Образовательная деятельность
Образовательная деятельность в ДОУ |
|
Предметом деятельности Учрежденияявляетсяпредоставление муниципальной услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Реализация Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 95, которая состоит из обязательной части, разработанной на основе примернойосновной образовательной программы дошкольного образования: «Истоки», научный руководитель Л.А. Парамонова и части, формируемой участниками образовательных отношений учреждения, где представлены парциальные программы:
-
Программа «Музыкальные шедевры», О.П. Радыновой;
-
Программа музыкального воспитания детей «Ладушки», И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой;
-
Программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра», под ред. Л.В. Коломийченко;
-
Программа «Саган Дали», Д.Д. Могоевой;
-
Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э», Г.-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой;
-
Программа «Первые шаги», Е.О. Смирновой, Л.Н. Галагузовой
Главным критерием отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной – как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
.
Обучение и воспитание в учреждении ведется на русском языке.
Уровень образования - дошкольное образование
Организация образовательного процесса
-
Основной структурной единицей детского сада является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют общеразвивающую направленность.
-
Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей, специфики основной образовательной программы, а также с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
-
Перевод детей из одной возрастной группы в другую осуществляется на основании приказа руководителя Учреждения 1 сентября текущего года. Продолжительность периода пребывания на каждом этапе обучения и воспитания для детей в каждой возрастной группе – 1 год.
-
Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе до достижения ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования.
-
Образовательный процесс в Учреждении предусматривает обеспечение развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей воспитанников.
-
Образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении в разных формах деятельности: групповые, фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, дидактические игры, чтение познавательной и художественной литературы, тематические экскурсии, наблюдения на прогулке, в группе в процессе экспериментальной деятельности, проведение плановых развлечений, досугов, праздников.
-
Образовательная программа ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
-
При реализации образовательной программы Учреждения может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическими работниками Учреждения в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
-
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими детьми. Для детей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не могут посещать Учреждение, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования может проводиться на дому или в медицинских организациях.
-
Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели. Дети с подозрением на заболевание в Учреждение не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей, до прихода родителей (законных представителей) или направляют в лечебное учреждение.
-
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в Учреждение только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, рекомендаций, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.
-
Режим дня в Учреждении устанавливается в соответствии с возрастными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию.
-
Организация образовательного процесса определяется основной образовательной программой Учреждения, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам ДО.
-
Для детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 минут. Образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Возможно осуществление образовательной деятельности на игровой площадке во время прогулки.
-
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут,
для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,
для детей от 6 и до достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний, но не позже достижения ими возраста восьми лет - не более 30 минут.
-
Максимально объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют не менее 10 минут.
-
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
-
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.п.
-
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
-
Домашние задания воспитанникам Учреждения не задаются.
-
Учреждение реализует дополнительные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
-
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием занятий, разрабатываемым Учреждением самостоятельно.
-
В соответствии с целями, задачами и предметом деятельности Учреждение помимо основной деятельности, финансируемой в установленном законодательством порядке, может оказывать по договору следующие виды платных образовательных услуг:
- хореография;
- подготовка к школе;
- изодеятельность;
- логопедия.
-
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
-
Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста не проводятся за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Основные и дополнительные образовательные программы
№ п/п |
Вид образовательной программы (основной, дополнительной) |
Уровень образования |
Наименование (направленность) образовательной программы |
форма обучения, срок освоения |
1 |
Основная |
Дошкольное образование |
Примерная образовательная программа дошкольного образования " Истоки " под редакцией Л.А. Парамоновой |
очная, 5 лет |
2 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 7 лет |
Программа «Музыкальные шедевры», Радынова О.П |
очная, 5 лет |
3 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 7 лет |
Программа музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева. |
очная, 5 лет |
4 |
Дополнительная |
дошкольное образование дети с 3 до 7 лет |
Программа дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Дорогою добра», по ред. Л.В. Коломийченко |
очная, 4 года |
5 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 4 до 7 лет |
Программа «Саган Дали» Могоевой Д.Д Учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. |
очная, 3 года |
6 |
Дополнительная |
Дошкольное образование дети с 2 до 3 лет |
Программа «Первые шаги» Е.О.Смирнова, Л.Н. Галагузова, С.Ю. Мещерякова |
очная, 1 год |
1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 95 разработана с учетом примерной ООП дошкольного образования "Истоки", разработанная коллективом авторов – сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, научный руководитель Л.А. Парамонова, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения цели Программы первостепенное значение имеют:
•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
•творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
•уважительное отношение к результатам детского творчества.
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
2. Социально – коммуникативное развитие дошкольников педагоги учреждения реализуют через парциальную программу «Дорогой добра» под редакцией Л.В. Коломийченко.
