и современным казахстанским обществом, достаточно проблематично говорить о каких-то напрямую проявляющихся в современной жизни неизменных чертах национального характера. Скорее всего, правильнее было бы пытаться анализировать то, как изменяются, проявляясь в реальности, те или иные глубинные характеристики нации, те или иные архетипы ее коллективного бессознательного (К.Г.Юнг), как зачастую уродливо проявляются в нашей жизни традиционные представления, утратившие свой контекст.

Наблюдая современную казахскую действительность, особенно жизнь этнокультурной элиты, можно заметить, как до сих пор в извращенной форме проявляется жажда известности и почестей, желание доказать всем или, по крайней мере, коллегам и окружающим свое первенство, свое превосходство. Любовь ко всевозможным званиям и премиям, пышные юбилеи, подковерные игры конкурентов, болезненная зависть, болезненное отношение к критике в свой адрес или в адрес своих предков – все это идет из неизжитого, но принявшего уродливые формы рыцарского этоса наших предков.

В колониальное время не отвага и не искусство, не интеллект и не щедрость души, а умение стать “своим человеком” для власть предержащих стало критерием и сутью подковерной игры. Побеждают в ней лишь “крысиные волки”, а не талантливые личности. Игра эта наносит лишь ущерб интересам нации в целом, тормозит ее развитие. Сегодня игра и игроки стали какими-то убогими. Кто-то сказал: “Казах покупает новый костюм (машину и пр.) не потому, что он нужен ему, а чтобы унизить соседа”. И еще: “Мечта казахского интеллигента – выпустить пару своих книг, пару книг о себе и…”.

Историк Н.Масанов в своей книге “Кочевая цивилизация казахов” тщательно описывает трудозатраты скотовода, который, чтобы, например, напоить стадо овец и верблюдов, достает вручную воду из колодца глубиной в несколько десятков метров. Но он же любит, как и другие, бичевать праздность и лень казахов, их неискоренимую тягу к многочасовым застольным беседам. Сдается, излюбленный казахский ответ на вопросы “Что делаешь? Куда идешь?” – “Жай, аншейiн” (“Да так, пустяки”) коренится в этой самой демонстративной праздности, с той только разницей, что в европейском обществе такую праздность демонстрировали немногие избранные, а у нас это выглядело и, к сожалению, продолжает выглядеть как национальная черта.

Одна из часто обсуждаемых проблем – любовь казахов к заимствованиям чужеродного, чреватая окончательным размыванием национального менталитета, утратой национального “Я”. В ХIХ веке, например, русские колониальные чиновники и миссионеры отмечали интерес казахов к русскому образу жизни, их способность и готовность перенимать этот образ. То же самое можно сказать о казахах, соседствующих с узбеками и пр. А сейчас казахские студенты увлеченно празднуют Хэллоуин и День святого Валентина. Если говорить о дне сегодняшнем, то многое здесь идет от явного или скрытого комплекса национальной неполноценности. Еще одна причина – полное разрушение в ХХ веке кочевого уклада жизни. Например, узбеки традиционно жили махаллей – соседской общиной и сейчас в массе своей продолжают жить подобным образом. Махалля оказывает решающее влияние на образ жизни и стиль поведения. Тогда как абсолютное большинство казахов живут вне кочевого уклада, в городе разрушена и родовая община. Ясно, что при таком коренном изменении уклада, к тому же в колониальных условиях, нация должна была искать новые формы жизни, в том числе заимствуя их у других народов.

На мой взгляд, необходимо учиться у оседлых наций закрытости, четкому разделению “своего и чужого”, привязанности к “своему”. У них большинство воспитывается в абсолютной уверенности превосходства своего собственного, и лишь численно небольшая интеллектуальная элита открыта чужому культурному опыту, выбирая в нем наиболее полезное для будущего нации, вводя это полезное в национальную жизнь умеренными дозами и в приемлемой форме. Нам нужно учиться именно этому. Вместе с тем необходимо вырабатывать какие-то новые, соответствующие современным условиям, но в тоже время позволяющие нам остаться самими собой жизненный уклад и стиль жизни.

