Психологическая детская диагностика, тесты
Психологическая детская диагностика, тесты
Тест на память детей 6 - 7 лет. "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия
Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей от 6-7 лет. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не связанных друг с другом по смыслу.
Например:1) год, слон, мяч, мыло, соль, шум, река, пол, весна, сын или: 2)гора, пила, роза, мыло, нога, перо, очки, река, диван, хлеб
Желательно иметь несколько таких наборов.
Инструкция: "Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Так как все слова никто с первого раза не запоминает, я прочитаю их тебе несколько раз. После каждого раза ты будешь повторять все слова, какие ты запомнил, в любом порядке". Инструкция при 2-м предъявлении: "Сейчас я повторю слова еще раз, а ты запоминай и повтори за мной все, какие запомнил, в том числе и те, которые говорил в прошлый раз". При 3 и 4 предъявлении достаточно сказать "Слушай еще раз", при 5 - "Сейчас я прочитаю слова в ПОСЛЕДНИЙ раз, а ты постараешься повторить побольше". В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно стимулировать его словами "Ещё! Постарайся вспомнить ещё!". После заучивания ребенок занимается другими заданиями, а в конце исследования необходимо проверить, сколько слов осталось у него в памяти (отсроченное воспроизведение).
В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов. Результаты заносятся в
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
№ | Гора | Пила | Роза | Мыло | Нога | Перо | Очки | Река | Диван | Хлеб | Дополнитель-ные слова | Итог |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
Через час |
Оценка результатов:
4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.
3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.
2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.
1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.
Психологическая детская диагностика, тесты
Психологическая диагностика и тесты для детей от 5 до 7 лет. (79)
Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном ( какой я , какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном ( какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.
К эмоциональным чувствам можно отнести:
— любопытство;
— любознательность;
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В 6—7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Психологическая готовность к школе.
Компоненты психологической готовности | Содержательная характеристика |
Интеллектуальная готовность |
Наличие широкого кругозора и запаса знании. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание. Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации. Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие фонематического слуха |
Личностная готовность |
Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Потеря «детскости», непосредственности |
Социально-психологическая готовность |
Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. |
Эмоционально-волевая готовность |
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость. Сформированность не боязни трудностей. Самооценка. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. |
Психологическая диагностика и тесты для детей
Тест на внимание ребенка 4 - 7 лет "Найди отличие"
Эта методика предназначена для детей 4-7 лет и позволяет определить уровень внимания.
Задание ребенку
Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты.
Оценка результатов
16-17баллов — высокий уровень;
4-7балла — ниже среднего;
13-15 баллов — выше среднего;
0-3 балла — низкий уровень.
8-12 баллов - средний уровень;
Тесты для определения уровня развития детей дошкольного возраста
Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 - 7 лет
Цель:Диагностика психологической готовности детей 5 - 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Руководство к тесту
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 - 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)».
Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Первое задание: «История в картинках» (рис.4 - 6)
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Оценка задания:
7 баллов - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ.
Второе задание: «Знание цвета»
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл
Третье задание: «Заучивание четверостиший»
Инструкция (состоит из трех этапов):
Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! -
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила».
1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела!»
2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
«Гудит и вьется над цветком
Прилежна и мила».
3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
Оценка задания:
8 баллов - Правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов - Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связьнарушена.
0 баллов - Набор бессмысленных слов или полный отказ.
Четвертое задание: «Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.
Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Пятое задание: «Процесс счета».
Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).
Оценка задания:
5 баллов - Счет без моторных компонентов.
4 балла - Беззвучное проговаривание (движение губ).
3 балла - Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.
2 балла - Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним.
1 балл - Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.
0 баллов - Отказ отвечать.
Шестое задание: «Порядок счета».
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.
Седьмое задание: «Классификация предметов».
Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин .
Инструкция: «Вот три корзины. Эта - (показывают) корзина для фруктов, эта - (показывают) для овощей, эта - (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соответствующие корзины также указываются)».
