Реализуемые образовательные программы
Основная и дополнительные образовательные программы
№ п/п |
Вид образовательной программы |
Уровень образования |
Наименование (направленность) образовательной программы |
форма обучения, срок освоения |
1 |
Основная |
Дошкольное образование |
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования " Истоки " под редакцией Л.А. Парамоновой |
очная, 5 лет |
2 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 7 лет |
Программа «Музыкальные шедевры», Радынова О.П |
очная, 5 лет |
3 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 7 лет |
Программа музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. |
очная, 5 лет |
4 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 3 до 7 лет |
Программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра», по ред. Л.В. Коломийченко |
очная, 4 года |
5 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 4 до 7 лет |
Программа «Саган Дали» Могоевой Д.Д Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. |
очная, 3 года |
6 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 3 лет |
Программа «Первые шаги» Е.О.Смирнова, Л.Н. Галагузова, С.Ю. Мещерякова |
очная, 1 год |
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 95 разработана с учетом примерной ООП дошкольного образования "Истоки", разработанная коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, научный руководитель Л.А. Парамонова, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют:
•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
•творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
•уважительное отношение к результатам детского творчества.
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- Социально – коммуникативное развитие дошкольников педагоги учреждения реализуют через парциальную программу «Дорогой добра» под редакцией Л.В. Коломийченко.
Основная цель программы: формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного к достояниям культуры, как результатам человеческого труда, уважительного к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.). Своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально – коммуникативного развития дошкольников
В содержании программы в качестве основы выступает общение ребёнка с взрослыми. Программа направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).
С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах социально-коммуникативного развития задачи в программе представлены по разделам, а их дифференциация по возрастным периодам – в блочно – тематических планах.
Содержание программы представлено в следующих разделах:
Раздел программы |
Блоки раздела |
«Человек среди людей» |
«Я – человек: я мальчик, я – девочка» «Мужчины и женщины» «Моя семья» «Детский сад – мой второй дом» |
«Человек в истории» |
«Появление и развитие человека на Земле» «История семьи» «история детского сада» «Родной город» «Родная страна» «Моя Земля» |
«Человек в культуре» |
«Русская традиционная культура» «Культура других народов» |
«Человек в своем крае» |
«Родной край» |
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Возрастная категория |
младшая группа 3-4 года |
средняя группа 4-5 лет |
старшая группа 5-6 лет |
подготовительная группа 6-7 лет |
Разделы |
"Человек среди людей" |
Человек среди людей" "Человек в истории" "Человек в культуре" |
"Человек среди людей" |
"Человек среди людей" "Человек в истории" |
Художественно – эстетическое развитие детей музыкальные руководители учреждения реализуют через программы «Музыкальные шедевры», Радыновой О.П. и программу музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
Основные цели работы музыкальных руководителей по этим программам: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку не дает чувствовать ребенка некомпетентным в том или ином виде деятельности. Формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с раннего возраста
3.Программа «Музыкальные шедевры» - в настоящее время единственная программа по слушанию музыки и ориентирована на детей от трех до семи лет.
Цель программы «Музыкальные шедевры» – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
-музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
-песня, танец, марш;
-музыка рассказывает о животных и птицах;
-природа и музыка;
-сказка в музыке;
-музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей». Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений. Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры». Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
4.Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
В программе определены:
- задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;
- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;
- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;
- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;
- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.
Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.
Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.
Программу «Ладушки» тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Программа предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала, который заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Задачи программы «Ладушки»
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре русского народа.
Подготовить детей к освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Формы организации: различные виды занятий (типовые, комплексные, доминантные, тематические), вечера досуга, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
5.Национально-региональный компонент реализуется через обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку. Учитель бурятского языка в своей работе использует программы «Саган Дали» Могоевой Д.Д. и учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. Основная цель: воспитание интереса и уважения к культуре бурятского народа. Формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации. Овладение детьми первичной коммуникации на бурятском языке. Ведущая цель программы: Формировать у детей речевые умения (аудирование, говорение) и навыки (произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи.
6.Для эффективного решение проблем адаптационного периода детей раннего возраста и созданию благоприятных условий для пребывания в детском саду воспитатели используют в работе программу «Первые шаги» Е.О.Смирновой, Л.Н. Галагузовой, С.Ю. Мещеряковой. Основная цель: Обеспечение преемственности раннего и дошкольного возраста. Развитие целостной личности ребенка.