Серик Бельгибай,

политолог:

“Сейчас казахи – это народ с оборванной культурной преемственностью”

– Наиболее разрушительное влияние на состояние казахского народа, его культуры оказал советский период. Численность казахов сократилась больше чем наполовину, многие вынуждены были покинуть родину, жить изолированно на чужбине. Причем геноцид, выразившийся в насильственной коллективизации, привел не только к сокращению численности народа, но и к быстрому уничтожению традиционного образа жизни. Казахи лишились привычного экономического базиса своей культуры, которая вследствие этого стала быстро размываться, теряться. Курс на русификацию в Казахстане, например, был более успешным, чем в том же Узбекистане. Оседлая культура оказалась более устойчивой. Была уничтожена культурная и политическая элита народа. Людей приучили к страху – перед выражением своего мнения, ответственностью за что-то, кроме того, что происходит за пределами твоего двора.

О том, как менялся менталитет казахов на протяжении столетий, сказать трудно. Гораздо важнее то, какие мы сейчас…

Сегодняшние проблемы казахского народа логично вытекают из разрушительного влияния советского периода на его психологию и общее состояние. Главное из них – отсутствие единства, общих целей, объединяющих ценностей. То есть ценности есть, но они где-то скрыты, не приобрели важности для всего народа, не осознаны.

У прежних казахов была общность, в которой они знали свое место. Это жизнь в родовой системе, обязательства по отношению к своим сородичам. Вся культура была пронизана этой логикой, из которой исходили и все остальные ценности, в том числе чувство собственного достоинства, гордость и т.д. Это единство шло по возрастающей – от близкого родственного круга к дальнему, затем к родовому объединению на разных его уровнях. Это формировало слабую, но все же более реальную, чем сегодня, идентификацию себя как казаха.

Но очень быстро всего этого не стало. Прежняя культурная система была разрушена на самом основном его участке – в родовой системе, объединенной общим хозяйствованием.

В соцсетях часто говорят о неверном именовании нашего народа словом “казах”. Безусловно, это неправильно. Точное название “казах”. Впрочем, в нашем сегодняшнем состоянии “казах” – это именно то, что представляет собой народ. Сейчас казахи – это народ с оборванной культурной преемственностью, разъединенный, без живой истории, без представления о своем прошлом, а значит, со смутным будущим.

Сегодня мы наблюдаем процесс формирования казахской нации (в смысле нации как политического субъекта). Он идет крайне медленно, но идет, и это главное. Особенность этого трудного процесса видна, например, в том, что казахские патриоты находятся на обочине политики и четко фиксируются как оппозиция, даже независимо от степени радикальности или лояльности. Почему? Потому что ответственное осознание себя как “казах” – это не только любовь к родине, стремление к изучению родного языка, истории, культуры. “Мен – казах” неизбежно приводит к вхождению в область политики, где творится многое, что абсолютно неприемлемо с точки зрения человека, который называет себя “казах” и вкладывает в это слово больший смысл, чем запись в паспорте.

Становление нации дает единство, формирует новую культуру, которая станет единой для всех казахов, со всеми хорошими и плохими чертами нашего народа. И только тогда, когда этот процесс подойдет к завершению, можно будет говорить об окончательном появлении государства Казахстан, в котором слова Конституции “Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой…” будут иметь реальный смысл.

camonitor.kz

В чем же её тайна?


Из эпоса можно понять, каким уважением к женщине были преисполнены создатели казахского эпоса. Испокон веков из уст в уста из поколения в поколение пересказывали эти народные предания, и тот факт, что женщина в них фигурирует как собирательный образ и действующий герой, а поступки ее своевольны и раскрывают понятие женской чести, во многом говорит о социальном положении и о природе казахских женщин. В эпосе женщина ценится наряду с конем и оружием, что ни в коем случае не принижает ее, а напротив доказывает восхищение ею. Кроме этого, часто женские образы являются некой аллегорией к уму батыра или мужского героя в произведении, то есть в древних сказаниях женщина всегда выступала в роли напарника и советчика мужчины.

Эта роль женщины прослеживается и в реальных исторических лицах. Ведь кроме общественной значимости женщина играла еще и ключевую роль в политике. Во многом на окончательное решение великих казахских ханов влияли их жены, которые были не просто супругами правителей, но и непосредственно разделяли с ними узды правления ханством и играли важную роль в судьбе своего народа. Недаром ведь говорят: “Жаксы айел жаман еркекті хан гылады”, что в переводе означает “Хорошая женщина даже плохого мужчину сделает ханом”.