Оценка задания:
За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
Восьмое задание «Восприятие количества».
Состоит из двух частей.
1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:
Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»
Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.
2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.
Оценка задания :
Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть - чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.
Девятое задание: «Размещение фигур».
Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты
1 часть : У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.
Оценка задания : За каждое правильное название начисляется один балл.
2 часть: Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?»
Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круглый.
За каждое правильное объяснение - один балл.
3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.
Инструкция (поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) - все круги».
Оценка задания : За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.
Десятое задание: «Сравнение картинок».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
Оценка задания:
2 балла - Правильное решение без помощи.
1 балл - Правильное решение с помощью.
0 баллов - Решения нет.
Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма за 4 пары картинок - 8 баллов.
Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы».
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур
Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.
Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.
Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший».
Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из третьего задания . «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и Iтретьем задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в третьем задании.
Тринадцатое задание «Нахождение аналогий».
Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
Днем светло, а ночью ?... (темно)
Птица поет, а собака ?... (лает)
Машина едет, а самолет ?... (летит)
Голубь летает, а рыба?... (плавает)
У кошки - шерсть, а у утки ?... (перья)
Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи)
Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Четырнадцатое задание «Срисовывание».
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).
Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».
Оценка задания: Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 баллов - Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
3 балла - Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.
2 балла - Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
0 баллов - Рисунок совсем не похож на образец, каракули.
Пятнадцатое задание :«Описание картинки».
Ребенку показывают картинку
и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».
Оценка задания:
а) Разговорная речь.
2 балла - Беглая речь без запинок
1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.
б) Построение предложений.
8 баллов - Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла - Преимущественно простые предложения.
1 балл - Преимущественно неполные предложения.
0 баллов - Построение предложений нарушено.
в) Артикуляция.
2 балла - Четкое произношение звуков.
1 балл - Нечеткое произношение звуков.
г) Фантазия, воображение.
Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Таблица 1
Проценты | 4 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 98 | 100 |
Суммарный показатель | 71 | 76 | 79 | 85 | 90 | 92 | 96,5 | 99 | 102 | 108,5 | 111 | 117 |
Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2
Компоненты умственного развития | Номера заданий |
1. Обучаемость (как способность к обучению) | 3, 8, 12 |
2. Уровень образования понятий | 1, 4, 13 |
3. Уровень развития речи | 1, 15 |
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) | 1, 4, 9, 13 |
5. Овладение отношениями множеств | 5, 6, 7, 8 |
6. Знание форм, их различий | 9, 11 |
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия | 2, 10, 11, 13, 14 |
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве | 14 |
9. Умение классифицировать предметы | 7, 9 |
10. Память | 3, 12 |
Регистрационный бланк к тесту
Таблица 3
Номера заданий | Ответы ребенка | Примечания | Оценки |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 |
Тестовые задания для детей 5–6 лет
Цель: Проверка уровня развития слуховой памяти.
Описание: Предлагайте ребенку запомнить 10 слов. Слова должны быть простые и короткие.
Это может быть такой ряд: Кот, ель, дом, зима, игла, машина, сестра, лошадь, очки, стол.
Вы медленно зачитывайте ребенку слова и просите его повторить все, что он запомнил. Затем читаете эти же слова второй раз, и ребенок опять повторяет все, что запомнил. Процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не запомнить все 10 слов. (но не более 5 раз).
Оценка: Норма – ребенок с первого раза запоминает 4–5 слов, а все 10 слов после 3–5 повторов.
2. Тест для исследования зрительной памяти.
Цель: С помощью данного теста можно исследовать особенности зрительной памяти ребенка.
Описание: Покажите ребенку 10 картинок. Каждую картинку демонстрируйте 5 – 6 секунд. Показав ребенку все 10 картинок, попросите его назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет.
Оценка: Хороший результат – 8–10 картинок.
Удовлетворительный результат – 5–7 картинок.
Неудовлетворительный результат – меньше 5 картинок.