Основная цель программы: формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного - к людям, бережного к достояниям культуры, как результатам человеческого труда, уважительного к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям и др.). Своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социально – коммуникативного развития дошкольников
В содержании программы в качестве основы выступает общение ребёнка с взрослыми. Программа направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми. Она является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).
С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах социально-коммуникативного развития задачи в программе представлены по разделам, а их дифференциация по возрастным периодам – в блочно – тематических планах.
Содержание программы представлено в следующих разделах:
Раздел программы |
Блоки раздела |
«Человек среди людей» |
«Я – человек: я мальчик, я – девочка» «Мужчины и женщины» «Моя семья» «Детский сад – мой второй дом» |
«Человек в истории» |
«Появление и развитие человека на Земле» «История семьи» «история детского сада» «Родной город» «Родная страна» «Моя Земля» |
«Человек в культуре» |
«Русская традиционная культура» «Культура других народов» |
«Человек в своем крае» |
«Родной край» |
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Возрастная категория |
младшая группа 3-4 года |
средняя группа 4-5 лет |
старшая группа 5-6 лет |
подготовительная группа 6-7 лет |
Разделы |
"Человек среди людей" |
Человек среди людей" "Человек в истории" "Человек в культуре" |
"Человек среди людей" |
"Человек среди людей" "Человек в истории" |
Художественно – эстетическое развитие детей музыкальные руководители учреждения реализуют через программы «Музыкальные шедевры», Радыновой О.П. и программу музыкального воспитания детей «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.
Основные цели работы музыкальных руководителей по этим программам: введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой, поскольку не дает чувствовать ребенка некомпетентным в том или ином виде деятельности. Формирование основ музыкальной культуры детей, начиная с раннего возраста
3.Программа «Музыкальные шедевры» - в настоящее время единственная программа по слушанию музыки и ориентирована на детей от трех до семи лет.
Цель программы «Музыкальные шедевры» – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
-музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
-песня, танец, марш;
-музыка рассказывает о животных и птицах;
-природа и музыка;
-сказка в музыке;
-музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Особенность подбора определенных методов зависит во многом от возраста детей, ведь в раннем возрасте в основном через практические и наглядно-зрительные, а затем и наглядно-слуховые методы можно показать определенный характер музыки. О. Радынова рассматривает и формы организации музыкальной деятельности детей, поскольку процесс слушания (восприятия музыки) может использоваться в тематических занятиях, театральных постановках или, например, концертах. Выписаны автором и критерии оценки уровня «сформированности музыкальной культуры детей». Нам видится, вполне вероятным адаптировать данную программу и для раннего возраста. Основным положительным качеством данной программы, несомненно, является большое количество изучаемых произведений
Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.
Программа «Музыкальные шедевры» основана на накоплении ребенком опыта восприятия музыкального искусства подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда и который предполагает определенный сензитивный период (до трех лет). Чтобы «овладеть» музыкальным языком, чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок должен находиться в музыкальной среде, накопить опыт восприятия музыкальных произведений высокого искусства. Накапливая опыт восприятия различной по стилю музыки, ребенок постигает «интонационный словарь» разных эпох.
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры». Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности), контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности. Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.
Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.
4.Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
В программе определены:
- задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;
- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;
- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;
- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;
- рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.
Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.
Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.
Программу «Ладушки» тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Программа предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала, который заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Задачи программы «Ладушки»
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре русского народа.
Подготовить детей к освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Формы организации: различные виды занятий (типовые, комплексные, доминантные, тематические), вечера досуга, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения, самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.
5.Национально-региональный компонент реализуется через обучение детей дошкольного возраста бурятскому языку. Учитель бурятского языка в своей работе использует программы «Саган Дали» Могоевой Д.Д. и учебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э» Г-Х.Ц. Гунжитовой, О.А. Дареевой, Б.Д. Шожоевой. Основная цель: воспитание интереса и уважения к культуре бурятского народа. Формирование у детей положительного отношения и интереса к бурятскому языку, развитие навыков социальной межкультурной коммуникации. Овладение детьми первичной коммуникации на бурятском языке. Ведущая цель программы: Формировать у детей речевые умения (аудирование, говорение) и навыки (произносительные, лексические и грамматические) устной бурятской речи.
6.Для эффективного решение проблем адаптационного периода детей раннего возраста и созданию благоприятных условий для пребывания в детском саду воспитатели используют в работе программу «Первые шаги» Е.О.Смирновой, Л.Н. Галагузовой, С.Ю. Мещеряковой. Основная цель: Обеспечение преемственности раннего и дошкольного возраста. Развитие целостной личности ребенка.