Одним из ярких примеров является Нигар-ханым, жена Касым хана. По мнению ученых, она хорошо разбиралась во внешней политике и способствовала улучшению отношений между Казахским ханством и Могулистаном. После смерти мужа она стала советницей Тахир хана. Великий хан Абулхаир тоже во многом должен своей жене, ханше Бопай. Она отличалась красивой внешностью, интеллектом, сильным характером, абсолютной независимостью в поступках и суждениях и дипломатичностью. Из-за ее сильного влияния на супруга историки считают ее одной из самых выдающихся женщин средневековья. Другой очень влиятельной и яркой женщиной своего времени была ханша Фатима, жена последнего казахского хана Жингира. Ее удивительную красоту, статность и мудрость отметили на коронации императора Николая I. Она выделялась своими манерами, знанием языков и образованностью. Известно, что она всегда поддерживала своего мужа и часто помогала ему выйти из сложных ситуаций. Конечно, образ жизни жены хана сильно отличался от жизни обычной женщины, но ее судьба была не легче, ведь на ее долю выпала огромная ответственность, не просто во всем соответствовать статусу своего мужа, но и играть роль в жизни целого народа и налаживать дипломатические связи во внешней политике ханства.

К сожалению, в наше время понимание того, что же собой представляет казахская женщина, проходит сложный этап в истории нашего народа. Во многом, осуждение женщин в современном обществе берет истоки из незнания истории казахского народа и искаженного понимания женщины-казашки. Сейчас часто, ссылаясь на наши традиции и обычаи, люди накладывают множество ограничений на женскую свободу, ведь девушка-казашка всегда должна быть покладиста, хорошо воспитана, послушна, но казахская женщина никогда такой не была. Женщина, живущая под вольным небом, уверенно сидящая в седле и знающая, как убить врага с одного раза просто не может склониться перед кем-либо или перед чем-либо. Казахская женщина – это сестра, дочь, мудрая жена, любящая мать, советник и воин, чьи настоящая красота и пылкий нрав меняли ход истории, восхищали краеведов и навсегда передались будущим поколениям казахских женщин. Поэтому дорогие читательницы-казашки, не слушайте все эти “но ведь казашка должна быть…”, потому что мы всегда были и будем свободны и прекрасны.

boktudakorgonemessin.info

10 качеств казахского мужа | Интернет-журнал Pandaland | Читаем журналы онлайн бесплатно

Вы знаете, я возмущена тем, что столько претензий и осуждений казахским снохам. Почему никто из взрослых тетушек и апашек, стотысячные родственники не осуждают или не говорят, каким должен быть настоящий казахский зять?! (куйеу бала). Осуждать келинок родни мужа они мастаки, а вот своих сыночков считают чуть ли не Бредом Питтом – и красив, и умен, и заслуживает большего, с женой ему не повезло, вот он какой идеальный, а сноха какая попалась… Прежде, чем трепать нервы своей жене, что она умеет или не умеет, нужно самому стать настоящим семьянином, мужиком! Вот основные качества идеального мужа на мой взгляд: 

1) Изначально поставить так, чтобы его родня уважала его выбор, а жена относилась к его родне с уважением! (Как к ней отнесешься, так и будет дальше, нельзя загонять в угол жену в семейных интригах, а самому оставаться в сторонке, нужно взять все на себя).

2) Должен выполнять свои мужские обязанности! Материальное обеспечение, создание бытовых условий. (Чтобы жена могла чувствовать себя уверенной в своем муже, чувствовать опору и надежность. Если всего этого не может сделать зятек, то он с какого это перепуга упрекает ее?! Молчал бы хотя бы. Просто живи и уважай жену).

3) Расходы на ребенка, расходы для жены – все должен он учитывать! Что теперь вся обязанность на нем! (Девушку родители воспитали, вырастили, обучили, а теперь это все долг мужа, а не ее родителей).

4) Свои планы, семейный бюджет, мелкие и крупные вопросы касающиеся его и жены НЕ ДОЛЖЕН часами обсуждать со своими родственниками по телефону. (Касается мужей. Чтобы потом родня мужа не вмешивалась и не требовала без конца денег, когда молодая семья и так еле сводит концы с концами. Причем еще здесь помогают и жалеют только родные жены. Именно они понимают, что молодым нужна поддержка. А тут он строчит в агенте или ватсапе в общении со своей сестрицей, ой, жена такая попалась, вечно всего ей не хватает, и тут советчица сестра начинает ему мозги промывать, что, мол, незачем такое терпеть, нужно разводиться. И просит крупную сумму денег у брата).

5) При своих родственниках, при друзьях он НЕ ДОЛЖЕН ехидничать, поднимать голос на жену. (Уважение при других лицах очень важно. Женщина может на тот момент промолчать, но не забыть. Потом у жен включается воспоминание всех обид. Проявляется оно у всех по-разному).