3. Теппинг-тест.
Цель: Определение нейродинамических особенностей.
Описание: Задача ребенка как можно быстрее ставить точки в рабочем квадратике (см. рисунок 1) и по сигналу переходить в другой. На работу в каждом квадратике отводиться 5 секунд. Затем ребенок переходить к следующему квадратику и так до шестого. Верхний ряд квадратиков заполняется правой рукой, нижний – левой, начиная с четвертого, пятый и шестой.
Оценка: Подсчитайте среднее количество точек в каждом квадрате (сложите точки во всех квадратах и разделите на 6).
1–16 точек - ребенок медлительный, все задания он будет выполнят в медленном темпе, торопить его нет смысла. Лучше поработать над автоматизмом движения, за счет этого может увеличиться скорость работы.
16–20 точек - ребенок способен работать в нормальном, среднем темпе. Успеет справиться заданным объемом работы.
20 и более точек – скоростной малыш, у которого все просто “горит в руках”. Есть смысл обратить внимание на качество работы.
4. Классификации.
Цель: задание выявляет уровень сформированности понятийного, словесно-логического мышления ребенка, способность находить существенные признаки и по этим признакам объединять различные объекты.
Описание: Произносим 4 слова, ребенок должен какое слово лишнее, и объяснить почему.
- Змея, еж, заяц, лошадь.
- Скрипка, гитара, арфа, барабан.
- Тетрадь, учебник, блокнот, карандаш.
- Жук, паук, бабочка, муха.
- Гнездо, юрта, дом, многоэтажный дом.
- Груша , банан, помидор, яблоки.
- Василек, мак, роза, кактус.
- Сова, ласточка, воробей, голубь.
- Мальчик, женщина, мужчина, старик.
- Самолет, ракета, вертолет, танк.
5. Тест Корректурная проба.
Цель: Задание для определения объема внимания (количество просмотренных букв) и его концентрации (количество сделанных ошибок). Вы можете использовать подобные задания в качестве упражнений для тренировки внимания.
Описание: Для корректурных проб подойдет любой печатный текст: журналы, газеты. Ребенок должен как можно быстрее отыскать те или иные буквы, вычеркивая их.
Оценка: Если ребенок просматривает за 5 минут 400 знаков и более – у него хорошее внимание.
Если допускает менее 5 ошибок, можно говорить о высокой степени концентрации внимания.
Детский сад - рисуночная методика
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада".
Это не отнимет у педагога много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.
Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если педагог просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Что такое внимание?
Внимание — направленность и сосредоточенность психики на определенном объекте. Психологи различают два вида внимания.
Легче всего сосредотачиваться на тех объектах окружающего мира, которые интересны и важны в данный момент. Яркий свет, внезапный звук, резкий запах, необычный вкус,что-тоновое, неожиданное, удивительное, интересное для человека — всё это невольно привлекает наше внимание. Такой его вид называется непроизвольным. Непроизвольное внимание не требует управляемого выбора объекта внимания, не требует усилий, чтобы его удержать и сохранить. Оно свойственно всем людям от рождения, а в дошкольном возрасте является преобладающим. Именно поэтому, когда начинается обучение ребёнка на этом этапе, оно строится, прежде всего, на игре, красочной наглядности и пробуждении интереса ребенка к объекту внимания.
Произвольное внимание отличается своей осознанностью и целенаправленностью: мы сами выбираем объект, на котором хотим сосредоточиться. Без управления своим вниманием невозможно с успехом учиться в школе, в вузе и эффективно трудиться. Первые попытки управлять своим вниманием ребенок предпринимает уже в 6 лет, когда заставляет себя сосредоточиться на чем-товажном, жертвуячем-нибудьинтересным. Такие попытки требуют от него физических усилий и воли, поэтому малышу трудно долгое время заниматься одним и тем же, он легко отвлекается и утомляется. Однако взрослые могут помочь дошкольнику научиться владеть своим вниманием еще в детском саду — с помощью развивающих внимание игр и упражнений.