6) Выходные, важные праздники он ДОЛЖЕН проводить семьей! (А не бежать по первому щелчку якобы людям помогать. Если пацаны и “всякие” дороже, то незачем создавать семью. У него должна быть точно такая ответственность, как и у жены. Выходные нужно посвящать ребенку и общим семейным делам. Все это сделай и, пожалуйста, иди куда хотел).

7) И вообще, нужно в любых ситуациях ставить семью – РЕБЕНКА И ЖЕНУ – на первое место! (Все решил в семье, всем обеспечил и сделал, можно потом и другим помочь).

8) Машина. Она должна служить семье. А не катанию других “всяких” лиц. (Жену нужно отвести на базар, жену с ребенком в поликлинику, в садик, на выходных – в игровые центры. Все это не только жена одна должна думать, муж тоже должен включать мозги, что это и его отчасти обязанности. А не бежать сломя голову, крича на жену “не морочь мне голову”).

9) Он НЕ ДОЛЖЕН вмешиваться в мелкие бытовые вопросы. (Например, одной татешке родственнице что-то нужно подарить, он НЕ ДОЛЖЕН без конца контролировать сколько кесешек и ложек дома. Молча даешь деньги, женщина сама знает, как и на что правильно потратить).

10) Он НЕ ДОЛЖЕН ссор из избы выносить! Вообще. (Должен дорожить семьей, даже в критических ситуациях, при сильной ссоре ни в коем случае делится со “всякими” знакомыми или девицами с работы.

Конечно, я не знаю, у кого так. Но это, те элементарные качества и обязанности настоящих казахских парней. Я затронула эту тему, уж накипело все это в адрес келин. А вы как думаете? Есть такие вообще? Или традиции работают только в одну сторону, когда это удобно мужчинам? 

*Язык и стиль автора сохранены

pandaland.kz

Девушки высказались о роли размеров достоинства и бумажника при выборе мужчины

Прекрасная половина человечества призналась, что больше всего их привлекает во внешности мужчин, за какие качества в характере они готовы побороться, важен ли для женщин толстый кошелек, готовы ли они принять токал и имеет ли значение размер?

Внешность

50% опрошенных отметили высокий рост, эти респондентки предпочитают мужчин выше 1,78 м. Почти все опрошенные женщины обращают внимание на спортивных, подтянутых, пышущих здоровьем джигитов.

«Высокий рост и широкие плечи — да. Хилый мужчина — нет. И еще не особо привлекают слишком смуглые парни, кап кара казактар», — высказалась 26-летняя Алуа.

«А я обращаю внимание на обувь мужчины. Если на нем сандалии, а под ними — носки, то я сразу ставлю крест. Насколько мужчина опрятно одет и обут — это имеет важное значение для меня», — отметила 22-летняя Лариса, добавив, что «не очень любит мужчин славянской внешности».

Аккуратность в мужчинах нравится и другой респондентке — 24-летней Еве.   

«Хорошая стрижка — это показатель того, что парень ухаживает за собой. Мне не нравятся мужчины с «дефектами» — шрамами, например. Мой молодой человек — обязательно с большими глазами», — заметила она.

«В первую очередь меня привлекает широкая добрая улыбка. Прямо голову сносит. Почему женщина обязательно должна быть стройной, а мужчину полагается любить таким, какой есть? Не пройдет. И самое субъективное третье мнение — мне нравятся мужчины с густыми волосами. Редкие тонкие волосы наводят на мысль о том, что после 30 и плешь на голове появится. Поэтому мой выбор: улыбка, физическая подтянутость и здоровые густые волосы. Эстетика не в приоритете», — сказала Аружан, 24 года.

А вот для 24-летней Дариги главное в мужчине — харизма.

«Взгляд! И в этом взгляде что-то должно проскользнуть. Огонь, энтузиазм, рвение к жизни — это сразу видно по глазам», — добавила Карина, 30 лет.

«Руки должны быть большими и сильными», — сказала 24-летняя Маржан.

«Чем руки грубее, тем лучше. Не люблю руки нежные, как у девушек», — заметила Александра, 24 года.

Характер

Для 40% опрошенных важно чувство юмора. 20% не терпят в сильном поле жадность и скупость. 30% привлекают заботливые мужчины. Ну а за доброту высказались все респондентки NT.

«Мужчина должен быть инициативным, легким на подъем. В нем должна ощущаться некая мужская сила, чтобы девушка не чувствовала себя сильнее его, иначе, на мой взгляд, у нее угасает интерес и уважение к нему. Принцип «Мужик сказал — мужик сделал» должен работать, это полная ответственность за свои слова», — отметила Алуа.

«Честность — самый главный аспект. Амбициозность — какие цели человек ставит, как он к ним идет. Умение излагать мысли, вести диалоги, брать ответственность за себя и близких. Все остальное приложится», — считает Ева.

«У него должен быть широкий взгляд на мир. Неконсервативный», — высказалась Маржан.

Материальное положение

Что касается финансового вопроса, то он не заботит 70% опрошенных девушек. Правда есть одно условие — мужчина должен быть умным и целеустремленным.

Лишь 10% респонденток отметили, что им важно наличие у мужчины хорошего достатка, речь о жилье, личном авто и высокооплачиваемой работе.

«Если ему 35, а он ничего не добился, это повод задуматься, нужен ли такой спутник по жизни», — категорична Алуа.

«Если у человека есть мозги, он всего добьется. Главное, чтобы было желание, чтобы думал своими мозгами, а не папа с мамой решали», — уверена Мадина.

«Женщина сама делает своего мужчину. Ты можешь сделать из него пьяницу, а можешь министра. Все зависит от женщины», — отметила Макпал.

«А я не люблю избалованных богатых понторезов-мальчиков. Чем богаче, тем тупее», — отрезала Александра.

Отношение к измене

Примечательно, что 90% респондеток готовы простить мужчине физическую измену. При этом большая часть затруднилась ответить на вопрос с ходу, но, подумав несколько секунд, женщины все же решались на помилование.

К слову, при этом ни одна из опрошенных не готова принять вторую жену или токал.

Лишь 20% категоричны в ответе: для них нет различий между физической и «духовной» изменой, любая неверность ведет к немедленному разрыву отношений.

«К токалкам отношусь отрицательно, я это не приемлю — либо жена, либо развод», — резанула Алуа.

«Вторую жену я позволю взять только через его труп», — по-черному пошутила Лариса.

«Понятия «токал» нет в моем словаре. Попахивает архаизмом и тотальным неуважением к женщине», — «диагностировала» Аружан.

«Мужики всегда изменяли, изменяют и будут изменять. Женщины сами добиваются измен своими капризами и вечными ПМС. Прощу, но до 2 предупреждений», — высказалась Александра.

Размер не имеет значения

В интимном вопросе женщины менее категоричны. Для 90% опрошенных размер не имеет значения.

«Если мужик офигенный, то средний — нормально. Просто казахи не умеют пользоваться этим умело», — пошутила Маржан.

«Главное, чтобы умело пользовался, а не вату катал. 30 см, конечно, никто не просит», — высказалась Мадина.

«Доставление удовольствия партнерше от размера органа не зависит, думаю», — полагает Алуа.

«Как у афроамериканца, только белый», — сострила Лариса.

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram.

 

newtimes.kz

Я ненавижу казахский менталитет – Yvision.kz

Disclaimer: Как это ни странно, всё написанное тут является моим мнением, и, соответственно, не все мои мысли являются объективными. Я – казах, так что по законам Интернета пост анти-националистическим назвать нельзя, хотя это бы многое упростило.

Среднестатистический казахский человек на данный момент является сборником негативных качеств других, пусть не идеальных, но более четко сформированных народов, с которыми за историю существования, нам удалось столкнуться. Славянское негодование, кавказские понты, европейская брезгливость, американская зацикленность на деньгах, дальневосточная леность и восточноазиатская мелочность. В людях похожие проблемы возникают как правило, когда им что-либо не достает. Но почему казахи?

Если бы я мог одним словом дать определение казахскому менталитету, то это было бы слово “жай”. Мы ко всему относимся “жай”: к религии, воспитанию, финансам, отношениям, ко всему. Нет полной отдачи и серьезного отношения, потому что когда начинаешь трезво и объективно смотреть на вещи – становится страшно. Ну или ты не смотришь на вещи трезво и объективно в принципе, а смотришь отечетсвенные каналы или залипаешь в телефоне. Как часто люди из поколения постарше в непонятной ситуации говорили вам “все будет хорошо, не переживай”? Думаете у них есть решение?