Свойства внимания
Прежде чем вводить развивающие игры, следует определить текущий уровень развития внимания ребенка. Для этого разберемся со свойствами внимания: именно их развитие мы будем проверять с помощью диагностики внимания младших школьников.
1. Объем внимания — токоличество объектов, на которые одновременно может быть направлено внимание ребенка. Это свойство внимания пригодится школьнику при овладении навыками счета.
Объем внимания ребенка в 4–5 лет — 1–2 объекта (причем самых ярких и необычных), в 6 лет — уже 3 объекта, в школьном возрасте — до 5 объектов. Сравните: объем внимания взрослого человека — 7 объектов.
2. Устойчивость вниманияпоказывает, как долго ребёнок может сосредотачиваться на объекте внимания. Это свойство внимания помогает человеку познавать окружающий мир, не отвлекаясь на посторонние связи и малосущественные характеристики, а также формировать внутренний план действий. Навык решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание рисунков — всё это требует устойчивости внимания.
Как показывают исследования, дети 5–6 лет могут заниматься малоинтересным для них делом в 4 раза дольше, чем дети 2–3 лет. Однако даже в этом возрасте наиболее активно и продуктивно заниматься делом дети могут не более 10–15 минут.
3. Концентрация вниманияопределяет, насколько сильно ребенок способен сосредотачиваться на объекте внимания и сопротивляться отвлекающим моментам. Этим свойством внимания мы пользуемся при овладении навыками чтения.
4.Переключение внимания — скорость преднамеренного перехода ребёнка от одного объекта (или вида деятельности) к другому. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность.
5.Распределение внимания — рассредоточение внимания на несколько объектов в одно и то же время, возможность совершать несколько действий сразу. Необходимо для обучения письму.
Последние три свойства внимания у дошкольников, как правило, развиты слабо.
Именно на выявление индивидуальных особенностей этих свойств внимания и направлены методики диагностики внимания, а также тесты на внимание для детей.
Методики диагностики внимания
Для диагностики уровня развития внимания и его свойств у детей существует несколько методик. Ниже следует их краткое описание, картинки к каждой методике можно скачать в конце статьи.
При тестировании следуйте двум основным правилам:
— наилучшие результаты ваш ребёнок покажет за первые 15 минут, после его внимание снизится, поэтому ограничивайтесь только этим временем;
— ведущим видом внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, поэтому обязательно проводите тесты в игровой, интересной ребёнку форме.
Итак, все методики делятся на:
1. задания на диагностику уровня внимания:
— «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару»
— «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?»
— «Найди круг/прямоугольник/треугольник, „спрятанный“ на картинке»
— «Пройди лабиринт». Внимание! В этом задании детям помладше (3–4 года) разрешается помогать себе карандашом или пальчиком, старшие должны стараться «проходить лабиринт» только глазами).
2. задания на диагностику объема и концентрации внимания:
— методика «Корректурная проба»
Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы -5 минут.
Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
3. задания на диагностику устойчивости внимания:
— «Что изображено на картинке?»
Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? Каких животных на рисунке два?». Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.
— «Найди и вычеркни»
На картинке в случайном порядке изображены простые фигуры. Перед тестом ребёнок получает инструкцию:
«Давай поиграем с тобой в игру на внимательность. Я покажу тебе картинку, на которой нарисованы знакомые тебе предметы. Когда я скажу слово „начинай“, ты начнешь искать по строчкам и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать необходимо до тех пор, пока я не скажу слово „стоп“. В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово „начинай“. После этого ты продолжишь делать то же самое,т. е.искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово „конец“. На этом игра завершится».
Время работы — 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ребенку говорятся слова «стоп» и «начинай». Далее подсчитывается количество найденных предметов за каждый интервал времени: примерно равное их количество будет указывать на высокую устойчивость внимания.