Люди, которые все же в малой мере начинают осознавать, что дело дрянь ограничиваются себя той мыслью, что кто-то где-то наворовал денег и из-за этого в стране куча проблем. Отчасти все так и есть, но эти же самые люди не появляются неоткуда. Вот ты почитав газеты, сидишь и думаешь, что вот эти люди сверху такие иррациональные, вкладывают деньги непонятно куда, воруют, а о народе не думают. На самом же деле они занимаются теми же вещами, что и ты, но в чуть более других масштабах. Представь, что твоя свадьба это Expo, а гости, которые на 90% состоят и людей не особо жаждущих к тебе идти, это иностранцы. Твоя квартира – Астана, а твой подъезд и двор – остаток страны. Период траты взятых в кредит денег – 91 – 15 гг., а период выплаты – 15 – ??. Дальнейшую аналогию объяснять думаю не нужно.

ДА в нашей стране много воруют, но такие же вещи в более грандиозных масштабах происходят везде, прям везде. Так почему мы так плохо живем? Просто на самом деле, мы являемся бедной страной, которая НИКАК не хочет это признавать. “Но у нас же столько ресурсов, особенно нефти, нас так мало и мы должны жить как Арабы…” – не нужно иметь докторантуру в политологии, чтобы понимать, что малонаселенная страна (другими словами страна, которой очень сложно себя защитить) с хорошим сырьевым придадком, находящаяся между Россией и Китаем по умолчанию обречена на большой котен. Появляется вопрос “что делать?”. А ничего не делать, разве что расслабить булки, сесть и задуматься “что ты можешь сделать для лучшей жизни?”. Все становится сложнее, но зато интереснее.

Вообще, я не особо понимаю казахскую зацикленность на внутренней политике (внешняя не берется в расчет, потому что сложно говорить о том, чего нет). Людям всегда нужно искать человека, который принимает грандиозные решения и спасет их от никчемной жизни. Неважно, эконометрик это или боксер. Напоминает период депрессии в США, когда люди начали придумывать супергероев, однако данный период у нас немножко подзатянулся. Наверное, это изжитки менталитета с ханских времен, суть не в этом.

Суть в том, что казахскому человеку не хватает самодостаточности. Крайнюю степень отсутствия самодостаточности я лично называю тем самым мамбетизмом. Не отсутствие денег, не неумение правильно изъяснятся, а именно отсутствие самодостаточности – когда, тебе не хватает чего-то, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Нагрубить официантке, собрать лайки за сиськи в Инстаграме, пнуть кассиршу кинотеатра или купить яхту в панаме – неважно! Причины так себя чувствовать у людей разные. Многие просто не могут смириться с тем, что большинству на него плевать, но на самом деле, ничего плохого в этом нет. Люди веками боролись за то, чтобы их в конце концов оставили в покое.

Живя в Казахстане все начинает быстро наскучивать и единственное утешение человек видит в восхвалении. В нашей экосистеме, казахский человек не хочет быть лучшим для себя или родных, он хочет быть лучше соседа по квартире. Отсюда возникает метод самооценки человека, когда он судит себя не по тому, комфортно ему с собой или нет, а как его видят окружающие. Поэтому казахскому человеку всегда стыдно, но никогда не совестливо.

Вопрос на засыпку: почему казахи вечно гоняют на улицах города под 100, создавая аварийные ситуации и все же умудряются опаздывать? И кстати опаздывать это не умилительно, а просто раздражает. Избавляйтесь от этого.

Песня, чтобы выжить сегодняшний день: M83 – Walkway Blues

yvision.kz

10 особенностей казахов, которым завидуют иностранцы

“Наверное, нигде в мире не встретишь такого гармоничного сочетания современного прозападного образа мышления и бережного отношения к старинным традициям”, – так говорят о казахах иностранцы, долгое время жившие в Казахстане. И вправду, степной народ имеет много негласных особенностей, которые кажутся интересными представителям других национальностей. Знакомы ли вам эти характеристики и подходят ли они вам?  

1. У вас очень много родственников. Казахский народ всегда дорожил родственными связями. Наличие многочисленной родни присуще всем казахам. И ни один из них не удивится, когда погостить вдруг приезжает тетя внучатой племянницы четвероюродного брата.


© pikabu.ru

2. И если эта тетя внучатой племянницы приносит в дом хорошую весть, например, появление на свет нового члена семьи, то от вас она получает “сүйінші” (ценный подарок). Коли же в руках ее дочери свеженький аттестат или диплом, то за окончание учебы вы обязательно даете “көрімдік” (обычно это деньги).


© Instagram

3. Кстати, к этой самой тетушке, вы обращаетесь исключительно в уважительной форме – на “вы”, как и ко всем старшим. Принцип взаимоотношений в казахской семье – “үлкен-кiшi” (“старший – младший”). На нем же основано и воспитание в целом. Достаточно редко встречаются казахские семьи, где ребенок, обращаясь к матери или отцу, а тем более к бабушке или дедушке, употребляет местоимение “ты”.