4. задания на диагностику переключения внимания:
— методика «Красно-чернаятаблица»
Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время также фиксируется).
Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.
5. задания на диагностику распределения внимания:
— методика «Разный счет»
Ребенок должен написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Вариант: ребенок должен считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратным трем, а говоря вместо них слово «не собьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
— методика «Кольца»
На таблице изображены кольца, имеющие разрыв в разных частях. Ребенок должен как можно быстрее найти и зачеркнуть два типа колец с разрывом в указанных местах (например, справа и сверху). Время работы — 2 мин (10–11 строк для ребенка 6–7 лет).
6. другие задания:
а. на диагностику избирательности внимания («Закрась сначала буквы, а потом цифры»)
б. на уровень развития мышления и внимания (поиск несоответствий «Что перепутал художник?»)
в. на диагностику памяти и внимания:
В течение 30 секунд ребенку предъявляется картинка с изображением предметов, затем картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы типа «Какие предметы нарисованы на картинке? Сколько предметов ты видел на картинке? Что ты видел, ручку или карандаш? Сколько конфет на картинке?»
г. на скоростьориентировочно-поисковыхдвижений глаз:
— таблицы Шульте. Ребенок должен показать и назвать на таблице все числа от 1 до 25 как можно быстрее и без ошибок. По сигналу «Начали!» включается секундомер, и фиксируется время работы с каждой таблицей. Норма — 30–50 секунда на таблицу.
Каждую указанную методику можно использовать не только в качестве теста, но и в качестве развивающего упражнения.
Внимание — особое свойство человеческой психики. На нем базируется и память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться во взрослой жизни.
Тест «Палитра чувств»
Тест предназначается для исследования эмоционального состояния ребенка.
Для проведения этого теста вам понадобиться лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).
Любовь | |
Ненависть | |
Счастье | |
Грусть | |
Злость | |
Страх | |
Одиночество | |
Вина |
Этот тест может проводится только с ребенком, так всей семьей. Ребенка просят на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок абсолютно любой тематики. После того как ребенок закончит рисунок емуу дается бланк с таблицей №1. И зачитываются правила:
«В этой палитре слева написаны чувства, а справа – пустые квадратики. Выбери цвет для каждого из чувств и закрась подходящим по твоему мнению цветом пустой квадрат справа.»
Важное значение в этом тесте несет как цвет, который был подобран ребенком для каждого из чувств, так и стиль самого закрашивания.
Результ теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, подобранный каждому чувству в палитре, с количеством и качеством изображения этого цвета на рисунке.
Этот тест направлен на помощь вашему ребенку выразить красками те чувства, которые он возможно не в состоянии выразить словами. А родителям поможет лучше услышать и понять чувства своего ребенка, а также возможно самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
Тест «Древо пожеланий» В.С. Юркевич
Целью теста является изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
1.Если бы могущественный волшебник смог бы исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (время, дающееся на ответ 6 мин.)
2.Самый мудрый человек на свете мог бы ответить на любые твои вопросы. Какие вопросы бы ты ему задал? (отмечаются первые 5 ответов) – время на ответ 6 мин.
3.Ковер-самолет за одно мгновение готов доставить тебя куда душе угодно. Куда бы ты хотел? (записываются первые 5 ответов) – время для ответа так же 6 мин.
4.Чудо-робот умеет делать все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что бы ты попросил сделать у него? – время ответа 5 мин.
5.Самая главная книга страны Фантазии. В ней находятся любые истории обо всем на свете. Что бы ты хотел узнать из этой замечательной книги? – время ответа 5 мин.
6.Ты вдрун оказался вместе с мамой в таком месте, где можно все. Ты можешь там делать все, что только тебе захочется. Придумай, что бы ты в захотел делать в таком месте? – (отмечаются первые 5 ответов) – время на ответ дается 4 мин.
Из всех ответов вашего ребенка выбираются ответы связанные с желанием узнавать что-то новое.
Высокий уровень познавательной потребности – это 9 ответов и больше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
1.Высокий уровень – это показатель стремления проникнуть в логические цепочки связи явлений, в этом случае у ребенка налицо исследовательский интерес к миру.
2.Средний уровень – потребность в узнавании нового имеется, но ребенка по большей части привлекает только конкретная информация, причем довольно поверхностная.
3.Низкий уровень – дети готовы удовлетворяться односложно поданной информацией, например их может заинтересовать насколько реально услышанное когда-то в сказке, былине и т.д.
Все эти суждения носят в разной мере познавательный характер, но отличаются различным уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – это иметь игрушки, проводить досуг просто играя, ничему при этом не обучаясь.
Тест "Придумай игру сам"
Ребенку дается задание за 5 мин придумать какую-нибудь игру и в красках поведать о ней, отвечая на такие вопросы родителей:
1. Какое название у твоей игры?
2. В чем смысл игры?
3. Сколько человек должно в ней участвовать?
4. Какие роли ты распределил бы участникам игры?
5. Как будет проходить твоя игра?
6. Каковы правила у придуманной тобой игры?
7. Чем игра должна завершиться?
8. Как ты будешь оценивать результаты игры и успехи участвующих в ней людей?
Результаты теста
В ответах ребенка оценивается не речь, а само содержание созданной им игры. Поэтому, спрашивая ребенка, родителю надо помогать ему — задавая наводящие вопросы, которые, однако при этом не подсказывая ему ответ.
Критерии оценки смысла задуманной ребенком игры в данном тесте такие:
1. Креативность.
2. Продуманность всех условий.
3. Наличие в игре ролей для многих участников.
4. Наличие в этой игре определенных правил.
5. Точность критериев оценки успешности завершения игры.
По каждому из выше перечисленных критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает совершенное отсутствие в игре любого из признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие признака, но очень слабая его выраженность. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре того или иного признака.
По всем этим критериям и признакам созданная фантазией ребенка игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа подсчитанных баллов делается вывод об уровне развития воображения.
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов - низкий.
0-3 балла - очень низкий.
Тест "Придумай рассказ сам"
Дайте задание ребенку придумать сказку или рассказ. В ходе рассказа воображение ребенка оценивается по таким признакам:
1. Скорость работы воображения.
2. Необычность, креативность образов.
3. Богатство фантазии.
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.
По каждому из этих признаков рассказ должен получить от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится только тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен не очень сильно. 2 балла рассказ зарабатывает только тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен очень сильно.
Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то родитель, проводящий тест, сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок смог придумать сюжет рассказа к концу отведенной ему на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а два или даже три разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.
Креативность, оригинальность образов определяется таким способом.
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, здесь он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя коррективы, придумал новые детали, то оригинальность его воображения оценивается в 1 баллом. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов фантазии фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.
Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок заслуженно получает 2 балла. Если общее количество деталей выше указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе маловато, но в целом не менее 5, то богатство воображения ребенка оценивается в 0 баллов.
Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему свое центральное место в его рассказе. Здесь также выставляются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает в том случае, когда центральный объект его рассказа изображен весьма поверхностно, без детальной проработки всех его признаков. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация довольно умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем очень подробно, со множеством характеристик и деталей.
Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, насколько большой интерес и эмоции все это вызывает у слушателя.
Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, ординарны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе немалый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре совсем угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу. И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этом тесте может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.
Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка родителю легче было записывать и далее анализировать создания воображения ребенка по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.
Оценка воображения и фантазии ребёнка
0 1 2
1. Скорость процессов фантазии
2. Необычность, креативность образов
3. Богатство фантазии (разнообразие образов)
4. Глубина и проработанность (детализированность) образов
5. Впечатлительность, эмоциональность образов
По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Критерии оценки агрессивности ребенка
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
- Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
- Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность — 7—14 баллов.
Низкая агрессивность — 1—6 баллов.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.