© voxpopuli.kz

4. Уважение к старшему поколению проявляется и в том, что право назвать ребенка передается родителям мужа. Именно ата или әже дали вам имя, если вы первый ребенок в семье. 


© kostanaytany.kz

5. Согласно тому же принципу почетного отношения к старшим, вы не начинаете трапезу раньше них. Младшие в казахской семье обычно ждут, пока гости, родители и прародители не попробуют яства и лишь потом приступают к трапезе.

6. Полноценной пищей вы считаете то блюдо, в котором присутствует мясо. Как говорится в анекдоте, казахи считают, что лошади – красивые животные. И вкусные. Поэтому ваш морозильник “набит” \мясом.


© steppe-of-nomads.blogspot.com

7. Ну, а вообще, все ваши съедобные и несъедобные запасы хранятся для гостей. Вы считаете, что гостям должно доставаться все самое лучшее. В этом проявляется всем известное казахское гостеприимство. Когда в доме ждут гостей, то хозяйка весь день проводит на кухне, чтобы порадовать пришедших изобилием кулинарных изысков.

8. Когда вы были маленьким, с приходом гостей вас отправляли в другую комнату, где для вас и других детей был накрыт отдельный дастархан (стол).

9. Когда сытые и довольные гости, наконец, расходятся, то от хозяйки дома можно услышать привычное: “Ал енді өзіміз шәй ішейік” (а теперь сами попьем чай). Тогда к старшим присоединяются все келинки и начинается чаепитие в кругу своих.

10. Кстати, именно за чашкой чая все тайное становится явным. Обязательно найдется родственница, которая знает все про всех. Обычно она забегает к Вам на пиалку чая и совместно с вашей мамой/енешкой (свекровь)/женгешкой (сноха)/женщинами обсуждает “важные, насущные проблемы”.


Фото Светланы Лебедевой

Автор: Нурлыайым Нурсаин

mix.tn.kz

Особенности казахского менталитета: Сексуальные домогательства – тема “уят”

Сначала в обществе вызвали резонанс случаи с избиением Баян Есентаевой и надругательство над шестилетней Викой из Актау, а после народ бурно обсуждал замешанного в секс-скандале министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы.

Только за последние пять лет, по данным Генпрокуратуры, количество зарегистрированных правонарушений с сексуальным подтекстом возросло в два раза – с 1985 до 3623 случаев.

Но председатель правления объединения юридических лиц “Союз кризисных центров” Зульфия Байсакова считает, что эти цифры не соответствуют действительности. Фактов насилия в стране гораздо больше тех, что зарегистрированы в полиции. Связано это, по её мнению, с казахстанским менталитетом, где любая тема о сексе подвергается табу.

“Даже в наш союз с такими проблемами обращаются не так часто. Это связано отчасти с тем, что люди мало информированы, и у них нет уверенности, что они смогут что-либо доказать. У нас ведь как? Чтобы что-то доказать, обязательно нужен труп, оторванная голова или судмедэкспертиза и запись с видеокамер. Мы не имеем методик дознания и расследования таких дел. И несмотря на то что мы хотим войти в 30 конкурентоспособных государств, а мы это, возможно, и сделаем по другим показателям, нашу казахстанскую ментальность никто не отменял”, – сказала Байсакова.

Мировосприятие казахстанцев, по мнению Байсаковой, и есть та самая причина, по которой в стране так много сексуальных проблем.


Зульфия Байсакова / Фото с сайта time.kz


“У нас ведь девушка должна нести ореол целомудрия, не носить коротких юбок, не выходить никуда в темноте. Ей нельзя пить, курить. Конечно, она будет молчать о том, что её кто-то домогался или её изнасиловали. Они просто скрывают эти факты, потому что потом это отразится на их дальнейшей жизни”, – пояснила глава Союза кризисных центров.

Насилию, по словам Байсаковой, в Республике подвергаются не только представительницы слабого пола, ему подвержены и мужчины. Но в силу своей психологии они стараются избегать огласки этой темы.

К слову, по статистике, острый и масштабный характер приобретают факты домогательств и насилия и над детьми. Байсакова отмечает, что чаще всего это происходит в закрытых учреждениях.

“Любое домогательство в закрытом учреждении приравнивается к пыткам. И несмотря на то что у нас создан национально-превентивный механизм, который позволяет заходить в ряд закрытых учреждений, детские организации не попадают под этот мандат”, – отметила она.

Для того чтобы искоренить эту проблему в Казахстане, по её мнению, необходимы изменения на законодательном уровне.

“Необходимо создать такую основу для изменений на законодательном уровне, сделать так, чтобы жертвам сексуальных домогательств предоставлялась защита, чтобы мы могли любое дело сексуального плана довести до конца. И это касается не только женщин или мужчин, это касается и детей”, – пояснила Байсакова.


Елена Тарасенко / Фото с сайта газеты “Караван”


С её мнением согласна и заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщины и семейно-демографический политике при Президента РК Елена Тарасенко. По её словам, казахстанцы должны направить все силы на то, чтобы проработать механизм по решению данных проблем.

“Сейчас мы хотим изучить подробно эти вопросы. Наша главная задача – добиться решения и устранить пробелы на законодательном уровне”, – пояснила Тарасенко.

Детский психолог, президент Института равных прав и равных возможностей Казахстана Маргарита Ускембаева отметила, что на фоне сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних в Казахстане растёт количество суицидов.


Маргарита Ускембаева / Фото с сайта inform.kz


“Мы находимся в списке лидирующих стран по суициду среди детей: Россия на первом месте, Латвия на втором и мы на третьем. А по суициду среди девочек-подростков, в возрасте от 15 до 19 лет, мы и вовсе возглавляем список. Этот учёт ведётся среди 24 стран Азии. И когда мы проводили исследования, выяснили, что оказывается, первой причиной суицида среди девочек является насилие. А педофилия – это одна из жесточайших его форм. И эти процессы очень латентны. Угроза имеется, и каждый случай очень драматичен. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что это действительно происходит в нашем обществе. И с этим, несомненно, надо бороться”, – сказала Ускембаева.

О том, что в Казахстане сексуальная тема является закрытой, говорит и глава Феминистской лиги Казахстана Евгения Козырева.

“Даже домогательства – это закрытая тема. Такой статистики в наших правоохранительных, судебных органах нет, потому что нет обращений. А обращений нет, потому что нет такого закона, по которому можно обратиться. Поэтому очень важно, чтобы были формальные вещи, защищающие подвергшихся домогательствам и насилию”, – отметила она.


Евгения Козырёва / Фото informburo.kz


Феминистская лига провела также исследование на предмет существования сексуальных домогательств на рабочем месте. Охвачены были Шымкент, Алматы и Актау, где были опрошены мужчины и женщины в возрасте от 18 до 56 лет. По итогам исследований выяснилось, что приставаниям на работе подвергается больше половины опрошенных.

Козырева возмущена и статистикой в отношении надругательств над детьми. В большей степени её тронуло, что в Казахстане 70% мальчиков испытывают сексуальные домогательства.

“Такое количество мальчиков в стране подвергаются сексуальным домогательствам до 10 лет. А девочки подвергаются приставаниям с малого возраста. Проблема настолько назрела, что народ считает, что это уже терпеть нельзя и нужны официальные меры. Домогательства происходят в каждой школе, даже в самой распрекрасной. Вы представляете, какой разгул сексуальных домогательств?!” – отметила глава феминистской лиги Евгения Козырева.

Она считает, что несмотря на весь произвол, в Казахстане всё же предпочитают молчать о проблемах с сексуальным подтекстом.

“Сейчас наша главная задача – это проанализировать и доказать нашим правоохранительным органам, что проблемы существуют. Нам нужно доказать Парламенту, что необходимо принимать специальные законы. Просто очень трудно в нашем обществе заявить о домогательствах и изнасиловании. И если изнасилование можно хоть как-то доказать, то сексуальные приставания – гораздо сложнее. В 1997 году говорили, что у нас насилия нет. Для того чтобы доказать обратное, у нас ушло более 15 лет. Надеемся, что нас в итоге услышат”, – отметила Козырева.

При этом общественники и правозащитники просят всех, кто подвергся насилию и домогательствам либо знает о подобных случаях, обращаться в неправительственные организации.

“Мы не можем просто по своему желанию вмешиваться в чью-либо жизнь. Для того чтобы оказать помощь и поддержку, нам нужен сигнал – обращение этого человека или кого-то из его окружения. Поэтому я предлагаю не бояться говорить об этом. Потому что это единственный способ искоренить проблему насилия в Казахстане”, – сказала глава Феминистской лиги.

Адвокат из США Хелен Рубинштайн считает, что в случае, если национальные меры не приводят к защите, надо идти дальше и обращаться в международные организации.